По развитию системы саморегулирования:
- Необходима отмена обязательного членства саморегулируемых организаций (СРО) в Национальных объединениях СРО – без этого невозможно остановить нарастающий конфликт между «общественными» чиновниками, желающими преимущественно собирать членские взносы, и непосредственно СРО.
- Необходимо создание механизма для «самоочищения» СРО-системы, предоставляющего право членам саморегулируемых организаций переходить из одной СРО в другую со своим взносом в компенсационный фонд, при условии, что принимающая СРО берёт на себя риски, связанные с возможными выплатами из компфонда за ранее выполненные переходящим членом СРО работы.
- Необходимо увеличение минимального количества членов в изыскательских и проектных СРО с 50 до 250, в строительных СРО с 100 до 500 – подход, аналогичный подходу ЦБ по укрупнению банков.
- Необходимо введение требования о том, что коллегиальный орган управления СРО должен состоять не менее чем из 7 человек, и не менее 6 из них должны отвечать требованиям по образованию и стажу работы, предъявляемым к специалистам для получения допуска, и они не должны являться членом коллегиального органа управления более чем одной СРО – это позволит разрушить систему управления «коммерческих» СРО, руководители которых в количестве двух – трёх человек часто формируют коллегиальные органы управления нескольких разных по направлениям деятельности СРО (например, инженерные изыскания, энергоаудит, пожарная безопасность). Возможно, совмещение постов в коллегиальных органах управления двух СРО (не более чем по одному направлению деятельности) в случае, если одно СРО объединяет юридические лица, а другое физические лица.
- Необходимо введение требования о том, что физическое или юридическое лицо может выполнять обязанности единоличного органа управления только в одной СРО – это позволит разрушить систему управления «коммерческих» СРО, директора которых часто руководят несколькими разными по направлениям деятельности СРО.
- Необходимо скорейшее принятие государством решения о том, что все средства
компенсационных фондов СРО должны храниться в облигациях одного из государственных банков, в качестве которого предлагается Внешэкономбанк (ВЭБ). Это не только уменьшит привлекательность бизнеса в саморегулировании для «владельцев» СРО, но также позволит выявить те из них, которые уже растратили свой компенсационный фонд, и позволит лишить нарушителей статуса саморегулируемой организации. Для добросовестных СРО приобретение облигаций никаких проблем не вызовет – эти средства не доступны для СРО ни в форме депозита в банке (как они хранятся в настоящее время), ни в форме облигаций государственного банка. - Необходимо развитие добровольного объединения физических лиц – специалистов в области инженерных изысканий «Союз изыскателей» – аналога существующих в других экономически развитых странах объединения профессионалов (в России в него уже вступило более 2.300 специалистов).
- Должны быть установлены требования к физическим лицам – профессионалам, исполнителям работ. Установление таких требований и проверка соответствия специалистов этим требованиям должно осуществляться профессиональным сообществом, а не государственными чиновниками, не важно какого государственного ведомства – Росаккредитации или Минстроя России. Установленные требования к профессионалам и их аттестация должны предусматривать деление всех специалистов на две категории – «специалист», имеющий право самостоятельно выполнять инженерные изыскания, и «специалист высшей категории». Получение второго статуса будет подразумевать наличие большего стажа работы и количества выполненных проектов. Именно изыскатель –специалист высшей категории может получать право выполнения экспертизы отчётных материалов.
По совершенствованию инженерных изысканий:
- Необходимо создание Технического комитета «Инженерные изыскания и геотехника» при Госстандарте – без этого невозможно эффективно развивать нормативно-техническую базу.
- Необходимо утверждение Концепции развития инженерных изысканий в строительстве – развитие отрасли без определения направлений работы невозможно.
- Необходимо утверждение Концепции развития и структуры системы нормативно-технических документов в области инженерных изысканий в строительстве – должна создаваться именно система нормативных документов, а не некий набор несвязанных между собой нормативных текстов.
- Необходимо установление требований к составу и объёмам инженерных изысканий, выполняемых для подготовки документов территориального планирования, документации по планировке территории – недоучёт природных факторов приводит к нерациональному территориальному планированию.
- Необходима разработка нового порядка утверждения Минстроем России специальных технических условий на выполнение инженерных изысканий – в настоящее время эта процедура является весьма странной, экспертизу проводит организация, в которой отсутствуют специалисты в области инженерных изысканий.
- Необходимо установление порядка формирования и ведения государственного фонда результатов инженерных изысканий и информационных систем обеспечения градостроительной деятельности – результаты инженерных изысканий по объектам, информация о которых не ограничивается в доступе, должны размещаться в сети интернет в едином утверждённом формате и быть доступны для всех желающих с ними ознакомиться.
- Необходимо совершенствование доступа к материалам федерального картографо-геодезического фонда для целей выполнения инженерных изысканий – сейчас получение картографических материалов является трудоёмким и дорогим процессом, сложность которого не оправдывается никакими государственными интересами. Несекретные карты должны быть доступны в сети интернет.
- Необходимо совершенствование порядка доступа к материалам гидрометеорологических наблюдений для целей выполнения инженерных изысканий – материалы наблюдений должны предоставляться бесплатно в сети интернет, поскольку налогоплательщики за счет своих налогов уже оплатили получение этой информации учреждениями Росгидромета.
- Необходимо внесение изменений в приказ Минэкономразвития № 456-дсп от 25 июля 2014 года «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 17 марта 2008 года № 01 «Об утверждении Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства экономического развития Российской Федерации», согласно которому топографические инженерные планы масштаба 1:50000 и крупнее, в том числе масштаба 1:500, 1:2000, 1:5000, имеют гриф «секретно».
При работе с указанными материалами требуется лицензия ФСБ на работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в результате чего теперь практически все изыскательские и проектные организации должны получать эти лицензии. - Необходимо создание нормативного документа, регламентирующего ведение раздела федеральной государственной информационной системы территориального планирования со сведениями о территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – ошибки при территориальном планировании, связанные с неоптимальным размещением объектов, являются очень дорогостоящими.
- Необходимо нормативное определение порядка и сроков оформления разрешительных документов, которые требуются изыскателям для фактического начала инженерных изысканий, в том числе буровых работ, а также установление единого порядка получения необходимых согласований – сейчас для выполнения работы, которую можно выполнить за несколько дней, предварительно во многих случаях проводятся согласования в течение 9 – 10 месяцев.
- Необходимо внесение изменений в ФЗ № 2395-1 «О недрах» в частях, касающихся инженерных изысканий: поиска и разведки месторождений грунтовых строительных материалов и месторождений подземных вод – сейчас закон регулирует также и выполнение инженерных изысканий, необходимо разграничение некоторых положений, чтобы изыскатели не были вынуждены при выполнении работ нарушать этот закон.
- Необходимо внесение поправок в ФЗ № 150 «Об оружии» с целью предоставления возможности изыскательским организациям выдавать сотрудникам служебное огнестрельное оружие при работе в малообжитых районах – сейчас изыскатели вынуждены выполнять работы, не имея возможности защититься от хищников, и есть факты гибели безоружных людей от нападений медведей и других опасных животных.
- Необходимо удаление из нормативных документов несуществующего вида инженерных изысканий «геотехнические изыскания», который был придуман государственными чиновниками в 2006 году. С тех пор этот несуществующий вид инженерных изысканий переходит из одного
нормативного документа в другой. - Необходима корректировка Минстроем России приказа Минрегиона России № 624 от 30 декабря 2009 года с удалением из приказа перечня отдельных работ и сохранением только видов инженерных изысканий – сейчас приказ предусматривает очень дробное и не всегда верное описание отдельных работ в допусках СРО.
- Необходимо удаление требований Постановления Правительства РФ № 207 от 24 марта 2011 года о том, что для получения допуска СРО на работы на особо опасных и технически сложных объектах, а также на объектах использования атомной энергии, руководители изыскательской организации или его заместители должны иметь профильное образование и опыт работы, а также требования о том, что необходимо представить документы о наличии оборудования, наличии определённой численности сотрудников, в том числе рабочих специальностей – эти ограничения совершенно не эффективны, легко обходятся, не имеют практического смысла, но при этом создают ещё один формальный барьер при выполнении работ.
- Необходимо совершенствование порядка согласования с ФСО выполнения инженерных изысканий на отдельных территориях – сейчас этот порядок согласования достаточно длительный, кроме того, согласование требуется в ряде случаев, когда оно представляется избыточным.
- Необходимо совершенствование порядка получения лицензий ФСБ на работу со сведениями, составляющими государственную тайну – сейчас этот порядок предусматривает чрезмерно усложнённую процедуру подтверждения секретности данных, с которыми планируют работать
компании, что приводит к значительному увеличению трудоёмкости и стоимости получения лицензии. - Необходимо создание и ведение официального реестра действующих федеральных и региональных (местных) нормативных правовых и технических документов по инженерным изысканиям в строительстве со свободным доступом в интернет к текстам нормативных документов.
- Необходимо создание информационной системы, сочетающей в себе базы данных о природных условиях территорий и базы сводов правил, определяющих, что и в какой последовательности необходимо выполнять изыскателю – это упростит определение состава и объёмов изыскательских работ.
- Необходимо внесение изменений в Постановление Правительства РФ от 31 марта 2012 года № 271 «О порядке аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий» – сейчас аттестация является достаточно формальным упражнением, при котором не обеспечивается проверка уровня знаний эксперта, вопросы частично не имеют отношения к инженерным изысканиям, на часть вопросов даны неверные ответы как «правильные». Уровень государственных экспертов во многих случаях вызывает вопросы.
- Необходимо утверждение новых справочников базовых цен на выполнение инженерных изысканий – сейчас цены значительно занижены, и многие современные виды работ полностью отсутствуют в справочниках.
- Необходимо создание федеральной сети записи сильных сейсмических движений для целей территориального планирования и архитектурно-строительного проектирования во всех сейсмоопасных районах страны.
- Необходимо совершенствование программ высшего и среднего специального образования в области инженерных изысканий – сейчас специальность «инженерные изыскания» вообще отсутствует в перечне Минобрнауки.
- Необходимо введение обязательной предпроектной стадии для крупных строительных объектов. Неверная нормативно определённая стадийность выполнения проектных работ и инженерных изысканий уже на этапе планирования строительства закладывает ту неэффективность, с которой
потом всем участникам строительного процесса приходится бороться. В настоящее время в нормативных документах отсутствуют предпроектные стадии. Решения о выборе мест размещения крупных объектов, стоимость строительства которых составляет заметную часть всех объёмов строительной отрасли, зачастую принимаются чисто административно, без какой-либо вариантной проработки и оценки стоимости реализации строительного проекта в тех или иных природных условиях. В очень многих случаях проблем можно было бы избежать, всего лишь несколько изменив место расположения объекта или откорректировав проектные решения с учётом фактической природной ситуации. - Необходимо предусмотреть ведение обязательного независимого технического надзора за выполнением инженерных изысканий для особо опасных, уникальных и технически сложных объектов. В качестве минимального порогового значения может приниматься стоимость
строительства объекта от 300 миллионов рублей. Для таких объектов должны также проводиться экспертизы заданий и программ до начала полевых работ, осуществляться контроль полевых работ и лабораторных исследований. При этом должна сохраняться и процедура проведения экспертизы отчётных материалов. Органы экспертизы не проверяют непосредственно качество выполняемых полевых работ и лабораторных исследований. Опытный специалист-фальсификатор подготовит без фактического выполнения этих работ любой отчёт. Этот отчёт, с большой степенью вероятности, получит положительное заключение органов экспертизы, как соответствующий требованиям нормативных документов. Практическая польза от такого отчёта и от такого положительного заключения экспертизы нулевые. - Необходимо создать при органах экспертизы независимые экспертные советы из специалистов, которые на регулярной основе, например, ежемесячно, будут рассматривать спорные случаи. Без создания при государственных экспертизах таких общественных экспертных советов, решить проблемы экспертизы, в том числе проблемы, связанные с коррупцией, будет очень сложно.
- Необходимо обеспечить открытость результатов инженерных изысканий и заключений экспертов, выданных по результатам рассмотрения этих результатов. Они должны размещаться в сети Интернет во всех случаях за исключением тех, когда объекты, для проектирования которых выполнялись инженерные изыскания, внесены в список объектов, результаты инженерных
изысканий, для проектирования которых не подлежат открытой публикации. Реализация этой задачи возможна как путём создания фондов результатов инженерных изысканий в упомянутой выше форме информации, размещённой в стандартизованной электронной форме на серверах органов исполнительной власти, так и при размещении в Интернет сети экспертных заключений, логически увязанных с этой информацией изыскательских организаций. - Необходимо наладить обратную связь органов экспертизы и профессионального сообщества. Эксперты накапливают большой объём информации о типичных ошибках, им видны многие недостатки нормативно-технических документов. Естественно было бы ожидать, что органы государственной экспертизы проводили бы анализ ошибок и обобщали свои наблюдения в форме неких рекомендаций. Такие обзоры были бы полезны изыскателям и позволили бы повысить качество разработки нормативных документов. Журналы «Инженерные изыскания» и «Инженерная геология» готовы публиковать такие материалы.
- Необходимо лишить негосударственные экспертизы права выполнять экспертизы в случаях, когда экспертиза является обязательной. При этом у организаций, выполняющих негосударственную экспертизу, останется возможность проведения экспертиз на добровольной основе, предоставляя некий аналог консалтинговых услуг всем желающим. Организации, проводящие негосударственную экспертизу, являясь коммерческими организациями, заинтересованы в получении прибыли. Если одна из них не захочет выдать положительное заключение, в следующей, раз заказ на проведение экспертизы получит другая организация, которая заранее подтвердит свою готовность подтвердить соответствие результатов инженерных изысканий требованиям нормативных документов, независимо от их качества. Такие негосударственные экспертные организации не нужны, и, на данном этапе, имеет смысл лишить их права проведения экспертизы.
- Необходимо наделить ФАУ «Главгосэкспертиза России рядом дополнительных полномочий – она должна осуществлять контроль за проведением экспертизы проектно-изыскательской документации в организациях, уполномоченных органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, и она должна подготавливать для них методические рекомендации. Это позволит повысить также качество работы государственных экспертиз в субъектах Российской Федерации. - Необходимо рассмотреть вопрос об использовании значительных денежных средств, накопленных ФАУ «Главгосэкспертиза России», которые в настоящее время составляют более 13 миллиардов рублей, для создания информационных систем автоматической проверки отчётов по
инженерным изысканиям на основе сравнения проверяемой информации с ранее полученными данными об природных условиях территории. Такую информационную систему могли бы использовать и государственные экспертизы в субъектах Российской Федерации. - Необходимо пересмотреть и понизить стоимость проведения государственной экспертизы проектно-изыскательской документации. Тот факт, что остатки на счетах ФАУ «Главгосэкспертиза России» превышают 13 миллиардов рублей, является наиболее убедительным доводом для понижения стоимости проведения экспертизы. При этом важно не допустить понижения оплаты работы государственных экспертов – если они не будут получать достаточно высокую зарплату, мы увидим рост коррупционных договоренностей между застройщиками и экспертами. Не исключено, что имеет смысл оптимизировать внутреннюю структуру ФАУ «Главгосэкспертиза России», проанализировав целесообразность сокращения административного аппарата – организации, имея неограниченное, по сути, финансирование, часто неоправданно раздувают свои штаты.
- Необходимо отказаться от государственной экологической экспертизы проектной документации, предусмотренной Федеральным законом от 23 ноября 1995 года № 174 «Об экологической экспертизе», проводимой в дополнение к государственной экспертизе проектно-изыскательской документации, предусмотренной Градостроительным кодексом. Достаточно ограничиться государственной экспертизой, предусмотренной Градостроительным кодексом, при которой также проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям нормативным
документам в области экологии. Сотрудники государственных организаций, проводящих государственную экспертизу в рамках строительного ведомства, обладают не меньшими познаниями в этой предметной области, чем сотрудники природоохранного ведомства, и они в состоянии проверить соответствие проектно-изыскательской документации всем требованиям
экологической экспертизы. Проведение, по сути, одинаковых проверок документации как по линии Минстроя, так и Росприроднадзора, представляется совершенно избыточным. Имеет смысл предоставить застройщику (техническому заказчику) возможность обращаться в органы
государственной экспертизы, предусмотренные Градостроительным кодексом, и там получать заключение, в котором рассмотрены и вопросы экологической безопасности, без рассмотрения проектно-изыскательской документации в Росприроднадзоре. Это значительно сократит сроки
прохождения экспертиз и снизит возможную коррупционную составляющую, которая сейчас, по мнению многих участников рынка, присутствует. - Необходимо с целью оптимизации затрат, осуществляемых при реализации крупных инфраструктурных проектов, внести в Закон РФ «О недрах» поправки, предоставляющие компаниям с государственным участием при реализации таких проектов на внеконкурсной основе право вести поиски, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ) на основании специальной лицензии, выдаваемой только на период строительства. При этом можно ограничить расстояние, на котором могут выделяться карьеры, полосой 15 км от линейных объектов и зоной радиусом 20 км для площадных объектов. Это предложение аналогично положениям статьи 19.1 Закона РФ «О недрах», действующей в тех случаях, когда месторождение ОПИ располагается в границах действующего горного отвода.
На наш взгляд, предлагаемые изменения значительно снизят негативные последствия от действий посредников, приводящих к увеличению стоимости ОПИ.