Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

30.11.2010 Судебное решение А32-21774/2010.


РЕШЕНИЕ
 
г. Краснодар Дело № А32-21774/2010-3/283
30 ноября 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 30.11.2010. 
Полный текст мотивированного решения изготовлен 30.11.2010.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе:
судьи Посаженникова М.В., при ведении протокола судебного секретарем судебного 
заседания Русаковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению:
Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Региональное объединение 
строителей Кубани», г. Краснодар,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, 
г. Краснодар,
 
о признании ненормативных актов недействительными
при участии в заседании:
от заявителя: Горячкин А.В. – доверенность от 30.07.2010;
Денисова А.В. – доверенность от 30.07.2010 № 5.2-02/636;
от ответчика: не явился, уведомлен надлежащим образом; 
 
УСТАНОВИЛ:
 
Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация «Региональное 
объединение строителей Кубани» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании 
недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по 
Краснодарскому краю от 20.05.2010 по делу № 64/2010 и предписания от 20.05.2010 
№ 27-64/2010.
 
Основания заявленных требований изложены в заявлении. В судебном заседании 
представители заявителя требования поддержали. 
 
Представитель ответчика в судебном заседании отсутствовал, уведомлен надлежащим 
образом, в отзыве на заявление против удовлетворения заявленных требований возражал, 
ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых решения и предписания. 
Судебное заседание проводится в отсутствие представителя ответчика в соответствии 
с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
 
Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация «Региональное 
объединение строителей Кубани» имеет статус юридического лица.
25.01.2010 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому 
краю поступило заявление ООО «Страховая компания «Галактика» о нарушении заявителем 
антимонопольного законодательства.
 
По фактам, изложенным в заявлении страховой компании, УФАС России по 
Краснодарскому краю проведена проверка, в ходе которой выявлен факт установления в 
Правилах саморегулирования НП «СРО «РОСК», утвержденных решением общего собрания 2
организации от 03.11.2009, дополнительных требований к страховым компаниям, 
допускаемым к заключению договоров страхования гражданской ответственности со 
строительными организациями, не предусмотренных федеральным законодательством, 
способных привести к ограничению конкуренции на рынке страховых услуг.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения антимонопольным 
органом 20.05.2010 решения, которым в действиях заявителя признан факт нарушения части 
3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Кроме того, 20.05.2010 заявителю выдано предписание № 27-64/2010, согласно 
которому НП «СРО «РОСК» необходимо в срок до 15.06.2010:
 
- привести в соответствие с антимонопольным законодательством Правила 
саморегулирования НП «СРО «РОСК», исключив пункты 3.1 – 3.8;
- уведомить членов НП «СРО «РОСК» о том, что страхование гражданской 
ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие 
недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального 
строительства, может осуществляться в самостоятельно выбранной ими организации.
Не согласившись с решением Управления ФАС России по Краснодарскому краю
от 20.05.2010 по делу № 64/2010 и предписанием от 20.05.2010 № 27-64/2010,
некоммерческое партнерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение по делу, суд руководствовался следующим.
 
Частью 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите 
конкуренции» установлено, что физическим лицам, коммерческим организациям и 
некоммерческим организациям запрещается координация экономической деятельности 
хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к 
последствиям, указанным в части 1 данной статьи, в том числе к созданию препятствий 
доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим 
субъектам или разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи 
или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или 
покупателей (заказчиков).
 
Пунктом 2 части 2 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации 
определено, что саморегулируемая организация вправе разработать и утвердить правила 
саморегулирования - документ, устанавливающий требования к предпринимательской 
деятельности членов саморегулируемых организаций, за исключением требований, 
установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Документы саморегулируемой организации не должны, кроме прочего, привести к 
недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к разделу товарного 
рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту 
реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков), созданию 
препятствий к доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам (пункт 4 части 4 
статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
 
В силу пункта 3 части 12 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской 
Федерации правилами саморегулирования могут устанавливаться требования о страховании 
членами саморегулируемой организации гражданской ответственности, которая может 
наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают 
влияние на безопасность объектов капитального строительства, условия такого страхования.
В соответствии с частью 2 статьи 55.1 Градостроительного кодекса Российской 
Федерации содержанием деятельности саморегулируемой организации являются разработка 
и утверждение документов, предусмотренных статьей 55.5 данного Кодекса, а также 
контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований этих 
документов.
 
Из материалов дела следует, что основанием для принятия оспариваемого решения 
послужил вывод управления о нарушении партнерством части 3 статьи 11 Федерального 
закона о защите конкуренции, выразившихся в установлении в Правилах саморегулирования 3
НП «СРО «РОСК» повышенных требований к страховым организациям, что, по мнению, 
управления явилось координацией деятельности членов партнерства по выбору страховых 
организаций.
 
В соответствии с подпунктом 14 статьи 4 указанного Федерального закона
координация экономической деятельности определяется как согласование действий 
хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из 
таких хозяйствующих субъектов. Не являются координацией экономической деятельности 
осуществляемые в соответствии с федеральными законами действия саморегулируемой 
организации по установлению для своих членов условий доступа на товарный рынок или 
выхода из товарного рынка.
 
Из материалов дела следует, что партнерство в соответствии с положениями 
Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и 
Градостроительного кодекса Российской Федерации 03.11.2009 утвердило Правила 
саморегулирования. Главой 3 Правил определены условия выбора страховых организаций.
В частности, в соответствии с пунктом 3.1 Правил основным условием одобрения 
предоставленного членом НП «СРО «РОСК» договора страхования (страхового полиса) 
гражданской ответственности индивидуального предпринимателя или юридического лица в 
случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на 
безопасность объектов капительного строительства, является соответствие страховой 
организации, с которой заключен договор, обязательным и дополнительным требованиям. 
К обязательным требованиям относится наличие права (соответствующих лицензий) 
и опыта страхования в сфере строительства, в том числе:
 
- страхования строительно-монтажных работ;
- страхования гражданской ответственности при строительно-монтажных работах; 
- страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее 
исполнение обязательств по контракту (государственному, муниципальному).
Для определения опыта работы страховой организации НП «СРО «РОСК» может
устанавливать бальную систему оценки строительных рисков и дополнительных рисков и 
(или) систему оценки предполагаемых недостатков работ, связанных с деятельностью 
строительной организации, в зависимости от количества лет страхования таких рисков, 
страхования гражданской ответственности причиненного недостатками работ вреда, что 
позволит качественно и в полном объеме оценить работу страховой компании.
 
К дополнительным требованиям относится наличие опыта страхования 
дополнительных рисков, связанных с деятельностью строительной организации, в том числе: 
- имущества предприятия; 
- страхование автотранспорта; 
- страхование от несчастных случаев; 
- заключение договоров добровольного медицинского страхования; 
- страхование грузов;
- страхование ответственности за качество товаров и услуг;
- страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные 
производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих 
лиц и окружающей среде в результате аварии на опасном производственном объекте.
Пунктом 3.2 Правил установлено, что надежность страховой компании следует 
определять исходя из следующих критериев:
- срок работы страховой компании на рынке должен составлять не менее 5 лет;
- отсутствие задолженности страховой компании перед кредиторами (по данным
бухгалтерского учета и отчетности страховой компании);
- наличие в страховой компании сотрудников - экспертов (андеррайтеров) с опытом
оценки рисков строительных организаций;
- наличие в страховой компании установленных взаимоотношений с независимыми
экспертными организациями в области строительства.4
Финансовая устойчивость страховой организации оценивается НП «СРО «РОСК» по
коэффициентам платежеспособности и ликвидности, которые характеризуют финансовое
состояние и меру способности страховой организации рассчитаться с кредиторами, а также
определяют обеспеченность страховой компании высоколиквидными активами для 
выполнения своих обязательств.
 
Коэффициенты платежеспособности страховых организаций разрабатываются и 
утверждаются НП «СРО «РОСК» при необходимости, в том числе при подготовке и ведении 
конкурсов по отбору страховых организаций.
 
Согласно пункту 3.3 Правил страховая компания должна обеспечить надлежащее 
качество перестраховочной защиты, позволяющей покрывать страхуемые риски в полном 
размере, в том числе желательно наличие:
 
- облигаторных договоров перестрахования с иностранными перестраховочными
компаниями, имеющими опыт перестрахования в сфере строительства; 
- опыта работы с факультативным перестрахованием;
- вхождение страховой компании в профессиональные пулы, союзы, ассоциации.
В соответствии с пунктом 3.4 Правил страховая компания должна иметь 
необходимую инфраструктуру для работы с членами НП «РОСК» (филиалы, 
(представительства, дополнительные офисы на территории Краснодарского края).
В случае проведения конкурса по отбору страховых организаций для целей 
страхования гражданской ответственности членов НП «СРО «РОСК» за вред, причиненный 
вследствие недостатков работ, оказывающих влияние на безопасность объектов 
капитального строительства, НП «СРО «РОСК» может вводить бальную систему отбора 
страховых организаций для более четкой характеристики филиальной сети указанных 
организаций.
 
Пунктом 3.5 Правил установлено, что доля страховых премий, полученных страховой 
организацией, в предыдущем году по договорам страхования строительных рисков 
(имущества и ответственности) должна составлять не менее 10% от общего объема 
полученной страховой премии.
 
Согласно пункту 3.6 Правил для подтверждения соответствия указанным критериям 
вместе с копией договора страхования (страхового полиса) гражданской ответственности в 
НП «СРО «РОСК» должны быть представлены следующие документы:
- копия (заверенная печатью страховой организации) действующей лицензии на 
осуществление страховой деятельности и приложение к лицензии на осуществление 
страхования гражданской ответственности за вред, причиненный третьим лицам;
- копия (прошитая и заверенная печатью страховой организации) Правил страхования 
гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков работ, влияющих 
на безопасность объектов капитального строительства;
- копия свидетельства о регистрации юридического лица (страховой организации);
- письмо, заверенное руководителями страховой организации, об отсутствии 
судебных процессов, имеющих существенной значение для ее деятельности и отсутствия в 
отношении процедуры банкротства;
- статистическую справку, заверенную руководителем страховой организации, 
раскрывающую долю страховых премий, полученных за предыдущий год по страхованию 
строительных рисков в общем объеме премий, полученных страховой организации.
Пунктом 3.7 Правил установлено, что НП «СРО «РОСК» вправе самостоятельно 
запрашивать от страховых организаций документы, подтверждающие соответствие 
страховых организаций указанным критериям и формировать список страховых 
организаций, рекомендованных для страхования гражданской ответственности членов 
НП «СРО «РОСК».
 
Согласно пункту 3.8 Правил в случае, если страховая организация, с которой 
индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом заключен договор страхования 
(страховой полис) гражданской ответственности не упомянута в списке страховых 5
организаций, рекомендуемы НП «СРО «РОСК», но соответствует указанным в пункте 3.1 
настоящих требований условиям, договор страхования (страховой полис) должен быть 
одобрен.
 
Материалами дела подтверждено, что указанные правила предусмотрены лишь для 
членов партнерства и соответствуют целям создания партнерства, предусмотренным в части 
1 статьи 55.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации - предупреждению 
причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических лиц или 
юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, 
жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам 
истории и культуры) народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые 
оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются 
членами Партнерства.
 
В соответствии с частью 2 статьи 55.1 Градостроительного кодекса Российской 
Федерации содержанием деятельности саморегулируемой организации являются разработка 
и утверждение документов, предусмотренных статьей 55.5 данного Кодекса, а также 
контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований этих 
документов.
 
Регламентация правил страхования, в том числе установление требований к 
страховым организациям, является непосредственной реализацией целей деятельности 
партнерства как саморегулируемой организации, в полной мере отражающей ее содержание 
по смыслу приведенной нормы права.
 
Правилами не установлена обязанность членов партнерства страховать гражданскую 
ответственность только в аккредитованных при партнерстве страховых организациях. 
Пунктом 3.8 Правил предусмотрено, что в случае, если страховая организация, с которой 
индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом заключен договор страхования 
(страховой полис) гражданской ответственности не упомянута в списке страховых 
организаций, рекомендуемых НП «СРО «РОСК», но соответствует указанным в пункте 3.1 
настоящих требований условиям, договор страхования (страховой полис) должен быть 
одобрен.
 
При этом осуществление партнерством проверки страховой компании и условий 
договоров страхования на предмет соответствия установленным требованиям, само по себе 
не нарушает требований антимонопольного законодательства.
 
Из материалов дела следует, что Правила утверждены решением общего собрания 
членов партнерства, то есть члены партнерства установили требования к страховым 
организациям самостоятельно для себя, никакое третье лицо извне не повлияло на принятое 
ими решение и не согласовало действия членов партнерства.
 
Наличие договора страхования гражданской ответственности является одним из 
условий доступа строительной организации на рынок оказания строительных услуг, и 
именно это условие доступа своих членов на рынок строительных услуг регламентировало 
партнерство, что не является координацией экономической деятельности.
Кроме того, из материалов дела следует, что никаких соглашений между 
партнерством и аккредитованными страховыми организациями не заключалось. Названные 
организации лишь вносятся в список рекомендованных страховых компаний, после 
проведения партнерством соответствующей проверки.
 
Таким образом, подобные действия не подпадают под нарушение антимонопольного 
законодательства, вменяемое партнерству - координацию экономической деятельности.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами Федерального арбитражного 
суда Северо-Кавказского округа, изложенными в постановлении от 28.10.2010 по делу 
№ А32-15910/2010.
 
Учитывая изложенное, суд делает вывод о том, что заявленные партнерством 
требования подлежат удовлетворению.6
Руководствуясь статьями 167-170, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса 
Российской Федерации, суд
 
Р Е Ш И Л:
 
Решение УФАС России по Краснодарскому краю от 20.05.2010 № 64/2010 и 
предписание от 20.05.2010 № 27-64/2010 – признать недействительными. 
Довзыскать с НП «Саморегулируемая организация «Региональное объединение 
строителей Кубани» (г. Краснодар, ул. Офицерская 36, ИНН 2310135308, 
ОГРН 1082300003796) государственную пошлину в размере 2 000 рублей в доход 
федерального бюджета. 
 
Взыскать с УФАС России по Краснодарскому краю (г. Краснодар, 
ул. Коммунаров 235) в пользу НП «Саморегулируемая организация «Региональное 
объединение строителей Кубани» (г. Краснодар, ул. Офицерская 36, ИНН 2310135308, 
ОГРН 1082300003796) судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 4 000 
рублей, из которых 2 000 рублей уплачены по платежному поручению от 29.07.2010 № 325. 
Выдать исполнительные листы. 
 
Решение суда может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный 
суд в течение 1 месяца со дня его принятия. 
Судья М.В. Посаженников 
Что Вы думаете о судьбе законопроекта по частичной оплате ЧВ Нацобъединениям за счёт доходов от размещения КФ?
Последние комментарии