Но я бы хотел предложить им альтернативу постоянному наступанию на одни и те же грабли с использованием аттракциона с написанием «открытых» писем, имеющих целью подвергнуть «виновных» министров остракизму и заставить публично расписаться в тех или иных предполагаемых ошибках возглавляемых ими команд, а потом ещё и обязательно так же публично раскаяться и повиниться.
К великому их разочарованию, так бывает в сказках про героев, борющихся со Змеями-Горынычами, но никогда не происходит в реальной жизни, особенно когда заходит речь о взаимоотношениях власти и профессиональных сообществ или, как теперь модно говорить в среде саморегуляторов, с представителями гражданского общества.
За последние годы было немало примеров того, как попытки повлиять на министров в сфере их профессиональной деятельности и зоны ответственности методами плохо продуманной «публичной дипломатии» приводили не к решению конфликтных ситуаций, а их углублению и разрастанию с неизменно тяжёлыми или даже катастрофическими последствиями.
Достаточно вспомнить нашумевшую кампанию по рассылке писем во все инстанции, предпринятую очень честным, грамотным и по-настоящему озабоченным судьбой отрасли профессионалом Михаилом Богдановым в попытке решить возникшие разногласия сначала с министром регионального развития Игорем Слюняевым (ныне питерский вице-губернатор Игорь Албин), а затем и с его преемником министром строительства и ЖКХ Михаилом Менем и его первым заместителем Леонидом Ставицким. Чем это закончилось, все помнят – потерей ПНИИИСа, развалом творческого и слаженного коллектива, тяжёлым моральным разочарованием.
Или наделавшие также много шума «открытые» письма Анвара Шамузафарова и других видных руководителей Нацобъединений строительной сферы в попытке не допустить принятия «сырого» законопроекта, ставшего, в конце концов, 372-ФЗ. Разве можно подсчитать, сколько здоровья и лет жизни отняла эта борьба у опытнейшего и грамотнейшего Анвара Шамухамедовича?
А взять длительную принципиальную и публичную борьбу руководителей Совета ТПП по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности Константина Апрелева и Алексея Каминского с МЭРом за интересы СРО оценщиков, которая закончилась ликвидацией саморегулирования оценочной деятельности вообще.
И это ещё не все печальные последствия неграмотной работы саморегуляторов с представителями исполнительной и законодательной власти в её нынешней конфигурации и формате.
Теперь, что касается письма уважаемого Юрия Мхитаряна и поднимаемых в нём вопросов. Как военный человек и профессиональный ракетчик РВСН, я не понаслышке знаю, что такое ядерные технологии и как с ними необходимо грамотно обращаться. Недаром после распада СССР, самой крупной международной инициативой содействия России в обеспечении безопасного хранения и транспортировки ядерного оружия, как по объему ассигнований, так и по охвату областей, стала американская программа «Совместного уменьшения угрозы», известная также как программа Нанна-Лугара. Американские «друзья» хорошо понимали, на что они тратят в новой России свои кровные миллиарды долларов.
И мне хорошо понятно беспокойство уважаемого профессионала и нашего с Владимиром Аверченко хорошего друга и единомышленника Виктора Опекунова, возглавляющего уникальное объединение профессиональных строителей, обеспечивающих атомную отрасль нашей страны. Но, как это ни прискорбно признавать, меры, предпринимаемые сообществом для выправления ситуации с явными погрешностями и откровенным непрофессионализмом ответственных разработчиков 372-ФЗ по ряду ключевых параметров, не менее ущербны, контрпродуктивны и обречены на провал по перечисленным выше причинам.
Как бы мы рекомендовали поступить саморегулируемому сообществу, чтобы, не обостряя отношения с Минстроем, не только попытаться раскрыть проблему необходимости сохранения отраслевых СРО, особенно в такой чувствительной сфере, как строительство атомных объектов, но и, показав её в другой плоскости, обеспечить не только свои профессиональные интересы, но и жизненно важные интересы государства в целом, включая и интересы национальной безопасности.
ВО-ПЕРВЫХ, надо в переговорах с Минстроем и другими заинтересованными ведомствами, а также с руководством обеих палат Федерального Собрания РФ добиться признания того факта, что такая проблема в связи с вступлением в силу 372-ФЗ действительно существует, и с ней надо что-то делать. Этот вывод необходимо довести до сведения Правительства РФ, которое может принять решение о подготовке необходимых поправок и внесения их на рассмотрение нового состава Государственной Думы.
ВО-ВТОРЫХ, на базе СРО НП «Союзатомстрой», как ведущей саморегулируемой организации, и её членов срочно созвать Первый чрезвычайный съезд организаций атомного строительного комплекса.
Хорошо бы договориться о том, чтобы этот Съезд прошёл под патронажем вице-премьеров Дмитрия Рогозина и Дмитрия Козака, Минатома, Минстроя, профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, отраслевых профсоюзов, Министерства обороны, соответствующих департаментов Аппарата Правительства и Администрации Президента РФ, а также представителей Академии наук и крупнейших предприятий ОПК.
На этот Съезд можно было бы пригласить руководителей других отраслевых СРО, чьи жизненно важные интересы напрямую затронуты 372-ФЗ.
После всестороннего обсуждения на пленарных заседаниях и в панельных дискуссиях (в том числе и закрытых) все выявленные проблемы и выработанные предложения по их решению должны быть сведены в итоговую Резолюцию Съезда с приложением рабочих документов, согласованных со всеми заинтересованными сторонами. Эта Резолюция и должна стать тем базовым документом, на основании которого Правительство будет вносить в Государственную Думу соответствующие законодательные инициативы.
Это путь сотрудничества, учёта взаимных интересов, согласия и позитива в противовес разрушительным и непродуктивным методам «публичной дипломатии», которым нет и не может быть места во взаимовыгодном и взаимоуважительном сотрудничестве профессиональных сообществ и власти.
Желаем успехов и Удачи! Всегда готовы слушать, слышать, делиться опытом и помогать нашим друзьям и коллегам.
С уважением,
проректор Института изучения проблем саморегулирования
Виктор Тютин.