Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Опубликовано: 29 июня 2016 в 14:13
8    18858

: О создании системы общественного контроля в сфере закупок на базе СРО

Евгений Карант
Одним из важнейших нововведений недавно принятого в третьем чтении законопроекта № 938845-6 (далее – законопроект) является наделение СРО как институтов гражданского общества правом осуществлять общественный контроль в сфере закупок. Такое право непосредственно возникает из части 11 статьи 55.13 Градостроительного кодекса РФ (в редакции законопроекта). С вступлением законопроекта в законную силу СРО, принявшие решение воспользоваться предоставленным правом, входят в число субъектов правоотношений, участвующих в реализации положений законодательства о контрактной системе.

В сочетании с вводимым законопроектом принципом регионализации института саморегулирования данное нововведение предоставляет каждой СРО возможность приобрести статус общественной инспекции по контролю в сфере закупок. При этом подконтрольная территория для каждой СРО может охватывать один или несколько субъектов Российской Федерации, в которых в предусмотренных законом случаях зарегистрированы члены такой СРО.

Правовые основы и базовые принципы организации и осуществления общественного контроля заложены в Федеральном законе от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ» и Федеральном законе от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ.

Не углубляясь в детали отдельных положений упомянутых законов, выделим лишь следующие основные моменты.

1. К числу объектов общественного контроля относятся:
  • государственные и муниципальные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, предприятия и учреждения, подведомственные соответствующему государственному органу или органу местного самоуправления, их должностные лица, государственные и муниципальные служащие;
  • коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, в той части, в которой их деятельность связана с использованием средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований.
Особо отметим, что в состав объектов общественного контроля могут входить юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся членами не только данной СРО, но и члены других СРО, которые участвуют в государственных или муниципальных закупках на подконтрольной данной СРО территории.

2. Предметом общественного контроля является соблюдение объектами общественного контроля на подконтрольной СРО как субъекту общественного контроля территории требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, законодательства о градостроительной деятельности, законодательства о техническом регулировании, а также обязательных для исполнения стандартов Национальных объединений, принятых в установленном законом порядке.

3. При осуществлении общественного контроля законодательство РФ наделяет СРО как субъектов такого контроля следующими основными полномочиями:
  • направлять государственным заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;
  • обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с законодательством РФ;
  • обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;
  • обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством РФ.
4. Общественный контроль может осуществляться в следующих основных формах:
  • общественные обсуждения;
  • общественные (публичные) слушания;
  • общественный мониторинг;
  • общественная экспертиза;
  • общественная проверка;
  • общественное расследование.
Общественный контроль может осуществляться одновременно в нескольких формах, а также в иных формах, не противоречащих законодательству РФ.

5. В целях информационного обеспечения общественного контроля, обеспечения его публичности и открытости, взаимодействия субъектов общественного контроля между собой, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления, законодательство РФ предусматривает создание специальных информационных ресурсов (сайтов) со свободным доступом к ним посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Субъекты общественного контроля размещают на этих информационных ресурсах, информацию о своей деятельности с указанием адресов электронной почты, по которым пользователи информацией могут направлять запросы и получать запрашиваемую информацию.

6. В целях координации своей деятельности, объединения ресурсов и усилий, а также проведения совместных мероприятий по повышению эффективности общественного контроля законодательство предусматривает объединение субъектов общественного контроля в ассоциации и союзы. Естественными, уже созданными ассоциациями СРО как субъектов общественного контроля являются Национальные объединения СРО.
В связи со сказанным для Национальных объединений СРО представляются целесообразными:
  • форсирование разработки и стандартизации единой методологической и технологической базы осуществления общественного контроля;
  • выработка этических принципов и норм по осуществлению общественного контроля;
  • выработка критериев оценки результативности общественного контроля;
  • распространение лучших практик осуществления общественного контроля;
  • создание единой общефедеральной системы информационного обеспечения общественного контроля.
Неоспоримым является тот факт, что институт общественного контроля на базе СРО призван способствовать пресечению коррупционных правонарушений при осуществлении закупок, быть помощником как самим заказчикам, зачастую допускающим нарушения скорее по незнанию, чем преднамеренно, так и контролирующим и надзорным ведомствам.

В случае, если общественный контроль со стороны СРО окажется, по-настоящему, действенным и результативным, его создание будет способствовать сближению интересов изыскательских, проектных и строительных организаций – членов СРО и самих СРО, которые в настоящее время по разным причинам, как правило, не совпадают.


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии