29.09.2010 Судебное решение А47-33/2010.
77/2010-64520(1)
Арбитражный суд Оренбургской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об оспаривании постановления
об административном правонарушении
г. Оренбург
29 сентября 2010 года Дело № А47-33/2010
Резолютивная часть решения объявлена 29.09.2010 года.
Решение изготовлено в полном объеме 29.09.2010 года.
Арбитражный суд Оренбургской области в составе
судьи Сиваракши В.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем
судебного заседания Насыбуллиной А.Г., рассмотрев в открытом судебном
заседании дело по заявлению НП «Саморегулируемая организация «Альянс
строителей Оренбуржья» (г.Оренбург) № 571 от 11.01.2010 года к Управлению
Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (г.Оренбург) о
признании незаконным постановления № 8622 от 28.12.2009 года о наложении
штрафа по делу об административном правонарушении № 05-18-03/2009,
представители сторон:
от заявителя: Криницына Екатерина Сергеевна – начальник юр. отдела
(доверенность № 01-юр от 28.09.2010 года, постоянная);
от заинтересованного лица: Филиппов Александр Владимирович –
ведущий специалист-эксперт (доверенность № б/н от 24.09.2010 года,
постоянная);
У С Т А Н О В И Л:
НП «Саморегулируемая организация «Альянс строителей Оренбуржья»
(далее – Партнерство) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с
заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по
Оренбургской области (далее – Управление) о признании незаконным
постановления № 8622 от 28.12.2009 года о наложении штрафа по делу об
административном правонарушении № 05-18-03/2009.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 21.01.2010
года производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу
решения суда по делу № А47-12058/2009.
Решение суда по делу № А47-12058/2009 вступило в законную силу, и в
связи с устранением обстоятельств, явившихся основанием для приостановления 2 А47-33/2010
производства по делу, суд 14.09.2010 года возобновил производство по
настоящему делу.
Отводов суду, секретарю судебного заседания и ходатайств не заявлено.
В открытом судебном заседании судом установлено следующее.
Партнерство является некоммерческой организацией, основанной на
членстве индивидуальных предпринимателей и юридических лиц,
осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов
строительства, некоммерческой организацией, созданной для содействия ее
членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей,
предусмотренных Уставом (п. 1.1 Устава Партнерства, утвержденного общим
собранием учредителей партнерства – протокол № 4 от 27.08.2009 года).
18.11.2008 года была Управлением Федеральной налоговой службы по
Оренбургской области в ЕГРЮЛ внесена запись о создании некоммерческой
организации – Партнерства.
20.11.2008 года Управлением Министерства юстиции Российской
Федерации внесена запись о некоммерческой организации – Партнерстве – в
ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций.
06.08.2009 года Партнерство включено в Государственный реестр
саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих
строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального
строительства, регистрационный номер записи – СРО-С-024-06082009, номер
реестровой записи – 24 (уведомление о внесении сведений в государственный
реестр саморегулируемых организаций № 5К-45/1998 от 07.08.2009 года).
Одной из основных целей деятельности Партнерства в соответствии с
п. 3.1 его Устава является предупреждение причинения вреда жизни или
здоровью физических лиц, имуществу физических лиц или юридических лиц,
государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни
или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия
(памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации вследствие
недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов
капитального строительства и выполняются членами Партнерства.
Высшим органом управления Партнерства является общее собрание его
членов (п. 11.1 Устава).
Постоянно действующим коллегиальным органом управления Партнерства
является Совет Партнерства, который формируется из числа индивидуальных
предпринимателей – членов Партнерства – и представителей юридических лиц –
членов Партнерства (п. 12.1 Устава).
В 2009 году в соответствии с положением п. 2 ч. 2 ст. 55.5
Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) был разработан проект Правил
Саморегулирования Партнерства, пунктом 5 которого были предусмотрены
требования к страховым организациям.
На общем собрании членов Партнерства 24.04.2009 года в ходе обсуждения
вопроса об утверждении Правил саморегулирования один из членов Партнерства
– Быков В.И. – предложил выделить из Правил пункт 5, который содержит 3 А47-33/2010
требования к условиям страхования гражданской ответственности, в отдельный
документ.
По итогам голосования Правила саморегулирования были единогласно
утверждены, и Совету Партнерства поручено разработать и утвердить
Положение об аккредитации, в котором необходимо предусмотреть требования к
условиям страхования гражданской ответственности за причинение вреда
третьим лицам (протокол № 2 от 24.04.2009 года).
Реализуя предоставленные полномочия, Совет Партнерства разработал и
утвердил Положение о порядке аккредитации страховых организаций,
рекомендованных для осуществления страхования гражданской ответственности
членов НП «Альянс строителей Оренбуржья» (протокол № 23 от 16.09.2009
года).
Положение о порядке аккредитации страховых организаций,
рекомендованных для осуществления страхования гражданской ответственности
членов НП «Альянс строителей Оренбуржья» (далее – Положение) определяет
требования к страховым организациям и требованиям к условиям договора
страхования гражданской ответственности, порядок получения аккредитации,
отказа в выдаче аккредитации и отзыва аккредитации, что следует из преамбулы
данного Положения.
Пунктом 1.1 Положения установлен порядок аккредитации страховых
компаний: она осуществляется путем внесения соответствующей записи в реестр
Организаций (специалистов), аккредитованных при Партнерстве, с целью их
рекомендации членам Партнерства для осуществления страхования гражданской
ответственности.
Страховая организация, осуществляющая страхование членов Партнерства,
должна соответствовать следующим требованиям:
- наличие регистрации в качестве юридического лица;
- наличие лицензии на осуществление страхования гражданской
ответственности за причинение вреда третьим лицам (без ограничений действия),
выданную Федеральной службой страхового надзора Российской Федерации;
- страховой организацией разработаны и утверждены Правила страхования
гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков
работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального
строительства;
- страховая организация работает на рынке страховых услуг не менее
десяти лет;
- страховая организация не ведет судебных процессов, имеющих
существенное значение для ее деятельности;
- в отношении страховой организации не ведется процедура банкротства;
- соответствие маржи платежеспособности страховой организации
требованиям законодательства;
- наличие уставного капитала в размере не менее 1 млрд. рублей;
- страховая компания имеет рейтинг хотя бы одного из приведенных в
Положении агентств, при этом присвоенный рейтинг, в зависимости от 4 А47-33/2010
рейтинговых классов указанных рейтинговых агентств, должен быть не ниже
установленных в данном Положении;
- в портфеле страховой организации должна быть доля строительных
рисков – доля страховых премий, полученных страховой организацией в
предыдущем году по договорам страхования строительных рисков (имущества и
ответственности);
- наличие разветвленной сети филиалов и представительств на территории
деятельности членов Партнерства, а также наличие собственного капитала в
сумме не менее 1 млрд. рублей.
Такие требования к страховым организациям установлены разделом 2
Положения, утвержденного Советом Партнерства.
При этом в п. 1.3 Положения предусмотрено право члена Партнерства
заключить договор страхования гражданской ответственности со страховой
организацией, не аккредитованной при Партнерстве. В этом случае Партнерство
осуществляет проверку соответствия такой страховой организации требованиям,
указанным в п. 2.1 Положения.
В связи с утверждением и введением в действие данного Положения в
Управление от ООО «СК «РОСИНВЕСТ» 22.10.2009 года поступила жалоба на
действия Партнерства, в которой указывалось на то, что члены Партнерства
могут застраховать гражданскую ответственность только в одной из четырех
компаний, аккредитованных при Партнерстве или компании, соответствующей
требованиям, изложенным в Положении. По мнению подателя жалобы, такие
требования, установленные Партнерством, препятствуют ему осуществлять
страховую деятельность в равных условиях с иными страховыми компаниями.
Усмотрев в действиях Партнерства признаки нарушения ч. 3 ст. 11
Федерального закона № 125-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции»
(далее – Закон о защите конкуренции), Управление 06.11.2009 года возбудило
дело № 05-16-11/2009.
Рассмотрев данное дело, 30.11.2009 года Управление пришло к выводу о
том, что действия Партнерства по установлению не предусмотренных
действующим законодательством требований к страховым организациям для
членов СРО нарушают запрет, предусмотренный ч. 3 ст. 11 Закона о защите
конкуренции, вынесло решение № 7899 и предписание № 7900.
Не согласившись с данными ненормативными правовыми актами
Управления, Партнерство обжаловало их в арбитражный суд.
Решением суда по делу № А47-12058/2009, оставленным без изменения
судами апелляционной и кассационной инстанций, требования заявителя
удовлетворены: решение от 30.11.2009 года № 7899 и предписание от 30.11.2009
года № 7900, вынесенные Управлением, признаны незаконными и отменены.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что правила,
определенные Положением, предусмотрены лишь для членов партнерства и
соответствуют одной из наиболее важных и социально значимых целей создания
партнерства, предусмотренной в ч. 1 ст. 55.1 ГрК РФ и п. 3.1 Устава, а именно -
предупреждению причинения вреда жизни или здоровью физических лиц,
имуществу физических лиц или юридических лиц, государственному или 5 А47-33/2010
муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных
и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры)
народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые
оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и
выполняются членами Партнерства.
Суды трех инстанций пришли к выводу о том, что регламентация правил
страхования, в том числе установление требований к страховым организациям,
является непосредственной реализацией целей деятельности партнерства, как
саморегулируемой организации, в полной мере отражающей ее содержание, и
подобные действия не подпадают под нарушение антимонопольного
законодательства, вменяемое партнерству - координацию экономической
деятельности хозяйствующих субъектов, которая приводит к неблагоприятным
последствиям для конкуренции (ч. 3 ст. 11 Закона о защите конкуренции).
Исходя из этого, суды удовлетворили заявление Партнерства и признали
незаконными оспариваемые ненормативные акты Управления.
Оспариваемым в рамках настоящего дела постановлением № 8622 от
28.12.2009 года о наложении штрафа по делу об административном
правонарушении № 05-18-03/2009 Партнерство привлечено к административной
ответственности по ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ, предусматривающей ответственность
за координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов,
недопустимую в соответствии с антимонопольным законодательством
Российской Федерации.
Данное постановление вынесено на основании оспоренного Партнерством
и признанного судом незаконным решения от 30.11.2009 года № 7899, что
следует из текста самого постановления.
При таких обстоятельствах вступившее в законную силу решение суда по
делу № А47-12058/2009 имеет преюдициальное значение для рассмотрения
настоящего спора.
Согласно п. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ
обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом
арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при
рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же
лица.
При этом преюдициальность означает не только отсутствие необходимости
доказывать ранее установленные вступившим в законную силу решением суда
обстоятельства, но и запрещает их опровержение.
Указанное решение Арбитражного суда Оренбургской области по делу
№ А47-12058/2009 имеет преюдициальное значение для настоящего дела по
смыслу приведенной нормы процессуального закона, поскольку им установлено
отсутствие в действиях Партнерства нарушения ч. 3 ст. 11 Закона о защите
конкуренции, устанавливающей запрет координации экономической
деятельности хозяйствующих субъектов.
Следовательно, основания для привлечения Партнерства к
административной ответственности по ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ отсутствуют, и6 А47-33/2010
заявленные Партнерством требования подлежат удовлетворению в полном
объеме.
На основании изложенного заявленные Партнерством требования подлежат
удовлетворению.
В соответствии с частью 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса
РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении
к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального
кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
1. Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной
антимонопольной службы по Оренбургской области № 8622 от 28.12.2009 года о
наложении штрафа по делу об административном правонарушении
№ 05-18-03/2009.
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его
принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба
в Восемнадцатый арбитражный апелляционный.
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в
Федеральный арбитражный суд Уральского округа (г.Екатеринбург) не позднее
двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной
или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатго
арбитражного апелляционного суда: www.18aac.ru или на интернет-сайте
Федерального арбитражного суда Уральского округа: www.fasuo.arbitr.ru.
Судья В.И. Сиваракша7 А47-33/2010
Арбитражный суд Оренбургской области
Р Е Ш Е Н И Е
(резолютивная часть)
г. Оренбург
29 сентября 2010 года Дело № А47-33/2010
Арбитражный суд Оренбургской области в составе
судьи Сиваракши В.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем
судебного заседания Насыбуллиной А.Г., рассмотрев в открытом судебном
заседании дело по заявлению НП «Саморегулируемая организация «Альянс
строителей Оренбуржья» (г.Оренбург) № 571 от 11.01.2010 года к Управлению
Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (г.Оренбург) о
признании незаконным постановления № 8622 от 28.12.2009 года о наложении
штрафа по делу об административном правонарушении № 05-18-03/2009,
руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса
РФ,
Р Е Ш И Л:
1. Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной
антимонопольной службы по Оренбургской области № 8622 от 28.12.2009 года о
наложении штрафа по делу об административном правонарушении
№ 05-18-03/2009.
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его
принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба
в Восемнадцатый арбитражный апелляционный.
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в
Федеральный арбитражный суд Уральского округа (г.Екатеринбург) не позднее
двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной
или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатго
арбитражного апелляционного суда: www.18aac.ru или на интернет-сайте
Федерального арбитражного суда Уральского округа: www.fasuo.arbitr.ru.
Судья В.И. Сиваракша