На прошлой неделе, с 14 по 16 октября в Сочи прошёл семинар для руководителей и бухгалтеров строительных, изыскательских и проектных саморегулируемых организаций Сибирского федерального округа «Управление некоммерческой организацией с учётом изменений в законодательстве. Бухгалтерский учёт и налогообложение». Об этом сообщили наши коллеги из пресс-службы НОПРИЗ.
В ходе трёхдневного обучающего курса участникам был представлен подробный обзор изменений в нормативно-законодательной регламентации деятельности некоммерческих организаций в части бухучёта, налогообложения, трудового права и защиты персональных данных, новых требований контрольно-надзорных органов при анализе финансовой отчетности и комплексном аудите. Это позволило существенно укрепить правовой и финансовую грамотность руководителей и бухгалтеров СРО, вооружив их действенными инструментами для решения многих серьезных вопросов, с которыми им неизбежно приходится сталкиваться в своей повседневной практике.
Открывая курс, генеральный директор Ассоциации строительных организаций Новосибирской области Мария Бирюкова приветствовала собравшихся от лица координатора НОПРИЗ и НОСТРОЙ в Сибирском федеральном округе Максима Федорченко. Она высказала мнение, что с каждым годом качество и профессиональная глубина подачи информационных материалов на семинаре продолжают расти, возрастает и поддержка события со стороны руководителей и бухгалтеров округа.
Как и в предыдущие годы, раскрыла все основные пункты повестки семинара, ответила на вопросы и провела итоговое тестирование участников директор ООО «АудитАрте», аттестованный аудитор Надежда Клакевич.
Первым пунктом на семинаре были проанализированы особенности перехода с 2025 отчётного года на новый федеральный стандарт бухгалтерского учёта – ФСБУ4/2023. С целью систематизации правил бухгалтерской отчётности данным стандартом, введённым приказом Минфина России от 4 октября 2023 года № 157Н, объединили и заменили два нормативных документа: ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и приказ Минфина России от 2 июля 2010 года № 66Н «О формах бухгалтерской отчётности организаций».
ФСБУ4/2023 охватывает все ключевые аспекты бухгалтерской отчётности, чётко определяя состав и содержание годовой и промежуточной отчетности и специфику её составления, правила оформления и условия, при которых отчётность признаётся достоверной.
По информации Надежды Клакевич, с выходом ФСБУ4/2023 среди прочего появились чёткие критерии признания актива оборотным (критериев несколько, достаточно одного из них – например, актив предназначен для использования или продажи в течение менее 12-ти месяцев), а обязательства – краткосрочным (оно должно быть погашено в течение 12-ти месяцев с отчётной даты). Спикер раскрыла все особенности использования нового федерального стандарта некоммерческими организациями, к которым относятся и СРО, включая общие нюансы составления баланса, специфику отчёта о целевом использовании средств и отчёта о финансовых результатах.
Для подробного знакомства с новшествами ФСБУ4/2023 она порекомендовала информационное сообщение Минфина России от 26 марта 2024 года № ИС-Учёт-50.
Вторым пунктом рассмотрели стали особенности формирования Учётной политики для СРО с 2025 года в соответствии с новым ФСБУ4/2023. Среди прочего, в этом документе должны быть закреплены: состав раскрываемой информации, существенные показатели отчетности, формат пояснений к Балансу и Отчёту о целевом использовании средств (пояснения теперь являются обязательными для всех организаций). Кроме того, важно «подчистить хвосты», исключив из учетной политики положения, основанные на устаревших документах (упомянутых выше ПБУ 4/99 и приказе Минфина России от 2 июля 2010 года № 66Н).
Надежда Клакевич подробно рассказала, как установить критерии существенности в учетной политике саморегулируемой организации, как правильно формализовать и осуществить инвентаризацию активов и обязательств, и так далее.
Раскрывая основные аспекты налоговой реформы 2026 года, эксперт остановилась на тех нововведениях, которые ещё не произошли, но с очень высокой вероятностью реализуются уже с 1 января 2026 года, – при условии принятия соответствующих законодательных поправок. В их числе – повышение ставки НДС с 20% до 22% (с сохранением льготной ставки 10% для социально значимых товаров), снижение порога доходов, при котором надо платить НДС (для предприятий, использующих упрощённую систему налогообложения), оптимизация льготных тарифов страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства, и некоторые другие. Она описала, как будет проходить «переходный период» в исчислении и выплатах НДС, привела изменения в порядке исчисления и выплат налогов на доходы физических лиц, а также в порядке предоставления некоторых налоговых вычетов.
Важным пунктом повестки стал разбор изменений действующего трудового законодательства. Так, актуально прозвучала информация об обновлении порядка начисления и выплаты премий сотрудникам. Как выяснилось, теперь размер и конкретная сумма премирования обязательно должны быть обоснованы руководством – либо исходя из понятной, измеряемой пользы, которую сотрудник сумел принести компании за тот или иной период (причём именно дополнительной, сверхурочной пользы, поскольку за простое добросовестное исполнение должностных обязанностей сотрудник получает оклад), либо опираясь на документально установленные государственные и отраслевые праздники или юбилеи.
Не менее значимым был и пункт семинара об особенностях работы с персональными данными. Надежда Клакевич рассказала, как можно и нужно классифицировать, раскрывать и предоставлять персональные данные, какие «подводные камни» есть в этой сфере.
Семинар завершился 16 октября круглым столом по тем вопросам, которые потребовали дополнительного обсуждения. По итогам обучающего курса каждый из участников получил именной сертификат.