Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

25.07.2011 Судебное постановление А63-11506/2010.


033/2011-17770(1)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
 
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Краснодар Дело № А63-11506/2010 25 июля 2011 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе 
председательствующего Леоновой О.В., судей Айбатулина К.К. и Чесняк Н.В., при 
участии в судебном заседании от истца – общества с ограниченной ответственностью 
«Строительно-монтажное управление № 4» (357500, г. Пятигорск, Суворовский проезд, 1; 
ИНН 2632060216, ОГРН 1022601620260) – Марченко И.Г. (доверенность от 20.12.2010), 
от ответчика – некоммерческого партнерства «Саморегулируемая региональная 
организация строителей Северного Кавказа» (355000, г. Ставрополь, ул. Мира, 274, 5; 
ИНН 2634083547, ОГРН 1082600002143) – Килькииновой Л.В. (доверенность 
от 12.01.2011), рассмотрев кассационную жалобу некоммерческого партнерства
«Саморегулируемая региональная организация строителей Северного Кавказа» на 
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2010 по делу 
№ А63-11506/2010 (судьи Сулейманов З.М., Жуков Е.В., Параскевова С.А.), установил 
следующее.
 
ООО «Строительно-монтажное управление № 4» (далее – общество) обратилось в 
арбитражный суд с иском к НП «Саморегулируемая региональная организация строителей 
Северного Кавказа» (далее – организация) о взыскании 300 тыс. рублей задолженности в 
виде взноса в компенсационный фонд. В обоснование иска общество указало, что в целях 
создания саморегулируемой организации, действующей в сфере строительства, 03.03.2009 
внесло в компенсационный фонд ответчика 300 тыс. рублей. Поскольку до ноября 
2009 года саморегулируемая организация не была зарегистрирована, что не позволяло 
ответчику выдавать допуски на ведение строительных работ, общество направило 
организации заявление от 19.11.2009 № 38 о выходе из членов организации и возврате ею 
компенсационного взноса. В связи с тем, что заявление о выходе подано 19.11.2009, а 2 А63-11506/2010
ответчик приобрел статус саморегулируемой организации 23.11.2009, компенсационный 
взнос, по мнению истца, подлежит возврату.
 
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 08.02.2011 (судья
Рева И.В.) в иске отказано. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для возврата 
истцу взноса в компенсационный фонд ввиду того, что заявление общества о выходе из 
членов организации и возврате ему компенсационного взноса получено ответчиком 
24.11.2009, т. е. после приобретения им статуса саморегулируемой организации и наличия 
на это законодательного запрета, установленного пунктом 13 статьи 13 Федерального 
закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Закон о 
СРО).
 
Постановлением апелляционного суда от 17.05.2011 решение отменено, иск 
удовлетворен. Судебный акт мотивирован тем, что Закон о СРО и Градостроительный 
кодекс Российской Федерации не применимы к спорным правоотношениям, поскольку 
общество подало заявление о выходе из членов некоммерческого партнерства 19.11.2009, 
т. е. до государственной регистрации последнего в качестве саморегулируемой 
организации, и к перечисленным обществом денежным средствам в размере 
300 тыс. рублей не применяется правовой режим взноса в компенсационный фонд. В силу 
абзаца 4 пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 12.01.1006 № 7-ФЗ 
«О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) в 
случае выхода из некоммерческого партнерства не возвращаются только членские взносы,
поэтому спорная сумма подлежит взысканию как неосновательное обогащение ответчика. 
 
В кассационной жалобе организация просит отменить постановление 
апелляционного суда и оставить в силе решение. По мнению заявителя, письмо общества 
от 19.11.2009 получено организацией 24.11.2009, которая с 23.11.2009 приобрела статус 
саморегулируемой организации, и с этого момента общество являлось ее членом. 
Получение организацией письма 24.11.2009 подтверждается приложенной обществом к 
исковому заявлению копией заявления от 19.11.2009 с входящим штампом ответчика и
журналом входящей/исходящей корреспонденции. В соответствии с уставом 
организации членские взносы не возвращаются в случае выхода из ее членов. К спорной 
сумме следует применить правовой режим взноса в компенсационный фонд 
саморегулируемой организации, запрещающий их возврат. Материалы дела 
подтверждают волю общества на перечисление денежных средств в качестве взноса в 
компенсационный фонд. В силу пункта 2 статьи 55.4 Градостроительного кодекса 
Российской Федерации взносы в компенсационный фонд некоммерческого партнерства 3 А63-11506/2010
должны быть оплачены его членами до приобретения им статуса саморегулируемой 
организации. Апелляционный суд неправильно применил нормы материального права. 
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить постановление 
апелляционной инстанции без изменения, указывая, что спорная сумма не может 
рассматриваться как взнос в компенсационный фонд, поскольку внесена сторонней 
организацией, не являющейся членом некоммерческого партнерства.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в 
кассационной жалобе и отзыве.
 
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон, 
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление 
апелляционного суда следует отменить.
 
Как видно из материалов дела, некоммерческое партнерство «Региональное 
объединение строителей Ставропольского края» зарегистрировано в качестве 
некоммерческой организации 20.10.2008, о чем в Единый государственный реестр 
юридических лиц внесена соответствующая запись. Согласно пунктам 1.1 и 3.1 устава 
некоммерческое партнерство создано в целях организации предпринимательской 
деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов членов 
партнерства, осуществляющих деятельность в сфере строительства и смежных с ним 
областях, а также саморегулирования и ориентации его членов на достижение конечного 
результата – гарантии безопасности населения и территории путем обеспечения 
надежности зданий и сооружений.
 
Согласно пункту 9.14 устава некоммерческого партнерства лицу, прекратившему 
членство в партнерстве (организации), не возвращаются уплаченный вступительный 
взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд партнерства (организации).
Общество обратилось в некоммерческое партнерство с заявлением от 13.07.2009 
№ 25 о вступлении в его члены, в котором гарантировало соблюдение 
Градостроительного кодекса Российской Федерации, выполнение требований 
Федерального закона от 22.07.2008 № 148 ФЗ «О внесении изменений в 
Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты 
Российской Федерации» о компенсационном фонде. На заседании Совета 
некоммерческого партнерства 23.07.2009 принято решение о принятии общества в состав 
его членов (выписка из протокола от 23.07.2009 № 7).4 А63-11506/2010
Ранее общество по платежному поручению от 03.03.2009 № 116 перечислило 
некоммерческому партнерству 300 тыс. рублей, указав в назначении платежа «целевое 
финансирование – компенсационный фонд».
 
19 ноября 2009 года общество направило организации письмо № 38, в котором 
указало на односторонний выход из некоммерческого партнерства в связи с 
неполучением ответчиком статуса саморегулируемой организации и просило возвратить 
300 тыс. рублей взноса, внесенного в компенсационный фонд.
23 ноября 2009 года ответчик получил статус саморегулируемой организации и 
включен в реестр, номер реестровой записи 77 (уведомление от 30.11.2009 
№ НК-45/232-СРО). 
 
1 декабря 2009 года организация направила обществу письмо, в котором со 
ссылкой на статью 8 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих 
организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) и пункт 9.14 устава 
сообщила, что взнос в компенсационный фонд возврату не подлежит.
11 января 2010 года организация в письме № 7 сообщила обществу о принятом 
решении от 11.12.2009 о прекращении членства последнего в саморегулируемой 
организации и о том, что в связи с поступлением заявления о выходе после получения 
ответчиком статуса саморегулируемой организации взнос в компенсационный фонд в 
силу части 4 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации и 
пункта 9.14 устава не подлежит возвращению. 
 
Отказ в возвращении взноса в компенсационный фонд явился основанием для 
обращения общества с иском в арбитражный суд.
 
Согласно пункту 2 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации 
некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, 
основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, при условии ее 
соответствия следующим требованиям: 1) объединение в составе некоммерческой 
организации в качестве ее членов не менее чем сто индивидуальных предпринимателей и 
(или) юридических лиц; 2) наличие компенсационного фонда, сформированного в размере 
не менее чем один миллион рублей на одного члена некоммерческой организации или, 
если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской 
ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие 
недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального 
строительства, в размере не менее чем триста тысяч рублей на одного члена 
некоммерческой организации; 3) наличие документов, предусмотренных частью 1 статьи 
55.5 данного Кодекса.5 А63-11506/2010
 
В силу пункта 13 статьи 13 Закона о СРО, в редакции, действовавшей в спорный 
период, не допускается осуществление выплат из компенсационного фонда, за 
исключением выплат в целях обеспечения имущественной ответственности членов 
саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, 
услуг) и иными лицами. Не допускается возврат взносов членам саморегулируемой 
организации.
 
Суд первой инстанции, отказывая в иске, пришел к выводу о том, что заявление 
общества о выходе из членов некоммерческого партнерства от 19.11.2009 № 38 получено 
организацией 24.11.2009, которая с 23.11.2009 приобрела статус саморегулируемой 
организации, поэтому в силу пункта 13 статьи 13 Закона о СРО отсутствуют основания 
для возвращения взноса, внесенного обществом в компенсационный фонд.
Апелляционный суд, отменяя решение, исходил из того, что общество обратилось с 
заявлением о выходе и возвращении взноса 19.11.2009. т. е. до государственной 
регистрации организации, в связи с чем на спорные правоотношения не распространяется 
Закон о СРО.
 
Между тем общество при обращении в арбитражный суд приложило к исковому 
заявлению копию письма от 19.11.2009 № 38 с оттиском штампа организации и записью
«вход. № 27 от 24.11.20009». Организация в письме от 11.01.2010 № 7 указывала на 
получение ею письма общества 24.11.2009. Переоценивая установленное судом первой 
инстанции обстоятельство (получение ответчиком заявления общества 24.11.2009), суд 
апелляционной инстанции не привел доказательства, подтверждающие получение 
заявления ранее 24.11.2009. Такие доказательства в материалах дела отсутствуют. Ссылка 
в письме ответчика от 01.12.2009 № 25 на подачу истцом заявления о выходе 19.11.2009 
не доказывает получение его организацией ранее указанной на штампе даты (24.11.2009). 
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, общество перечислило взнос 
в компенсационный фонд некоммерческого партнерства как саморегулируемой 
организации.
 
Поскольку заявление общества о выходе получено организацией 24.11.2009, то в 
силу прямого указания закона у организации отсутствуют правовые основания для 
выплаты взноса, внесенного обществом в компенсационный фонд. Кроме того, в силу 
подпункта 1.1 пункта 1 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации 
(введенной Федеральным законом от 27.07.2010 № 240-ФЗ) в случае добровольного 
выхода члена саморегулируемой организации из саморегулируемой организации членство 
в саморегулируемой организации прекращается со дня поступления в саморегулируемую 
организацию заявления члена саморегулируемой организации о добровольном 
прекращении его членства в этой организации.6 А63-11506/2010
 
Суд первой инстанции со ссылкой на пункт 9.14 устава организации, статью 8 
Закона о некоммерческих организациях, статьи 55.2 и 55.4 Градостроительного кодекса 
Российской Федерации, статью 13 Закона о СРО правильно указал на то, что уплаченные
обществом денежные средства в компенсационный фонд организации не подлежат 
возврату. 
 
При таких обстоятельствах постановление апелляционного суда следует отменить, 
а решение суда первой инстанции – оставить в силе.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального 
кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского 
округа
 
ПОСТАНОВИЛ:
 
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2010 по делу 
№ А63-11506/2010 отменить.
 
Оставить в силе решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.02.2011.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное 
управление № 4» в пользу некоммерческого партнерства «Саморегулируемая 
региональная организация строителей Северного Кавказа» 2 тыс. рублей судебных 
расходов за подачу кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий О.В. Леонова
Судьи К.К. Айбатулин
Н.В. Чесняк
Что Вы думаете о судьбе законопроекта по частичной оплате ЧВ Нацобъединениям за счёт доходов от размещения КФ?
Последние комментарии