Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Опубликовано: 07 декабря 2018 в 10:12
13    1673

: «Круглый стол» НОСТРОЙ по НРС – это всего лишь маленькое начало большого конца…

Евгений Карант
ЗаНоСтрой.РФ уже рассказывал о том, что в рамках проведения XVI Всероссийского съезда саморегулируемых организаций, членов НОСТРОЙ, состоялись «круглые столы». Один из них был посвящён проблемам Национального реестра специалистов. Мероприятие хоть закончилось, но работа по данному «круглому столу» ещё далека к своему завершению…

Ох, уж это словечко «только»!

Согласно пункту 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ, стандарты и внутренние документы строительных СРО должны устанавливать требование к наличию у членов СРО по месту основной работы не менее чем двух специалистов по организации строительства.

В штате членов СРО эти специалисты должны замещать должности главных инженеров проектов. Их трудовая функция должна включать организацию выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, а сведения о них должны быть включены в НРС.

Традиционно принято считать, что установленное во внутренних документах каждой СРО требование к наличию в штате членов СРО таких специалистов, должно предъявляться ко всем членам СРО.

Такое толкование пункта 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ представляется ошибочным в силу того, что для большинства членов всех СРО данное требование является принципиально не выполнимым.

Из того, что трудовая функция специалистов в соответствии с нормой закона должна включать организацию выполнения работ, прямо вытекает то, что требование к наличию таких специалистов может быть предъявлено только к тем членам СРО, которые фактически выполняют работы.

Предъявление требования к наличию специалистов по организации выполнения работ к тем членам СРО, которые по тем или иным причинам не выполняют работы, следовало бы рассматривать как нонсенс.

В этой связи возникает вопрос о том, насколько правомерно членство в СРО индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые в силу различных причин воздерживаются от заключения договоров, предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства?

Ответ на этот вопрос содержится в части 5 статьи 55.4 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно этой части, при определении числа членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства учитываются только индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства.

В силу части 3 статьи 52 Градкодекса, под лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, понимается застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда.

Наконец, под договором строительного подряда в силу части 2 этой же статьи понимается договор о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключённый с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (на общепринятом сленге такие договора именуются также как договора генподряда).

Ограничительное наречие «только» в контексте части 5 статьи 55.4 прямо указывает на то, что членами СРО могут быть не только генподрядчики, но также и индивидуальные предприниматели, и юридические лица, воздерживающиеся от заключения договоров генподряда.

Тем самым, Градостроительный кодекс РФ закрепляет право на членство в СРО за индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в силу различных причин воздерживающихся от заключения договоров генподряда.

Как отмечалось выше, к таким членам СРО не может предъявляться требование к наличию в их штате специалистов, трудовая функция которых включает организацию выполнения вышеуказанных работ.

Отсюда можно сделать вывод о том, что требование к наличию в штате членов СРО специалистов, трудовая функция которых включает организацию выполнения работ, должно неукоснительно соблюдаться ТОЛЬКО теми членами СРО, которые фактически, в режиме реального времени выполняют работы по договорам генподряда.

А каковы же они – наши и их цели?

Данный вывод целиком и полностью корреспондируется с частью 4 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ.

Эта часть гласит о том, что специалисты по организации строительства, сведения о которых включены в НРС, привлекаются индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом по трудовому договору в целях организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства.

Поскольку цель привлечения специалистов, сведения о которых включены в НРС, формулируется как организация выполнения работ по договору генподряда, обязанность по привлечению таких специалистов возникает только у тех индивидуальных предпринимателей или юридических лиц (членов СРО), которые являются генподрядчиками.

Напротив, члены СРО, не являющиеся генподрядчиками, вправе не иметь в своём штате специалистов, единственной целью привлечения которых была бы организация выполнения работ по договорам генподряда.

Из всего вышесказанного следует также то, что обязанность привлечения специалистов НРС в целях организации выполнения работ по конкретному договору генподряда, возникает у члена СРО не ранее момента заключения такого договора генподряда, которым предусматривается выполнение членом СРО соответствующих работ.

Данный вывод в полной мере корреспондируется с требованием, установленным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ.

Из этого требования с учётом пункта 2 части 6 статьи 55.5 следует, что выполнение работ по заключённым договорам генподряда должно обеспечиваться специалистами по организации строительства, принятыми членом СРО (генподрядчиком) на работу по трудовым договорам на должности главных инженеров проектов.

В должностные обязанности этих должностных лиц должно входить организационное обеспечение выполнения работ в течение всего срока действия договора генподряда.

При этом закон не ограничивает члена СРО (генподрядчика) в праве на замену этих должностных лиц в ходе выполнения работ, но только с обязательным соблюдением условия, чтобы сведения об этих лицах были включены в НРС.

Поскольку обязанность привлечения специалистов, сведения о которых включены в НРС, возникает у члена СРО в момент заключения договора генподряда, члену СРО не дано заранее знать о том, какого профиля специалисты из НРС могут понадобиться ему в целях организации выполнения работ по каждому конкретному заключённому договору.

Общеизвестно, что предъявление ко всем без разбора членам СРО (не только к генподрядчикам) требования к раскрытию в адрес СРО сведений о состоящих в их штате «широкопрофильных» специалистах из НРС, повлекло за собой чудовищный разгул злоупотреблений коррупционного характера.

На организацию тотального, в режиме реального времени контроля со стороны СРО и НОСТРОЙ за наличием у всех членов СРО подобных специалистов направлены значительные людские ресурсы. На эти же цели планируется освоить огромные средства из бюджета Национального объединения строителей.

Вместе с тем, с позиций предупреждения причинения членами СРО вреда или невыполнения ими своих договорных обязательств такой контроль представляется абсурдным.

Сказанное становится понятным из того, что в трудовые договоры, заключаемые между членами СРО и заранее заявленными специалистами, всегда могут быть включены условия, которые сделают невозможным использование таких специалистов для организации выполнения тех работ, которые будут предусмотрены договорами генподряда, заключёнными в будущем.

При этом член СРО (не генподрядчик), заключивший такие, заведомо «притворные» трудовые договоры со специалистами из НРС и предоставивший сведения о них в СРО, по версии НОСТРОЙ формально должен рассматриваться как выполнивший требования к наличию специалистов.

Однако, в случае заключения договора генподряда, член СРО будет вправе привлечь к организации выполнения работ любых специалистов из НРС, а не только тех, которые были заявлены в СРО.

Для совершения подобных действий у члена СРО может быть множество уважительных причин. Одной из них, в частности, может явиться его естественное стремление привлечь к организации выполнения работ, предусмотренных заключённым договором генподряда, тех специалистов из НРС, предыдущий опыт которых наиболее полно соответствует характеру этих работ.

Из сказанного становится понятным, что анонсируемый НОСТРОЙ сбор информации о специалистах, заявленных каждым членом СРО, не будет иметь никакой практической ценности.

И придётся разбираться ни по ГрК и ТК, а уже по УК…

Предпринимаемые Нацобъединение и Минстроем России попытки законодательно ограничить членов СРО в праве привлекать заранее не заявленных в СРО специалистов, вряд ли увенчаются успехом. Будучи введёнными в Градостроительный кодекс РФ, подобные ограничения неизбежно создадут трудноразрешимые правовые коллизии с основополагающими нормами трудового и гражданского права.

В связи с началом осуществления тотального контроля за выполнением членами СРО требования к наличию у них специалистов по организации строительства возникает вопрос, который ранее уже поднимался в ходе одного из предсъездовских круглых столов, посвящённого НРС.

Речь идёт, о правомерности с позиций трудового законодательства предъявления к членам СРО, не являющимся генподрядчиками, требования о наличии в их штате специалистов по организации строительства в должностях главных инженеров проектов.

Согласно пункту 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ, в штатном расписании каждого члена СРО должны быть предусмотрены не менее чем две должности, именуемые как главные инженеры проектов.

Соответствующая таким должностям трудовая функция должна включать организацию выполнения работ по договорам генподряда.

Соответствующие указанной трудовой функции должностные обязанности раскрыты в части 5 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ и в утверждённом приказом Минтруда России профессиональном стандарте «Организатор строительного производства».

Согласно части 4 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ специалисты, сведения о которых включены в НРС, привлекаются членами СРО на замещение должностей главных инженеров проектов на основании трудовых договоров.

Статья 56 Трудового кодекса РФ определяет трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции.

Необходимым условием предоставления специалистам из НРС работы на должностях главных инженеров проектов, трудовая функция которых должна включать организацию выполнения работ по действующему договору генподряда, является наличие у члена СРО такого договора.

Отсюда следует, что члены СРО, которые не являются генподрядчиками, не в состоянии в принципе предоставить специалистам работу по вышеуказанной трудовой функции. Это обстоятельство лишает их права заключать со специалистами трудовой договор об их приёме на работу на должности главных инженеров проектов.

Таким образом, у членов СРО – генподрядчиков предусмотренные штатными расписаниями должности главных инженеров проектов должны быть замещены в обязательном порядке.

Напротив, у членов СРО, не имеющих действующих договоров генподряда, должности главных инженеров проектов обязаны оставаться вакантными.

Трудовые книжки лиц, с внесёнными в них записями о приёме специалистов на должности главных инженеров проектов, в случае, если таким специалистам не предоставлена фактическая возможность выполнять предусмотренные для этих должностей трудовые функции, следует квалифицировать как подложные документы.

Наряду с трудовыми книжками подложными в этом случае должны признаваться также трудовые договоры, заключённые с такими специалистами, приказы об их приёме на работу на должности главных инженеров проектов и так далее (согласно статье 292 Уголовного кодекса РФ, подложными признаются официальные документы, в которые внесены заведомо ложные сведения).

В недавнем интервью вице-президент НОСТРОЙ Антон Глушков отметил, «что всего около 40% компаний-членов СРО в обязательном порядке должны состоять в СРО, потому что являются генподрядчиками либо участвуют в конкурсных процедурах, где требуется членство в СРО».

В силу всего вышеизложенного к оставшимся 60% компаний-членов СРО, которые возможно состоят в СРО исключительно «по инерции» (по мнению господина Глушкова), принципиально не может быть предъявлено требование к наличию специалистов из НРС на должностях главных инженеров проектов.

Представляется важным не забывать о том, что право не генподрядных организаций на членство в СРО закреплено законом! Осуществление этого права не должно быть обусловлено выполнением такими организациями требования НОСТРОЙ о нарушении ими норм трудового права.

В преддверии недавно завершившегося Съезда НОСТРОЙ ряд СРО отрапортовали в это Национальное объединение о том, что практически все имеющиеся у их членов вакансии главных инженеров проектов замещены специалистами из НРС.

Если предположить, что среди членов таких СРО есть те, которые не являются генподрядчиками, то можно с уверенностью сказать, что все они представили в СРО в отношении своих специалистов заведомо подложные документы…

 


Войдите, чтобы оставить комментарий.
А как, по-Вашему, какую цель преследует НОСТРОЙ в делах о  банкротствах экс-СРО?
Последние комментарии