Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Опубликовано: 30 августа 2016 в 10:12
46    17141

: Строительные СРО, как институты гражданского общества, должны формировать государственную политику

Юрий Мхитарян
Объединения предпринимателей – саморегулируемые организации (СРО) и объединения СРО – Национальные объединения – институты гражданского общества. Они осуществляют свою деятельность на основе прав, установленных Конституцией и Гражданским кодексом Российской Федерации независимы от государства, органов госуправления.

Назначение СРО и Национальных объединений – развивать экономические, культурные, правовые, политические отношения для того, чтобы экономика была конкурентоспособной, эффективной, добросовестные предприниматели могли успешно осуществлять свою деятельность, повышать производительность труда, увеличивать число рабочих мест и так далее.

СРО и Национальные объединения должны быть посредниками между предпринимателями и органами власти, государственной властью, помогая предпринимателям, принимая на себя функции по регулированию деятельности участников рынка.

Институты гражданского общества осуществляют свою деятельность на основе самоуправления, формируют новые общественные ценности, создают в обществе отношения нового уровня. Организуют свою деятельность на принципах добровольности объединения.

Никто не имеет права запрещать организациям добровольно объединяться. СРО и Национальные объединения должны обладать независимостью и экономической самостоятельностью, только на этих началах их деятельность может быть успешной.

В строительной отрасли они создаются как независимые, самостоятельные объединения для:
  • защиты своих членов, предупреждения причинения вреда, повышения качества деятельности;

  • оказания влияния на управленческие решения предпринимателей и органов госуправления;

  • противодействия коррупции, принятия неэффективных решений;

  • осуществления контроля за реализацией органами госуправления и должностными лицами принадлежащих им властных полномочий, информирования общественности об их деятельности, формирования общественного мнения;

  • осуществления деятельности, направленной на повышение уровня правовой и управленческой культуры предпринимателей, граждан страны, правосознания;

  • оказания активного влияния на содержание и ход проводимых реформ, обеспечения соблюдения конституционных принципов правового государства и разделения властей, сдерживания власти от нарушения норм права.

Институты гражданского общества должны функционировать на основе сотрудничества с властью и контроля за властью. Успешная деятельность институтов гражданского общества – условие создания эффективной, конкурентоспособной экономики, правового государства.

За годы реформирования в нашей стране произошли существенные сдвиги в формировании новой правовой системы, правового государства, но, конечно, есть проблемы, задачи, которые сами по себе не могут быть решены.

Но, то, что сейчас происходит с институтом саморегулирования в строительной отрасли с вводом противоречивого в своих целях и средствах Федерального закона от 3 июля 2016 года № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не снилось ни одному студенту юрфака. Запрет на свободное объединение, лишение организаций права на объединение в специализированные (отраслевые) СРО, ограничение свободы экономической деятельности, частной собственности. Это свидетельствует о непонимании отдельными представителями власти роли и задач институтов гражданского общества или их сопротивление в выполнении институтами гражданского общества функции посредника между субъектами права и властью.

Строительство – комплексная отрасль. Строительством занимаются в атомной отрасли, энергетике, связи и информатизации, промышленности и так далее. Но в разных отраслях и сферах деятельности предъявляются свои требования к квалификации, организации труда и деятельности предприятия. Саморегулирование – самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая субъектами права определённого вида, объединяющимися для установления правил деятельности. Очевидно, например, что монтаж и прокладка кабеля у энергетиков и связистов сопровождается разными требованиями, специалистами, организацией деятельности.

Фактически на пути развития института саморегулирования в строительной отрасли искусственно создаются значительные трудности, осуществляются реальные препятствия для деятельности в соответствии с основополагающими конституционными нормами.

Конечно, это может свидетельствовать об уровне правовой, управленческой культуры только отдельных представителей руководства, стремлением манипулировать общественным сознанием и мнением высшего политического руководства страны, уровне социальной ответственности отдельными представителями органов государственной власти за принимаемые решения.

Все, кто сегодня нарушают конституционные нормы и сдерживают развитие института гражданского общества, непременно останутся в истории создания современного государства. Но это, отнюдь, не означает, что СРО и Национальные объединения должны всю ответственность за действия (бездействие) органов власти, должностных лиц перекладывать на представителей власти.

Надо самим с большей ответственностью подходить к выполнению задач. Не уходить от их решения, не прятаться «под корягу». Не ждать, пока высшее политическое руководство наведёт порядок. Помогать в решении проблем, задач правовыми средствами. Закон, определяющий ответственность за действия (бездействие) должностных лиц, распространяется на всех.

Знали ли те, кто занимался подготовкой Федерального закона от 3 июля 2016 года № 372-ФЗ, что определённые его нормы нарушают основополагающие конституционные нормы? Знали и нарушали, потому, что были уверены во вседозволенности власти. Но какие разные решения вопроса по специализированным (отраслевым) СРО у проектировщиков и строителей. У проектировщиков это право сохранилось, у строителей отобрали. Потому, что Национальное объединение изыскателей и проектировщиков – НОПРИЗ (президент Михаил Посохин), как институт гражданского общества, понимая значение специализированных (отраслевых) СРО, захотел и смог оказать активное влияние на сохранение этой нормы. Очевидная польза от этого института для общества, государства. Другой пример: Национальное объединение строителей – НОСТРОЙ, которое не захотело вмешиваться в процесс принятия решения.

Как далее действовать отраслевым (специализированным) СРО для того, чтобы обеспечить право на объединение? Вливаться в Национальное объединение изыскателей и проектировщиков, где руководство проявляет активность и разумность в защите своих членов, или создавать самостоятельное Национальное объединение? Оно объединит отраслевые СРО строителей для формирования более прогрессивных, законных и понятных правил поведения.

Не исключается вариант развития, при котором каждая отраслевая СРО строителей, добросовестно выполняющая свои обязанности (отраслевые СРО отличаются более высоким уровнем организации деятельности), может рассматриваться как самостоятельное Национальное объединение. Например, Национальное объединение строителей атомной отрасли, Национальное объединение строителей в области связи и информационных технологий, Национальное объединение строителей металлургической промышленности и так далее. Почему бы нет? Предметная деятельность единая, масштаб воплощения правил деятельности по всей стране. Много положительных сторон в этом решении.

Экономика страны переживает сложный период. Без установления социального партнёрства не создать высококонкурентную, эффективную экономику. Но право на социальное партнёрство, авторитет завоевывается принимаемыми решениями, способностью отстоять конституционные нормы, защитить тех, которые вошли в объединения.

Конечно, во все времена были руководители, шедшие на сделку для собственного благополучия, но во все времена были и руководители, исполнявшие до конца свой долг.

Надо не устраивать обмен членами объединений, подстраиваясь под закон, а показывать пример исполнения долга, оказать содействие повышению уровня правовой, управленческой культуры, отстаивая основополагающие конституционные принципы установленным законом порядком. Не быть грузом в кузове истории, а развивать саморегулирование, помогать высшему политическому руководству страны в развитии правовой системы страны.

Коррупция достигла такого уровня, когда презрение к нормам права отдельными руководителями воспринимается как честь и достоинство. Но не будет действенного социального партнёрства, не будут созданы условия для деятельности добросовестных предпринимателей, тогда и уровень производительности труда одного из самых образованных и трудолюбивых народов в нашей стране по-прежнему будет одним из самых низких в Европе («ОЭСР: В России самая низкая в Европе производительность труда», газета «Ведомости» от 10 августа 2016 года). Не надо ждать указаний, поддержки извне, надо доказать, что СРО умеют пользоваться своими правами.

Государственная политика – целенаправленная деятельность в государстве по достижению целей развития общества. Что нужно делать для участия в формировании государственной политики?

Объединяться на добровольной основе в соответствии со своими правами, устанавливать правила предпринимательской деятельности, отстаивать свои права в соответствии с конституционными нормами установленным законом способом и решать задачи, для которых создавали СРО и Национальные объединения.


Саморегулируемые организации – самостоятельные субъекты права – должны выполнить возложенные на них обязанности в соответствии с правом, предоставленным Гражданским кодексом и Конституцией Российской Федерации, если мы хотим иметь одну из успешных экономик в мире.

Укрепление конституционных основ государства, а, следовательно, и государства определяется способностью субъектов права отстаивать конституционные права. Если не осуществлять эти процессы, невозможно обеспечить и совершенствование государственной политики.

Государственная власть, понимая роль и значение социального партнёрства, развития институтов гражданского общества, должна со своей стороны оперативно содействовать правовому решению вопросов по организации деятельности СРО и Национальных объединений. Отрицательные последствия препятствия развитию института гражданского общества: снижение доверия к власти, рост социальной напряжённости, снижение эффективности экономики и так далее.
 


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Что Вы думаете о судьбе законопроекта по частичной оплате ЧВ Нацобъединениям за счёт доходов от размещения КФ?
Последние комментарии