***
В апреле 2016 года Общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «ЭТС» в качестве подрядчика по результатам проведённого конкурса заключило с Комитетом по строительству города Санкт-Петербурга договор на выполнение работ по строительству общеобразовательной школы на территории предприятия «Ручьи», расположенного в Северной столице. Некоторое время спустя функции заказчика по контракту дополнительным Соглашением были переданы Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Фонд капитального строительства и реконструкции» (ФКСР).
Весной 2018 года заказчик расторг договор в одностороннем порядке в связи с нарушением ООО «СК «ЭТС» сроков выполнения работ и неисполнения выданных предписаний. После этого Фонд начислил подрядчику:
- пени за нарушение промежуточных сроков выполнения работ 8.681.390 рублей 88 копеек;
- пени за просрочку выполнения работ 41.819.805 рублей 28 копеек;
- штраф за неустранение замечаний в размере 4.989.985 рублей.
Вскоре подрядчик был признан несостоятельным, и требования Фонда к нему были в рамках соответствующего дела включены в третью очередь реестра требований кредиторов. К окончанию конкурсного производства задолженность перед казённым предприятием так и не была погашена.
На момент заключения спорного договора с ФКСР подрядчик являлся участником Ассоциации саморегулируемая организация «Балтийский строительный комплекс» (Ассоциация СРО «БСК», СРО-С-010-28052009), сведения о которой были исключены из Государственного реестра саморегулируемых организаций приказом Ростехнадзора от 30 июня 2021 года № СП-10. Полагая, что в сложившихся обстоятельствах субсидиарную ответственность по обязательствам подрядчика в порядке статьи 60.1 ГрК РФ несёт Национальное объединение строителей, заказчик в декабре 2024 года направил в его адрес претензию о выплате неустойки в размере 23.436.126 рублей 81 копейка. Адресат ответным письмом сообщил, что не усматривает оснований для выплаты.
Поэтому в марте 2025 года заказчик подал в Арбитражный суд города Москвы иск к НОСТРОЙ о взыскании за счёт средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств неустойки в размере 23.436.126 рублей 81 копейка, начисленной ООО «СК «ЭТС».
Изучив материалы дела № А40-72881/25-138-614, суд указал, что положения статьи 60.1 ГрК РФ, на которых истец основывал свои требования, введены в действие с 1 июля 2017 года Федеральным законом № 372-ФЗ. Часть третья статьи 8 упомянутого закона прямо закрепляет, что положения статьи 60.1 ГрК РФ не распространяются на правоотношения, связанные с обеспечением имущественной ответственности членов СРО по обязательствам, возникшим из договоров, заключённых с использованием конкурентных способов закупки, до дня вступления в силу этого закона. Поскольку спорный контракт заключён в 2016 году, ещё до вступления в силу статьи 60.1 ГрК РФ, то указанная норма не может быть применена в настоящем споре.
Заказчик выдвинул довод о том, что после заключения договора стороны подписали к нему дополнительные Соглашения (датированные 24 июня 2017-го, 5 февраля 2018-го и 12 февраля 2018-го), они изменили существенные условия контракта, что, фактически, привело к возникновению новых правоотношений между сторонами по строительству. Однако Фемида отвергла этот довод, поскольку:
- спорные правоотношения возникли исключительно из контракта, который вступил в силу и стал обязательным для сторон с момента его заключения, 12 апреля 2016 года. Дополнительные Соглашения подлежат заключению исключительно во исполнение уже существующих правоотношений, поскольку права и обязанности лиц об установлении, изменении и прекращении гражданских прав и обязанностей в силу статьи 420 Гражданского кодекса РФ устанавливаются непосредственно договором;
- при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается за исключением случаев, определённых Федеральным законом № 44-ФЗ;
- дополнительными Соглашениями, на которые указывает заказчик, изменены условия авансирования и срок действия контакта (без изменения срока выполнения работ), эти параметры не являются существенными условиями договора строительного подряда.
ФКСР в адрес ООО «СК СТС» направлял претензию 19 апреля 2018 года, что подтверждается материалами дела. Поэтому срок исковой давности по делу истёк не позднее 4 июня 2021-го. С иском Фонд обратился в суд 27 марта 2025 года, то есть за пределами срока исковой давности. При этом истец, являясь профессиональным субъектом в области строительства, не мог не знать о необходимости членства ООО «СК «ЭТС» в СРО и о наличии субсидиарных должников при предъявлении требований к данному лицу в судебном порядке, поскольку положения статьи 60.1 ГрК РФ, устанавливающие субсидиарную ответственность СРО, введены в действие с 1 июля 2017 года.
В этих обстоятельствах Фемида решила отказать казённому предприятию в удовлетворении иска.