Министерство строительства и ЖКХ РФ опубликовало письмо от 22 сентября 2025 года № 56254-ТБ/02 «О саморегулировании в строительной отрасли». В нём главное строительное ведомство ответило на ряд вопросов со стороны саморегулируемого сообщества. В частности, были затронуты такие моменты, как порядок уведомления со стороны члена СРО о заключённых контрактах, трактовка термина «конкурентное преимущество», а также взыскания из компенсационных фондов штрафов и неустоек. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Красноярска.
***
Минстрой России начал свои разъяснения с того, что с 1 марта 2026 года вступают в силу поправки к Градостроительному кодексу РФ (Федеральный закон № 309-ФЗ), которыми значительно расширяются обязанности членов СРО в строительной отрасли.
В части уведомления саморегулируемых организаций эксперты правового отдела ведомства указали, что каждый член СРО будет обязан уведомлять организацию о заключении, исполнении или расторжении договоров подряда на инженерные изыскания, проектирование, строительство или снос – если они заключены с использованием конкурентных способов. Сделать это нужно в течение трёх рабочих дней после события, приложив подтверждающие документы.
Также вводится обязанность сообщать СРО о предъявлении исков о возмещении вреда (ущерба), предусмотренного статьями 60 и 60.1 ГрК РФ.
На вопрос о том, что считать «конкурентным договором» и чем он отличается от «неконкурентного», ведомство отослало саморегуляторов к пункту 3 части 1 статьи 55.1 ГрК РФ, уточнив, что речь идёт о договорах, заключённых в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ или по итогам иных торгов. Также Минстрой пояснил, что уже разработан проект приказа, который утвердит порядок направления уведомлений и перечень НПА, по которым договор будет отнесён к конкурентным.
Министерство ожидаемо отказалось снимать с СРО ответственность в виде штрафов и дополнительных поборов, которые заказчики сейчас также пытаются взыскать из КФ ОДО. По мнению чиновников, неустойка выполняет не только компенсационную, но и стимулирующую функцию – дисциплинирует подрядчиков и позволяет СРО контролировать своих членов. В письме отмечается, что из компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств только штраф, а не пени, и только в пределах установленных законом лимитов (часть 3 статьи 60.1 ГрК РФ).
Минстрой также указал, что вопрос о размещении информации о банковских гарантиях в ЕИС не относится к полномочиям заказчиков – однако СРО вправе самостоятельно закрепить в своих внутренних документах обязанность членов уведомлять организацию о выданных гарантиях.
Ответ министерства был подготовлен на обращения саморегуляторов, в частности Саморегулируемой организации Союз «Строители Ростовской области» (Союз «Строители Ростовской области», СРО-С-111-14122009). Как уже рассказывал ЗаНоСтрой.РФ, по мнению авторов обращения, судебная практика и сложившиеся тренды показывают, что таковые требования ставят под угрозу ликвидации саморегулируемых организаций в области строительства как на территории Южного федерального округа, так и страны в целом. В настоящее время только к СРО «Союз строители Ростовской области», предъявлены требования на общую сумму 218,4 миллиона рублей, из которых требование о взыскании неотработанного аванса составляет 88,5 миллиона, а требование о взыскании неустойки – 129,8 миллиона рублей. То есть, сумма о взыскании неустойки составляет более половины от общей суммы предъявленных требований!