Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2025 / 02 / 26 /
Опубликовано: 26 февраля 2025 в 15:49
0    1475

После письма члена столичной СРО о завышении налоговой базы при оплате услуг Главгосэкспертизы саморегуляторы решили организовать опрос

Несколько дней назад в адрес генерального директора Саморегулируемой организации Ассоциация проектировщиков «Содействия организациям проектной отрасли» (СРО АП СОПО, СРО-П-166-30062011) Алексея Ткачёва поступило письмо от Дмитрия Мишина, руководителя входящего в СРО научно-производственного предприятия «ОВИСТ» из Москвы. С подробностями – наш добровольный столичный эксперт.

***

В своём послании, озаглавленном «О проблемах проектировщиков при прохождении государственной экспертизы», Дмитрий Анатольевич сообщает, что при прохождении и сопровождении проектно-сметной документации в ФАУ «Главгосэкспертиза России» у разных проектировщиков возникает один и тот же вопрос: «Почему, оплачивая по требованию госзаказчика стоимость услуг по проведению государственной экспертизы проектно-сметной документации, проектировщик не может оформить эту оплату как свои затраты, которые можно учесть при оплате налога на прибыль? Главгосэкспертиза уплачивает НДС с произведённой оплаты от проектировщика, почему же проектировщик вынужден также оплачивать НДС при её (оплате) бухгалтерском оформлении?».

Вероятно, этот вопрос не так уж редко возникает у связанных с проектированием подрядных организаций, выполняющих контракты в рамках Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Свидетельством тому служат материалы индивидуальной письменной консультации в рамках услуги «Правовой консалтинг», размещённые на портале «Гарант.ру», на которую в своём письме ссылается Дмитрий Анатольевич. Предметом консультации был следующий вопрос: «В целях проведения государственной экспертизы проектной документации на строительство был заключён трёхсторонний договор возмездного оказания услуг между Государственной экспертизой (исполнитель), бюджетным учреждением (заказчик строительства) и плательщиком (подрядчик строительства). По результатам оказания услуги Госэкспертиза выставляет акт выполнения работ на заказчика. Заказчик указанные расходы плательщику (подрядчику) не компенсирует. Как данные расходы отражаются в бухгалтерском и налоговом учёте у плательщика?».

По мнению экспертов, в описанной ситуации расходы в виде оплаты за третье лицо экспертизы проектной документации в бухгалтерском учёте относятся к прочим расходам. В налоговом учёте данные расходы не признаются при исчислении налоговой базы.

Специалисты основывают свою позицию следующим образом. Пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ предусматривает, что расходами в целях налогообложения признаются обоснованные и документально подтверждённые затраты, понесённые налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтверждёнными расходами понимаются затраты, подтверждённые, в частности, документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведённые расходы.

Осуществляя оплату экспертизы, подрядчик, фактически, несёт расходы, непосредственно связанные со строительством, поскольку, в силу части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, по общему правилу подлежат экспертизе. В то же время организация выступает не как заказчик такой экспертизы, а как плательщик.

Отсутствует в данном случае и первичный документ для бухгалтерского учёта, оформленный на организацию-подрядчика.
Тем самым обсуждаемые траты не в полной мере соответствует критериям, определённым в упомянутом выше пункте 1 статьи 252 НК РФ. Поэтому расход в виде оплаты проведения экспертизы для третьего лица целесообразно не признавать в целях налогообложения прибыли (пункты 16 и 49 статьи 270 НК РФ). Косвенно в пользу такой позиции свидетельствует и письмо Минфина России от 4 апреля 2022 года № 03-03-06/1/27687, в котором содержится следующий вывод: затраты налогоплательщика на оплату работ, произведённых в отношении имущества, находящегося в собственности третьего лица, не могут быть признаны расходами, соответствующими требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ.

В завершение своего письма в адрес руководителя СРО АП СОПО господин Мишин отмечает, что в настоящее время найдено решение, позволяющее проектировщикам решить описанную проблему в части уменьшения налоговой базы за счёт расходов на экспертизу. Сделать это можно путём правового преобразования подрядных отношений сторон в части решения госзаказчика об оплате проектировщиком услуг Главгосэкспертизы в агентский характер подобного взаимодействия.

Заканчивает Дмитрий Анатольевич своё письмо просьбой в адрес руководителя саморегулируемой организации: «В целях организации признания государственными органами предлагаемого решения правильным, просим Вас дать информацию о подтверждении или опровержении существования данной проблемы у членов Вашей организации».

СРО АП СОПО отмечает, что ранее в саморегулируемую организацию подобные запросы и сообщения от участников не поступали. Это первое обращение от члена СРО, когда вопрос о порядке исполнения подрядчиком обязательства прохождения госэкспертизы проектно-сметной документации за собственный счёт, принятого на себя в рамках контракта, озвучивается именно как проблема, имеющая массовый характер.

Дабы выявить масштаб этой проблемы и разработать возможные варианты её решения в интересах участников рынка, СРО АП СОПО подготовила небольшой опрос для своих членов, в котором могут принять участие также и проектировщики, состоящие в других СРО (сделать это можно по этой ссылке). В анкете всего двенадцать вопросов, часть из которых призвана максимально детально разобраться с поднятой проблемой.

Например, участникам опроса предстоит ответить на такой вопрос: «Сталкивались ли Вы с ситуацией, когда расходы на услуги государственной экспертизы не могут быть признаны расходами, соответствующими требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ?». Здесь возможен лишь выбор из «да» либо «нет».

Следующий вопрос подразумевает уже большую вариативность и сформулирован так: «Как Вы считаете, какие основные причины мешают признанию этих расходов?». В качестве ответа можно выбрать из один готовых вариантов, либо предложить свой:
  • непрозрачность законодательства;
  • отсутствие чётких разъяснений от налоговых органов;
  • проблемы с документальным подтверждением расходов;
  • другое (уточните, пожалуйста): _____________
Далее следует ряд столь же актуальных для участников рынка вопросов. Поэтому можно быть уверенным, что профессиональному сообществу будет интересно принять участие в опросе и получить чёткое понимание проблемы для последующего поиска её возможных решений. Ответить на вопросы анкеты, подготовленной СРО АП СОПО, можно по этой ссылке.


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии