Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Опубликовано: 07 декабря 2018 в 10:12
13    1196

: «Круглый стол» НОСТРОЙ по НРС – это всего лишь маленькое начало большого конца…

Евгений Карант
ЗаНоСтрой.РФ уже рассказывал о том, что в рамках проведения XVI Всероссийского съезда саморегулируемых организаций, членов НОСТРОЙ, состоялись «круглые столы». Один из них был посвящён проблемам Национального реестра специалистов. Мероприятие хоть закончилось, но работа по данному «круглому столу» ещё далека к своему завершению…

Ох, уж это словечко «только»!

Согласно пункту 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ, стандарты и внутренние документы строительных СРО должны устанавливать требование к наличию у членов СРО по месту основной работы не менее чем двух специалистов по организации строительства.

В штате членов СРО эти специалисты должны замещать должности главных инженеров проектов. Их трудовая функция должна включать организацию выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, а сведения о них должны быть включены в НРС.

Традиционно принято считать, что установленное во внутренних документах каждой СРО требование к наличию в штате членов СРО таких специалистов, должно предъявляться ко всем членам СРО.

Такое толкование пункта 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ представляется ошибочным в силу того, что для большинства членов всех СРО данное требование является принципиально не выполнимым.

Из того, что трудовая функция специалистов в соответствии с нормой закона должна включать организацию выполнения работ, прямо вытекает то, что требование к наличию таких специалистов может быть предъявлено только к тем членам СРО, которые фактически выполняют работы.

Предъявление требования к наличию специалистов по организации выполнения работ к тем членам СРО, которые по тем или иным причинам не выполняют работы, следовало бы рассматривать как нонсенс.

В этой связи возникает вопрос о том, насколько правомерно членство в СРО индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые в силу различных причин воздерживаются от заключения договоров, предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства?

Ответ на этот вопрос содержится в части 5 статьи 55.4 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно этой части, при определении числа членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства учитываются только индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства.

В силу части 3 статьи 52 Градкодекса, под лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, понимается застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда.

Наконец, под договором строительного подряда в силу части 2 этой же статьи понимается договор о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключённый с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (на общепринятом сленге такие договора именуются также как договора генподряда).

Ограничительное наречие «только» в контексте части 5 статьи 55.4 прямо указывает на то, что членами СРО могут быть не только генподрядчики, но также и индивидуальные предприниматели, и юридические лица, воздерживающиеся от заключения договоров генподряда.

Тем самым, Градостроительный кодекс РФ закрепляет право на членство в СРО за индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в силу различных причин воздерживающихся от заключения договоров генподряда.

Как отмечалось выше, к таким членам СРО не может предъявляться требование к наличию в их штате специалистов, трудовая функция которых включает организацию выполнения вышеуказанных работ.

Отсюда можно сделать вывод о том, что требование к наличию в штате членов СРО специалистов, трудовая функция которых включает организацию выполнения работ, должно неукоснительно соблюдаться ТОЛЬКО теми членами СРО, которые фактически, в режиме реального времени выполняют работы по договорам генподряда.

А каковы же они – наши и их цели?

Данный вывод целиком и полностью корреспондируется с частью 4 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ.

Эта часть гласит о том, что специалисты по организации строительства, сведения о которых включены в НРС, привлекаются индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом по трудовому договору в целях организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства.

Поскольку цель привлечения специалистов, сведения о которых включены в НРС, формулируется как организация выполнения работ по договору генподряда, обязанность по привлечению таких специалистов возникает только у тех индивидуальных предпринимателей или юридических лиц (членов СРО), которые являются генподрядчиками.

Напротив, члены СРО, не являющиеся генподрядчиками, вправе не иметь в своём штате специалистов, единственной целью привлечения которых была бы организация выполнения работ по договорам генподряда.

Из всего вышесказанного следует также то, что обязанность привлечения специалистов НРС в целях организации выполнения работ по конкретному договору генподряда, возникает у члена СРО не ранее момента заключения такого договора генподряда, которым предусматривается выполнение членом СРО соответствующих работ.

Данный вывод в полной мере корреспондируется с требованием, установленным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ.

Из этого требования с учётом пункта 2 части 6 статьи 55.5 следует, что выполнение работ по заключённым договорам генподряда должно обеспечиваться специалистами по организации строительства, принятыми членом СРО (генподрядчиком) на работу по трудовым договорам на должности главных инженеров проектов.

В должностные обязанности этих должностных лиц должно входить организационное обеспечение выполнения работ в течение всего срока действия договора генподряда.

При этом закон не ограничивает члена СРО (генподрядчика) в праве на замену этих должностных лиц в ходе выполнения работ, но только с обязательным соблюдением условия, чтобы сведения об этих лицах были включены в НРС.

Поскольку обязанность привлечения специалистов, сведения о которых включены в НРС, возникает у члена СРО в момент заключения договора генподряда, члену СРО не дано заранее знать о том, какого профиля специалисты из НРС могут понадобиться ему в целях организации выполнения работ по каждому конкретному заключённому договору.

Общеизвестно, что предъявление ко всем без разбора членам СРО (не только к генподрядчикам) требования к раскрытию в адрес СРО сведений о состоящих в их штате «широкопрофильных» специалистах из НРС, повлекло за собой чудовищный разгул злоупотреблений коррупционного характера.

На организацию тотального, в режиме реального времени контроля со стороны СРО и НОСТРОЙ за наличием у всех членов СРО подобных специалистов направлены значительные людские ресурсы. На эти же цели планируется освоить огромные средства из бюджета Национального объединения строителей.

Вместе с тем, с позиций предупреждения причинения членами СРО вреда или невыполнения ими своих договорных обязательств такой контроль представляется абсурдным.

Сказанное становится понятным из того, что в трудовые договоры, заключаемые между членами СРО и заранее заявленными специалистами, всегда могут быть включены условия, которые сделают невозможным использование таких специалистов для организации выполнения тех работ, которые будут предусмотрены договорами генподряда, заключёнными в будущем.

При этом член СРО (не генподрядчик), заключивший такие, заведомо «притворные» трудовые договоры со специалистами из НРС и предоставивший сведения о них в СРО, по версии НОСТРОЙ формально должен рассматриваться как выполнивший требования к наличию специалистов.

Однако, в случае заключения договора генподряда, член СРО будет вправе привлечь к организации выполнения работ любых специалистов из НРС, а не только тех, которые были заявлены в СРО.

Для совершения подобных действий у члена СРО может быть множество уважительных причин. Одной из них, в частности, может явиться его естественное стремление привлечь к организации выполнения работ, предусмотренных заключённым договором генподряда, тех специалистов из НРС, предыдущий опыт которых наиболее полно соответствует характеру этих работ.

Из сказанного становится понятным, что анонсируемый НОСТРОЙ сбор информации о специалистах, заявленных каждым членом СРО, не будет иметь никакой практической ценности.

И придётся разбираться ни по ГрК и ТК, а уже по УК…

Предпринимаемые Нацобъединение и Минстроем России попытки законодательно ограничить членов СРО в праве привлекать заранее не заявленных в СРО специалистов, вряд ли увенчаются успехом. Будучи введёнными в Градостроительный кодекс РФ, подобные ограничения неизбежно создадут трудноразрешимые правовые коллизии с основополагающими нормами трудового и гражданского права.

В связи с началом осуществления тотального контроля за выполнением членами СРО требования к наличию у них специалистов по организации строительства возникает вопрос, который ранее уже поднимался в ходе одного из предсъездовских круглых столов, посвящённого НРС.

Речь идёт, о правомерности с позиций трудового законодательства предъявления к членам СРО, не являющимся генподрядчиками, требования о наличии в их штате специалистов по организации строительства в должностях главных инженеров проектов.

Согласно пункту 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ, в штатном расписании каждого члена СРО должны быть предусмотрены не менее чем две должности, именуемые как главные инженеры проектов.

Соответствующая таким должностям трудовая функция должна включать организацию выполнения работ по договорам генподряда.

Соответствующие указанной трудовой функции должностные обязанности раскрыты в части 5 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ и в утверждённом приказом Минтруда России профессиональном стандарте «Организатор строительного производства».

Согласно части 4 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ специалисты, сведения о которых включены в НРС, привлекаются членами СРО на замещение должностей главных инженеров проектов на основании трудовых договоров.

Статья 56 Трудового кодекса РФ определяет трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции.

Необходимым условием предоставления специалистам из НРС работы на должностях главных инженеров проектов, трудовая функция которых должна включать организацию выполнения работ по действующему договору генподряда, является наличие у члена СРО такого договора.

Отсюда следует, что члены СРО, которые не являются генподрядчиками, не в состоянии в принципе предоставить специалистам работу по вышеуказанной трудовой функции. Это обстоятельство лишает их права заключать со специалистами трудовой договор об их приёме на работу на должности главных инженеров проектов.

Таким образом, у членов СРО – генподрядчиков предусмотренные штатными расписаниями должности главных инженеров проектов должны быть замещены в обязательном порядке.

Напротив, у членов СРО, не имеющих действующих договоров генподряда, должности главных инженеров проектов обязаны оставаться вакантными.

Трудовые книжки лиц, с внесёнными в них записями о приёме специалистов на должности главных инженеров проектов, в случае, если таким специалистам не предоставлена фактическая возможность выполнять предусмотренные для этих должностей трудовые функции, следует квалифицировать как подложные документы.

Наряду с трудовыми книжками подложными в этом случае должны признаваться также трудовые договоры, заключённые с такими специалистами, приказы об их приёме на работу на должности главных инженеров проектов и так далее (согласно статье 292 Уголовного кодекса РФ, подложными признаются официальные документы, в которые внесены заведомо ложные сведения).

В недавнем интервью вице-президент НОСТРОЙ Антон Глушков отметил, «что всего около 40% компаний-членов СРО в обязательном порядке должны состоять в СРО, потому что являются генподрядчиками либо участвуют в конкурсных процедурах, где требуется членство в СРО».

В силу всего вышеизложенного к оставшимся 60% компаний-членов СРО, которые возможно состоят в СРО исключительно «по инерции» (по мнению господина Глушкова), принципиально не может быть предъявлено требование к наличию специалистов из НРС на должностях главных инженеров проектов.

Представляется важным не забывать о том, что право не генподрядных организаций на членство в СРО закреплено законом! Осуществление этого права не должно быть обусловлено выполнением такими организациями требования НОСТРОЙ о нарушении ими норм трудового права.

В преддверии недавно завершившегося Съезда НОСТРОЙ ряд СРО отрапортовали в это Национальное объединение о том, что практически все имеющиеся у их членов вакансии главных инженеров проектов замещены специалистами из НРС.

Если предположить, что среди членов таких СРО есть те, которые не являются генподрядчиками, то можно с уверенностью сказать, что все они представили в СРО в отношении своих специалистов заведомо подложные документы…

 


Войдите, чтобы оставить комментарий.
  • #82529 Надеждин Влад 07.12.18 в 10:22

    Евгений Вы потратили столько сил что бы сделать вывод что у нас 60% НРС липовый ? Сочувствую ! Можно просто позвонить в любое СРО и получить ответ: от 20 до 40% покупные липовые задвоенные и тд спецы! Даже у тех кто с трудом подбирается к 70% укомплектованию.

    1

    #82530 Сергей Титов 07.12.18 в 10:50

    ● Здесь думаю так; все с НРС встанет на место, если признать правомочной формулу: «Организатор строительного производства = производитель работ + сметчик», – методически исходя по аналогу от постановления Госстроя от 02 февраля 1988 года № 16, – где давалось классическое определение основных задач для Технического надзора в строительстве: «Контроль за соблюдением проектных решений, сроков строительства и требований нормативных документов, и в том числе качества строительно - монтажных работ (СМР), соответствия общей стоимости строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения предприятий по утвержденным в установленном порядке проектам и СМЕТАМ», — и в условиях надвижения практики взысканий в отношении нарушений своих договорных (контрактных) обязательств действительными Членами СРО в структуре НОСТРОЙ;
    практические основания от Минстрой см. в комментарии #82425, — вступает в силу в интервале: от 01.01.2019 года до 01.07.2019 года

    1

    #82531 Максим Юрьевич 07.12.18 в 11:06

    По закону всё разложено грамотно, однако это самообман. Специалист НРС, так же как и любой другой человек в наше нестабильное время, хочет иметь постоянное место работы с постоянным хорошим заработком.

    2
    • #82533 CРОница Истории 07.12.18 в 11:18

      Ответ пользователю: Максим Юрьевич

      Немного не поняла ваше высказывание про самообман - поясните пожалуйста в чем он и к какой фразе относить автора?

      1

      #82537 Максим Юрьевич 07.12.18 в 12:29

      Ответ пользователю: CРОница Истории

      Самообман заключается в защите права на работы или членство в СРО при этом фактически не имея специалиста в НРС.

      2

      #82538 CРОница Истории 07.12.18 в 12:47

      Ответ пользователю: Максим Юрьевич

      Поняла, спасибо! Однако как я вижу есть коллизия в законодательстве между ГрК и Трудовым кодексом. ГрК требует постоянного наличия по основному месту работы мин 2 специалистов. Однако это не возможно, так как люди увольняются. умирают наконец. Следовательно в какой то промежуток времени член СРо не будет соответствовать требованиям к членству в СРО. При этом СРО это может выявить только при проверке члена СРО. ежедневно СРО не может на этот предмет контролировать каждого члена СРО. Таким образом, норма о постоянном наличии 2 спецов у члена СРО по основному месту работы просто не выполнима.

      Рассуждая дальше, как правило у малого бизнеса не так много договоров. Поэтому могут быть временные разрывы между наличием таких договоров. Если временной период короткий. то член СРО еще это выдержит. А если длинный то как члену СРО держать спецов оплачивая фактически вынужденный простой. не понятно по чьей вине, точнее без вины. Спецы увольняются, уходят в административные отпуска без оплаты. Вот пока спец ушел в такой отпуск. он может устроится по основному месту работу у любого члена СРО. Причем все это законно. И СРО так же это выявит только при проверке. которая кстати по статье 55.13 ГрК проводится не чаще чем 1 раз в 3 года.

      Мне показалось, что автор задается вопросом: если норма о постоянном наличии спецов у членов СРО не рабочая, может ее исправить, чтобы не создавать условий для поиска законных способов ее обхода и чтобы не создавать возможных коррупционных проявлений со стороны СРО и НОСТРОЙ?

      5

      #82539 Миша Бровкин 07.12.18 в 12:55

      Ответ пользователю: Максим Юрьевич

      Максим Юрьевич, круглый стол назывался примерно так: О контроле за наличием специалистов у членов СРО. Для начала было бы правильным определиться с тем, каких специалистов следует считать наличествующими. Так вот, по закону наличествующим должен признаваться тот специалист из НРС, с которым заключен трудовой договор. В отношении такого специалиста должен быть издан приказ о приеме на работу на должность главного инженера проекта. Запись о приеме на работу на эту должность должна быть внесена в трудовую книжку специалиста. Трудовым договором должно предусматривается выполнение специалистом трудовой функции, включающей организацию выполнения работ по договору генподряда. В трудовом договоре должен быть указан исчерпывающий перечень должностных обязанностей, соответствующий занимаемой должности, либо сделана отсылка к должностной инструкции, содержащий такой перечень. У члена СРО, который не является генподрядчиком, принципиально не может наличествовать специалист в должности главного инженера проекта и с соответствующими должностными обязанностями.
      3

      #82540 CРОница Истории 07.12.18 в 12:59

      Ответ пользователю: Миша Бровкин

      ПОгодите. ГрК четко предписывает члену СРО иметь 2 спецов. Вы тут явно заблуждаетесь в том, что не генподрядчик - член СРО не обязан выполнять это требование.

      1

      #82541 Миша Бровкин 07.12.18 в 13:04

      Ответ пользователю: Миша Бровкин

      В продолжение сказанного - специалистов, замещающих должности главных инженеров проектов должно быть в 2 раза больше чем количество тех СРО, которые являются генподрядчиками. То есть, примерно 40% от 80 000 умноженных на 2, что равняется примерно 60 000. На остальных около 130 000 включенных в НРС специалистов должностей главных инженеров проектов на сегодняшний день не хватает. Увы...
      1

      #82543 Миша Бровкин 07.12.18 в 13:09

      Ответ пользователю: CРОница Истории

      СРОница Истории, Градкодекс предписывает иметь двух специалистов строго в должности главных инженеров проектов с выполнением трудовых функций, установленных для этой должности (обобщенная трудовая функция - организация выполнения работ по договорам генподряда). Иметь специалистов на должностях "дворников" допускалось до принятия 372-ФЗ. Почему-то эта новелла осталась незамеченной. И по логике - если мы говорим о безопасности и качестве стройки, то контролировать надлежит наличие специалистов у генподрядчиков, то есть то, как выполняется требование части 2 статьи 52 Градкодекса. И, напротиа, контролироаать наличие специалистов, у членов СРО, которые "торгуют семечками" и где должность главный инженер проекта должна быть вакантной по определению - это пустое растрачивание денег и людских ресурсов в СРО. Если в трудовую книжку специалиста, трудоустроенного у члена СРО, не выполняющего работы по договору генподряда, внести надпись о том, что такой специалист работает в должности главного инженера проекта, то это будет чистой воды подлог.
      5

      #82545 Миша Бровкин 07.12.18 в 13:42

      Ответ пользователю: CРОница Истории

      СРОница Истории, обратите также внимание на часть 3 статьи 55.5 Градкодекса: "Внутренние документы саморегулируемой организации, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, не могут противоречить законодательству Российской Федерации и уставу некоммерческой организации". Установление во внутреннем документе о членстве в СРО требования к наличию у члена СРО двух спецов, которым надлежит организовывать выполнение заведомо невыполняемых этим членом СРО работ, противоречит Трудовому кодексу РФ. Для справки - в части регулирования трудовых отношений Трудовой кодекс обладает большей юридической силой, чем Градкодекс.
      4

      #82555 Полианна 07.12.18 в 15:45

      Ответ пользователю: CРОница Истории

      Да Вы что, если НОСТРОЙ хоть на секунду найдет в Ваших словах истину, то это точно будет конец. Конец целой эпохи правления для себя и во имя себя. Более того, это начнет попахивать интересами СРО. Разве НОСТРОЙ может такое допустить??

      4
Последние комментарии
22.03, 22:01 Максим Юрьевич: Хороший вопрос.
22.03, 17:39 Александр Владимиров: Программы нет.