В настоящее время в различных источниках размещён проект Технического регламента «О безопасности строительной продукции» – ТР СП с приглашением дать замечания и предложения по его содержанию.
В обоснование необходимости разработки ТР СП пояснительная записка к проекту регламента содержит ряд постулатов, которые вызывают большое сомнение в части целесообразности принятия самого этого регламента.
Так, пояснительная записка голословно утверждает, что в настоящее время продукция промышленных строительных материалов не имеет системного регулирования и производство строительных материалов осуществляется в большинстве случаев (вместо конкретных цифр фраза «в большинстве случаев» звучит неоднократно) в соответствии с техническими условиями (ТУ) самого изготовителя. Это бездоказательное утверждение свидетельствует о том, что автор не вполне знаком с реальным положением дел. В реальности же, в абсолютном большинстве случаев, продукция изготавливается на соответствие требованиям национальных или межгосударственных стандартов. На соответствие этим же стандартам продукция проверяется отделами технического контроля предприятия и органами сертификации, к услугам которых изготовитель опять же в большинстве случаев прибегает, если заинтересован в успешном сбыте своей продукции на рынке. В противовес мнению разработчиков проекта ТР СП, что «строительные материалы попадают на рынок в неограниченном количестве низкого качества и сомнительного происхождения», Стратегия развития промышленности строительных материалов до 2020 года и перспективой до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства от 10 мая 2016 года № 868р, констатирует, «что к 2015 году в Российской Федерации в основном создано производство номенклатуры современных высококачественных энергосберегающих и конкурентоспособных строительных материалов, изделий конструкций как на внутреннем, так и внешнем рынках с учётом потребностей, имеющейся сырьевой базы и повышения доли предприятий, осуществляющих внедрение новых технологий производства строительных материалов».
В пояснительной записке говорится, что строительные материалы попадают на рынок в неограниченном количестве низкого качества и сомнительного происхождения. На самом деле нет никаких оснований считать, что на строительном рынке имеет место какая-то особо значимая проблема «обращения фальсифицированных и контрафактных строительных материалов».
Специалисты знают, что наибольшее количество контрафакта поступало в обращение именно в период, когда свойства этой продукции регламентировались требованиями, содержащимися в обязательных стандартах. Не помогла и обязательная аттестация продукции по категориям качества, а широкое распространение обязательной сертификации после принятия в 1993 году Федерального закона «О сертификации продукции и услуг» наглядно показало негативные стороны обязательности этих процедур.
Да и в настоящее время контрафакт отмечен фактически только на рынке цемента, который вошёл в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации
Практика показывает отсутствие объективных причин расширения обязательной сертификации строительных материалов и изделий ни с точки зрения безопасности, ни с точки зрения качества. Вносимые предложения направлены на создание искусственных препятствий для доступа на рынок зарубежной продукции, что не соответствует интересам отрасли. При этом уменьшается уровень конкуренции на рынке и создаются предпосылки увеличения затрат в производстве и дистрибуции продукции.
Имеющее место появление на рынке некачественных строительных материалов имеет своей причиной не отсутствие технического регламента «О безопасности строительной продукции», а совсем другую подоплёку. Процитируем выдержку из письма Союза производителей товарного бетона в ряд организаций (ФАС, НОСТРОЙ и др.): «При избытке числа производителей, (загрузка мощностей составляет около 50%) в результате недобросовестной конкуренции и ценового демпинга, на рынке Московского региона имеет факт поставки фальсифицированной продукции товарного бетона. Это подтверждает статистика Комитета Мосгосстройнадзора, которую Союз периодически получает. На стройках имеет место ситуация, когда бетон, уложенный в конструкции набирает лишь 60-80% прочности. Расчеты специалистов НИИЖБ им. А.А. Гвоздева, учитывающие весовые характеристики сырья для производства качественного бетона, показывают, что демпинговая цена на бетонную смесь отражает себестоимость только материальной составляющей. Цена бетона на рынке, в связи с демпингом недобросовестных производителей, становится угрожающе низкой, препятствующей производству качественного бетона в принципе. У производителей два выхода с демпинговой ценой: первый – везти на стройку фальсификат (бетон на класс ниже), выдав документ на требуемый продукт, второе – везти меньшее количество бетона. После совещания в Департаменте градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя РФ был сделан вывод об опасности установления заниженной сметной цены по итогам мониторинга демпинговых цен, диктуемых строителями, на бетонные смеси на перенасыщенном рынке с недобросовестной конкуренцией.
Если слепо следовать правилам, которые установлены в Постановлении № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов», в сметах можно получить демпинговые цены (купли-продажи) и как следствие, некачественный бетон на рынке» .
К сказанному можно добавить, что для реальных шагов по снижению поставок бетона, не отвечающим проектным требованиям, необходимо согласно требованиям СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», п. 7.1.3 обеспечить систему входного контроля на месте строительства, которая, в том числе, являлась бы одной из составляющей разделов «Контроль качества работ», в сводах правил по каждому виду или области строительства.
Сегодня же, несмотря на наличие требований СП 48.13330.2011 система входного контроля на месте строительства практически отсутствует, и поэтому, как следствие – в ряде случаев низкое качество строительства. Необходима разработка Пособия к СП 48.133302011, чтобы строитель был вооружён против недобросовестных поставщиков. Необходима и обратная связь строителя (подрядчика) с производителями бетона. Для этого следует разработать систему входного контроля в которую войдут основные положения по:
– договору на поставку для каждой возводимой конструкции;
– входному контролю на месте строительства по всем параметрам, указанным в договоре на поставку и в первую очередь заданную подвижность.
И тогда демпинговые цены на поставку бетона должны измениться, так как бетон с низкой ценой не будет обеспечивать проектные характеристики, и производитель работ сам откажется от этого поставщика.
Стандарты на строительные материалы не лежат без дела в ожидании выхода технического регламента «О безопасности строительных материалов», чтобы быть объединенными в Перечень обязательного применения, а представлены в качестве ссылочных в большинстве обязательных к применению сводов и правил (СНиП), включенных в Перечень 1521, утвержденный Правительством, а стандарт ГОСТ 18105 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности» включен как обязательный в этот Перечень самостоятельно. Как ссылочные, в СП 63.13330.2012. «Бетонные и железобетонные конструкции», например, включено более сорока стандартов на материалы, в том числе такие, как: ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия», ГОСТ Р 52085-2003. Опалубка. Общие технические условия, ГОСТ Р 52544-2006. Прокат арматурный свариваемый периодического профиля классов А500С и В500С для армирования железобетонных конструкций, ГОСТ 4.212-80. СПКП. Строительство. Бетоны. Номенклатура показателей, ГОСТ 7473-2010. Смеси бетонные. Технические условия, ГОСТ 13015-2012. Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки и хранения, и т.д. Всего СП 63.13330.2012 содержит ссылки на 13 СП и 32 ГОСТ, всего 45 нормативов. Из них в обязательный перечень 1521 включено 11 документов, 9 СП и 2 ГОСТ, но и без применения остальных 34 пользоваться СП 63.13330.2012 невозможно.
Проблема заключается в следующем: Перечень 1521 на вопрос, становятся ли документы добровольного применения обязательными, если на них имеются ссылки в обязательном документе, отвечает отрицательно. В примечании к Перечню указывается, что «нормативные документы (их части), на которые имеются ссылки в национальных стандартах и сводах правил (их частях), включенных в настоящий перечень, применяются на обязательной основе в случае, если нормативные документы (их части) содержатся в настоящем перечне». Но если обязательный к применению документ ссылается на добровольный, как на одно из условий выполнения одного из своих обязательных требований, то, очевидно, сама эта обязательность становится добровольной. Технический регламент о безопасности строительной продукции, будучи декларативным без опоры на перечень стандартов, бесполезен. Ненужность регламента «О безопасности строительной продукции» вытекает из положений статьи 5.2 самого этого регламента, который постулирует: «Строительная продукция и связанные со строительной продукцией процессы проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации должны соответствовать требованиям, содержащимся в национальных стандартах и (или) их частях (в том числе принятых межгосударственных стандартах, за которые проголосовал национальный орган Российской Федерации по стандартизации и которые применяются в Российской Федерации в качестве национальных стандартов непосредственно без переоформления после введения в действие), включённые в перечень национальных стандартов, обеспечивающих выполнение требований настоящего технического регламента, утверждаемого нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленности строительных материалов (изделий) и строительных конструкций (далее – Перечень стандартов)». Иными словами, нужно подготовить такой перечень и включить его в качестве ссылочного в Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений», статья 34, где речь идет о безопасности строительных материалов.
Ещё проще, исключить из Перечня 1521 указанное выше примечание, тогда все ссылочные документы естественным образом станут обязательными и подготовка отдельного перечня к Техническому регламенту о безопасности строительной продукции будет не нужна, как не нужен и сам регламент.
Заметим также, что в перечне терминов строительных материалов, на которые должно быть распространено действие задуманного технического регламента о безопасности строительной продукции, по непонятным причинам включены, как строительная продукция, «комплектные системы для строительства», представляющих собой, как указано в проекте регламента, «совокупность конструктивных элементов, материалов и изделий, взаимно связанных в процессе выполнения строительных и монтажных работ и образующих после сборки единую строительную конструкцию». В этом определении описаны не строительные материалы и изделия, а процесс их сборки при возведении здания и сооружения.
Определение этого термина в Техническом регламенте о безопасности строительных материалов неправомерно пересекается с областью применения Технического регламента «О безопасности зданий и сооружений». Само определение комплектные системы для строительства грешит тавтологией: «совокупность конструктивных элементов, которые образуют строительную конструкцию».