На прошлой неделе, 10 июля, в рамках Международной промышленной выставки «ИННОПРОМ-2015» состоялось совместное заседание комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по машиностроению и Координационного совета отделений РСПП в Сибирском федеральном округе, посвящённое обсуждению законопроекта «О профессиональных инженерах в Российской Федерации».
В заседании приняли участие члены комиссии РСПП по машиностроению, Координационного совета отделений РСПП в СФО, представители Национальной палаты инженеров, ГК «РОСАТОМ», Высшей инженерной школы Уральского федерального университета имени первого Президента России Бориса Николаевича Ельцина, проектных организаций и бюро, крупных предприятий, банков развития, эксперты и корреспонденты ведущих изданий.
Открывая заседание, я, как заместитель председателя комиссии РСПП по машиностроению, отметил, что концепцию законопроекта профессиональное сообщество обсуждало с 2013 года, было проведено около тридцати заседаний и слушаний по данному вопросу на отраслевых и федеральных площадках, в том числе в РСПП, Государственной Думе, Совете Федерации.
Президент Национальной палаты инженеров России Игорь Мещерин в своём докладе обратил внимание, что профессиональным сообществом давно отмечаются пробелы, препятствующие развитию инженерного дела в нашей стране, в частности, высшая школа перешла на выпуск бакалавров и магистров, а механизм присвоения квалификации инженера не создан. Российская модель саморегулирования инженерного дела не совместима с моделью, принятой в странах ВТО. По мнению разработчиков законопроекта, «профессиональный инженер» должен иметь авторские права на создаваемые инженерные решения, проекты и объекты. Кроме того, «профессиональный инженер» должен нести гражданскую, административную и уголовную ответственность за последствия своей деятельности. Палаты инженеров предлагается формировать по региональному признаку и проводить аттестацию и сертификацию в субъекте.
«Многие считают, что квалификация присваивается инженеру в момент выдачи диплома о высшем образовании. А ведь в советский период действовала система распределения, был даже термин «подтверждение диплома». Для того, чтобы занимать ответственные должности молодому специалисту следует поработать под руководством наставника, набраться опыта и сдать квалификационный экзамен на соответствие требованиям профессионального Стандарта инженера», – подчеркнул в своём докладе член Совета Федерации, член Временной комиссии по вопросам развития законодательства РФ об инженерной и инжиниринговой деятельности Аркадий Чернецкий.
Разработчики отмечают, что принятие закона будет содействовать развитию в стране современной системы инженерно-технического образования специалистов, улучшит условия для деловой активности в области проектирования, конструкторских работ и других видов инженерной (инжиниринговой) деятельности и создаст благоприятную среду для создания и внедрения новых отечественных технологий.
Для крупных компаний потребность в инженерах будет расти, ведь в планах стоит реализация глобальных проектов, для исполнения которых нужны компетенции. Представитель ГК «РОСАТОМ» Валерий Тропин отметил, что «в дорожной карте сооружений АЭС в России запланировано возвести 16 энергоблоков до 2027 года, а за рубежом – 38 энергоблоков до 2030 года. Для строительства новых блоков АЭС необходимо подготовить около 4600 квалифицированных инженеров».
Высшая школа поддерживает дополнительную подготовку кадров, ведь университеты дают базовые знания, а в связи с переходом на Болонскую систему образования «бакалавр-магистр», трудно оценить компетенции выпускаемых специалистов. Об этом в своем выступлении говорил Олег Ребрин, директор Высшей инженерной школы Уральского федерального университета имени первого Президента России Бориса Николаевича Ельцина.
Свои заключения на законопроект и практические рекомендации высказали генеральный директор СРО НП «ПроектСвязьТелеком» Александр Вронец, директор проектного бюро «Грачёв и партнёры» Владимир Грачёв, генеральный директор ООО «ВЭБ Инжиниринг» Дмитрий Шейбе, специальный представитель ОАО «Научно-производственное объединение «Уралвагонзавод» Дарьяна Мурикович и другие представители профессионального сообщества.
Подводя итоги заседания, я отметил, что законопроект требует доработки, но профессиональному сообществу принятие закона необходимо. Важно в первую очередь повысить не только статус профессии инженера, но и компетенции самих специалистов, ведь от работы зависит не только успешная деятельность предприятий и заводов, но и безопасность граждан. Такое понимание в обществе есть, разработчикам и профессионалам предстоит плодотворная работа. Члены Координационного совета отделений РСПП в СФО и комиссия РСПП по машиностроению продолжат совместную работу по данному вопросу.