Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

29.09.2010 Судебное решение А47-33/2010.


77/2010-64520(1)
Арбитражный суд Оренбургской области
 
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
 
по делу об оспаривании постановления
об административном правонарушении
г. Оренбург
29 сентября 2010 года Дело № А47-33/2010
Резолютивная часть решения объявлена 29.09.2010 года.
Решение изготовлено в полном объеме 29.09.2010 года.
Арбитражный суд Оренбургской области в составе 
судьи Сиваракши В.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем 
судебного заседания Насыбуллиной А.Г., рассмотрев в открытом судебном 
заседании дело по заявлению НП «Саморегулируемая организация «Альянс 
строителей Оренбуржья» (г.Оренбург) № 571 от 11.01.2010 года к Управлению 
Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (г.Оренбург) о 
признании незаконным постановления № 8622 от 28.12.2009 года о наложении 
штрафа по делу об административном правонарушении № 05-18-03/2009,
представители сторон:
 
от заявителя: Криницына Екатерина Сергеевна – начальник юр. отдела 
(доверенность № 01-юр от 28.09.2010 года, постоянная);
от заинтересованного лица: Филиппов Александр Владимирович –
ведущий специалист-эксперт (доверенность № б/н от 24.09.2010 года, 
постоянная); 
 
У С Т А Н О В И Л:
 
НП «Саморегулируемая организация «Альянс строителей Оренбуржья» 
(далее – Партнерство) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с 
заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по 
Оренбургской области (далее – Управление) о признании незаконным 
постановления № 8622 от 28.12.2009 года о наложении штрафа по делу об 
административном правонарушении № 05-18-03/2009.
 
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 21.01.2010 
года производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу 
решения суда по делу № А47-12058/2009.
 
Решение суда по делу № А47-12058/2009 вступило в законную силу, и в 
связи с устранением обстоятельств, явившихся основанием для приостановления 2 А47-33/2010
производства по делу, суд 14.09.2010 года возобновил производство по 
настоящему делу.
 
Отводов суду, секретарю судебного заседания и ходатайств не заявлено.
В открытом судебном заседании судом установлено следующее. 
Партнерство является некоммерческой организацией, основанной на 
членстве индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, 
осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов 
строительства, некоммерческой организацией, созданной для содействия ее 
членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, 
предусмотренных Уставом (п. 1.1 Устава Партнерства, утвержденного общим 
собранием учредителей партнерства – протокол № 4 от 27.08.2009 года).
18.11.2008 года была Управлением Федеральной налоговой службы по 
Оренбургской области в ЕГРЮЛ внесена запись о создании некоммерческой 
организации – Партнерства.
 
20.11.2008 года Управлением Министерства юстиции Российской 
Федерации внесена запись о некоммерческой организации – Партнерстве – в 
ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций.
06.08.2009 года Партнерство включено в Государственный реестр 
саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих 
строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального 
строительства, регистрационный номер записи – СРО-С-024-06082009, номер 
реестровой записи – 24 (уведомление о внесении сведений в государственный 
реестр саморегулируемых организаций № 5К-45/1998 от 07.08.2009 года).
Одной из основных целей деятельности Партнерства в соответствии с 
п. 3.1 его Устава является предупреждение причинения вреда жизни или 
здоровью физических лиц, имуществу физических лиц или юридических лиц, 
государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни 
или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия 
(памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации вследствие 
недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов 
капитального строительства и выполняются членами Партнерства.
Высшим органом управления Партнерства является общее собрание его 
членов (п. 11.1 Устава).
 
Постоянно действующим коллегиальным органом управления Партнерства 
является Совет Партнерства, который формируется из числа индивидуальных 
предпринимателей – членов Партнерства – и представителей юридических лиц –
членов Партнерства (п. 12.1 Устава). 
 
В 2009 году в соответствии с положением п. 2 ч. 2 ст. 55.5 
Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) был разработан проект Правил 
Саморегулирования Партнерства, пунктом 5 которого были предусмотрены 
требования к страховым организациям.
 
На общем собрании членов Партнерства 24.04.2009 года в ходе обсуждения 
вопроса об утверждении Правил саморегулирования один из членов Партнерства 
– Быков В.И. – предложил выделить из Правил пункт 5, который содержит 3 А47-33/2010
требования к условиям страхования гражданской ответственности, в отдельный 
документ.
 
По итогам голосования Правила саморегулирования были единогласно 
утверждены, и Совету Партнерства поручено разработать и утвердить 
Положение об аккредитации, в котором необходимо предусмотреть требования к 
условиям страхования гражданской ответственности за причинение вреда 
третьим лицам (протокол № 2 от 24.04.2009 года). 
 
Реализуя предоставленные полномочия, Совет Партнерства разработал и 
утвердил Положение о порядке аккредитации страховых организаций, 
рекомендованных для осуществления страхования гражданской ответственности 
членов НП «Альянс строителей Оренбуржья» (протокол № 23 от 16.09.2009 
года).
 
Положение о порядке аккредитации страховых организаций, 
рекомендованных для осуществления страхования гражданской ответственности 
членов НП «Альянс строителей Оренбуржья» (далее – Положение) определяет 
требования к страховым организациям и требованиям к условиям договора 
страхования гражданской ответственности, порядок получения аккредитации, 
отказа в выдаче аккредитации и отзыва аккредитации, что следует из преамбулы 
данного Положения.
 
Пунктом 1.1 Положения установлен порядок аккредитации страховых 
компаний: она осуществляется путем внесения соответствующей записи в реестр 
Организаций (специалистов), аккредитованных при Партнерстве, с целью их 
рекомендации членам Партнерства для осуществления страхования гражданской 
ответственности.
 
Страховая организация, осуществляющая страхование членов Партнерства, 
должна соответствовать следующим требованиям:
- наличие регистрации в качестве юридического лица;
- наличие лицензии на осуществление страхования гражданской 
ответственности за причинение вреда третьим лицам (без ограничений действия), 
выданную Федеральной службой страхового надзора Российской Федерации;
- страховой организацией разработаны и утверждены Правила страхования 
гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков 
работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального 
строительства;
- страховая организация работает на рынке страховых услуг не менее 
десяти лет;
- страховая организация не ведет судебных процессов, имеющих 
существенное значение для ее деятельности;
- в отношении страховой организации не ведется процедура банкротства;
- соответствие маржи платежеспособности страховой организации 
требованиям законодательства;
- наличие уставного капитала в размере не менее 1 млрд. рублей;
- страховая компания имеет рейтинг хотя бы одного из приведенных в 
Положении агентств, при этом присвоенный рейтинг, в зависимости от 4 А47-33/2010
рейтинговых классов указанных рейтинговых агентств, должен быть не ниже 
установленных в данном Положении;
- в портфеле страховой организации должна быть доля строительных 
рисков – доля страховых премий, полученных страховой организацией в 
предыдущем году по договорам страхования строительных рисков (имущества и 
ответственности);
- наличие разветвленной сети филиалов и представительств на территории 
деятельности членов Партнерства, а также наличие собственного капитала в 
сумме не менее 1 млрд. рублей.
 
Такие требования к страховым организациям установлены разделом 2 
Положения, утвержденного Советом Партнерства.
 
При этом в п. 1.3 Положения предусмотрено право члена Партнерства 
заключить договор страхования гражданской ответственности со страховой 
организацией, не аккредитованной при Партнерстве. В этом случае Партнерство 
осуществляет проверку соответствия такой страховой организации требованиям, 
указанным в п. 2.1 Положения.
 
В связи с утверждением и введением в действие данного Положения в 
Управление от ООО «СК «РОСИНВЕСТ» 22.10.2009 года поступила жалоба на 
действия Партнерства, в которой указывалось на то, что члены Партнерства 
могут застраховать гражданскую ответственность только в одной из четырех 
компаний, аккредитованных при Партнерстве или компании, соответствующей 
требованиям, изложенным в Положении. По мнению подателя жалобы, такие 
требования, установленные Партнерством, препятствуют ему осуществлять 
страховую деятельность в равных условиях с иными страховыми компаниями.
Усмотрев в действиях Партнерства признаки нарушения ч. 3 ст. 11 
Федерального закона № 125-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» 
(далее – Закон о защите конкуренции), Управление 06.11.2009 года возбудило 
дело № 05-16-11/2009.
 
Рассмотрев данное дело, 30.11.2009 года Управление пришло к выводу о 
том, что действия Партнерства по установлению не предусмотренных 
действующим законодательством требований к страховым организациям для 
членов СРО нарушают запрет, предусмотренный ч. 3 ст. 11 Закона о защите 
конкуренции, вынесло решение № 7899 и предписание № 7900.
Не согласившись с данными ненормативными правовыми актами 
Управления, Партнерство обжаловало их в арбитражный суд.
 
Решением суда по делу № А47-12058/2009, оставленным без изменения 
судами апелляционной и кассационной инстанций, требования заявителя 
удовлетворены: решение от 30.11.2009 года № 7899 и предписание от 30.11.2009 
года № 7900, вынесенные Управлением, признаны незаконными и отменены.
 
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что правила, 
определенные Положением, предусмотрены лишь для членов партнерства и 
соответствуют одной из наиболее важных и социально значимых целей создания 
партнерства, предусмотренной в ч. 1 ст. 55.1 ГрК РФ и п. 3.1 Устава, а именно -
предупреждению причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, 
имуществу физических лиц или юридических лиц, государственному или 5 А47-33/2010
муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных 
и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) 
народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые 
оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и 
выполняются членами Партнерства.
 
Суды трех инстанций пришли к выводу о том, что регламентация правил 
страхования, в том числе установление требований к страховым организациям, 
является непосредственной реализацией целей деятельности партнерства, как 
саморегулируемой организации, в полной мере отражающей ее содержание, и
подобные действия не подпадают под нарушение антимонопольного 
законодательства, вменяемое партнерству - координацию экономической 
деятельности хозяйствующих субъектов, которая приводит к неблагоприятным 
последствиям для конкуренции (ч. 3 ст. 11 Закона о защите конкуренции).
 
Исходя из этого, суды удовлетворили заявление Партнерства и признали 
незаконными оспариваемые ненормативные акты Управления.
Оспариваемым в рамках настоящего дела постановлением № 8622 от 
28.12.2009 года о наложении штрафа по делу об административном 
правонарушении № 05-18-03/2009 Партнерство привлечено к административной 
ответственности по ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ, предусматривающей ответственность 
за координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, 
недопустимую в соответствии с антимонопольным законодательством 
Российской Федерации.
 
Данное постановление вынесено на основании оспоренного Партнерством 
и признанного судом незаконным решения от 30.11.2009 года № 7899, что 
следует из текста самого постановления.
 
При таких обстоятельствах вступившее в законную силу решение суда по 
делу № А47-12058/2009 имеет преюдициальное значение для рассмотрения 
настоящего спора.
 
Согласно п. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ 
обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом 
арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при 
рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же 
лица. 
 
При этом преюдициальность означает не только отсутствие необходимости 
доказывать ранее установленные вступившим в законную силу решением суда 
обстоятельства, но и запрещает их опровержение. 
 
Указанное решение Арбитражного суда Оренбургской области по делу 
№ А47-12058/2009 имеет преюдициальное значение для настоящего дела по 
смыслу приведенной нормы процессуального закона, поскольку им установлено 
отсутствие в действиях Партнерства нарушения ч. 3 ст. 11 Закона о защите 
конкуренции, устанавливающей запрет координации экономической 
деятельности хозяйствующих субъектов. 
 
Следовательно, основания для привлечения Партнерства к 
административной ответственности по ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ отсутствуют, и6 А47-33/2010
заявленные Партнерством требования подлежат удовлетворению в полном 
объеме. 
 
На основании изложенного заявленные Партнерством требования подлежат 
удовлетворению.
 
В соответствии с частью 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса 
РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении 
к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального 
кодекса РФ, суд
 
Р Е Ш И Л:
 
1. Заявленные требования удовлетворить. 
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной 
антимонопольной службы по Оренбургской области № 8622 от 28.12.2009 года о 
наложении штрафа по делу об административном правонарушении 
№ 05-18-03/2009.
 
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его 
принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба 
в Восемнадцатый арбитражный апелляционный.
 
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в 
Федеральный арбитражный суд Уральского округа (г.Екатеринбург) не позднее 
двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной 
или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатго 
арбитражного апелляционного суда: www.18aac.ru или на интернет-сайте 
Федерального арбитражного суда Уральского округа: www.fasuo.arbitr.ru.
Судья В.И. Сиваракша7 А47-33/2010
Арбитражный суд Оренбургской области
 
Р Е Ш Е Н И Е
 
(резолютивная часть)
г. Оренбург
29 сентября 2010 года Дело № А47-33/2010
Арбитражный суд Оренбургской области в составе 
судьи Сиваракши В.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем 
судебного заседания Насыбуллиной А.Г., рассмотрев в открытом судебном 
заседании дело по заявлению НП «Саморегулируемая организация «Альянс 
строителей Оренбуржья» (г.Оренбург) № 571 от 11.01.2010 года к Управлению 
Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (г.Оренбург) о 
признании незаконным постановления № 8622 от 28.12.2009 года о наложении 
штрафа по делу об административном правонарушении № 05-18-03/2009, 
руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса 
РФ, 
 
Р Е Ш И Л:
 
1. Заявленные требования удовлетворить. 
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной 
антимонопольной службы по Оренбургской области № 8622 от 28.12.2009 года о 
наложении штрафа по делу об административном правонарушении 
№ 05-18-03/2009.
 
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его 
принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба 
в Восемнадцатый арбитражный апелляционный.
 
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в 
Федеральный арбитражный суд Уральского округа (г.Екатеринбург) не позднее 
двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной 
или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатго 
арбитражного апелляционного суда: www.18aac.ru или на интернет-сайте 
Федерального арбитражного суда Уральского округа: www.fasuo.arbitr.ru.
Судья В.И. Сиваракша
Что Вы думаете о судьбе законопроекта по частичной оплате ЧВ Нацобъединениям за счёт доходов от размещения КФ?
Последние комментарии