С началом нового учебного года количество экспертов на интернет-форумах несколько поубавилось, но всё равно не пинал российское строительное саморегулирование только ленивый. Что же делать? В этой краткой статье я предлагаю те нововведения, которые можно ввести в любое время, просто слегка модернизировав существующие Своды правил.
Автор этих строк работает на строительстве нефтегазовых объектов Крайнего Севера, занимается исполнительной и разрешительной документацией, подписанием объёмов работ, потому и начать предлагаю именно с бумажной стороны строительства.
Перечисленные меры не требуют от государства больших затрат, а вот подрядчику сэкономят много времени и нервов на переписывании ненужной макулатуры.
Стройка начинается с выдачи рабочих чертежей. По закону чертежи должны быть в твёрдой копии, с печатью заказчика «В производство работ». Считается, что строитель в процессе своей деятельности постоянно обращается к чертежам, а по окончании объекта штампует все чертежи печатью «выполнено в соответствии с проектом». Непонятно, какой логикой руководствовались люди, «модернизировавшие» СП на организацию строительства в 2010 году, но с середины 2000-х ни один прораб с рулонами чертежей на стройке не бегает. Все графические материалы компактно и удобно закачаны в PDF-формате на рабочий ноутбук. Надобность переводить тонны бумаги на комплекты рабочих чертежей отпала полностью. Вывод: прописать в СП 48.13330.2011 выдачу чертежей в электронном виде.
Формально все процессы работ детально должны быть описаны в двух основополагающих документах: ПОС и ППР. Их состав во многом пересекается. И если требования ПОС ещё худо-бедно исполняются, то ППР, регламентирующий, каким краном монтировать фундаментные блоки, давно стал пустой формальностью. ППР сегодня – это толстая папка с бумажками с двумя печатями на обложке, которая пылится на полке весь срок строительства. Давайте уже себе в этом признаемся! Календарный график всё равно содержится в других, более серьёзных документах, обычно в Договоре подряда. Техкарты на производство работ в основном типовые. Состав разрешительной документации обычно содержится в Регламенте Заказчика. Правила пожарной безопасности и экологию вообще никто не читает. Предлагаю отменить в СП 48.1330.2011 пункт 5.7.4 о разработке ППР (а также ППРк, ППСР и др.). ППР подрядчик должен разработать только по письменному указанию Заказчика, если у того есть определённые требования к методам производства работ, обеспечению техники безопасности, экологии и т.п. Автоматически у Заказчика появляется ответственность за соблюдение подрядчиком требований ППР.
Самый простой пункт – полная отмена журналов работ. Сюда относятся специальные и общий журналы, регламентированные различными СП и РД 11-05-2007. Всего журналов около 25 – 30: журнал бетонных работ, ухода за бетоном, сварочных работ, монтажных работ, антикоррозионных работ, выдачи приборов (есть и такой) и пр. Специальные журналы никогда по ходу работ и не заполнялись, а окончательно потеряли смысл с введением комплексных систем по выполнению бизнес-процессов типа MS Project или Oracle Primavera.
Вообще, если с течением времени какой-либо документ теряет свой первоначальный смысл и его ведение превращается с обременительную формальность, то документ нужно отменить. Предлагаю отменить РД 11-05-2007, в строительные нормы (СП, ПБ и РД) внести соответствующие изменения, отменяющие какие-либо упоминания о журналах работ.
Общеизвестно, что каждый строительный объект является уникальным, а существующая система нормативных документов пытается унифицировать документооборот, тем самым создавая определённый дискомфорт. Самыми ходовыми актами стали акт скрытых работ и акт освидетельствования ответственных конструкций. Строительная практика показала, что любую работу сейчас освидетельствуют актом скрытых работ, даже если работа совсем не скрытая. Просто других подобных актов не предусмотрено. Акт освидетельствования ответственных конструкций применяется также в каких угодно случаях, даже если конструкция вовсе не ответственная.
Предлагаю отменить РД 11-02-2006, а в отдельном СП описать, что до начала работ Заказчик разрабатывает и согласовывает с подрядчиком Регламент исполнительной документации. В данном Регламенте описывается полный механизм документирования работ по строительному объекту, разрабатываются формы актов, схем, спецификаций и всех других необходимых документов. Регламент согласовывается с территориальным органом Ростехнадзора. Это очень важный момент! На всех крупных стройках в конце возникают проблемы со сдачей объекта в эксплуатацию, так как контролирующие органы требуют множество документов, которые во время строительства не велись.
Введение Регламента решает эту проблему на корню. Заказчик сам разрабатывает и вводит в действие документы с той степенью проработки, которые понадобятся в процессе эксплуатации объекта. Подрядчик получает необходимый и исчерпывающий перечень необходимых документов. Для Ростехнадзора сужается поле возможных злоупотреблений полномочиями.
Все вышеперечисленные меры могут показаться местечковыми, лоскутными, бессистемными. Однако они вместе собираются в единый паззл и ведут к общей цели, которую я называю Оптимизацией документирования. Именно она должна стать первым шагом к порядку в общем нынешнем бардаке. Оптимизация документирования станет одним из пунктов формирующейся в скором времени Стратегии развития строительной отрасли.
Уверен, в ближайшие 3 – 4 года в строительной верхушке страны всё-таки появятся компетентные люди и будут претворять в жизнь необходимые реформы. Начать посильную подготовку к переменам неравнодушным специалистам нужно уже сейчас.