В сочетании с вводимым законопроектом принципом регионализации института саморегулирования данное нововведение предоставляет каждой СРО возможность приобрести статус общественной инспекции по контролю в сфере закупок. При этом подконтрольная территория для каждой СРО может охватывать один или несколько субъектов Российской Федерации, в которых в предусмотренных законом случаях зарегистрированы члены такой СРО.
Правовые основы и базовые принципы организации и осуществления общественного контроля заложены в Федеральном законе от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ» и Федеральном законе от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ.
Не углубляясь в детали отдельных положений упомянутых законов, выделим лишь следующие основные моменты.
1. К числу объектов общественного контроля относятся:
- государственные и муниципальные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, предприятия и учреждения, подведомственные соответствующему государственному органу или органу местного самоуправления, их должностные лица, государственные и муниципальные служащие;
- коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, в той части, в которой их деятельность связана с использованием средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований.
2. Предметом общественного контроля является соблюдение объектами общественного контроля на подконтрольной СРО как субъекту общественного контроля территории требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, законодательства о градостроительной деятельности, законодательства о техническом регулировании, а также обязательных для исполнения стандартов Национальных объединений, принятых в установленном законом порядке.
3. При осуществлении общественного контроля законодательство РФ наделяет СРО как субъектов такого контроля следующими основными полномочиями:
- направлять государственным заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;
- обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с законодательством РФ;
- обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;
- обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством РФ.
- общественные обсуждения;
- общественные (публичные) слушания;
- общественный мониторинг;
- общественная экспертиза;
- общественная проверка;
- общественное расследование.
5. В целях информационного обеспечения общественного контроля, обеспечения его публичности и открытости, взаимодействия субъектов общественного контроля между собой, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления, законодательство РФ предусматривает создание специальных информационных ресурсов (сайтов) со свободным доступом к ним посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Субъекты общественного контроля размещают на этих информационных ресурсах, информацию о своей деятельности с указанием адресов электронной почты, по которым пользователи информацией могут направлять запросы и получать запрашиваемую информацию.
6. В целях координации своей деятельности, объединения ресурсов и усилий, а также проведения совместных мероприятий по повышению эффективности общественного контроля законодательство предусматривает объединение субъектов общественного контроля в ассоциации и союзы. Естественными, уже созданными ассоциациями СРО как субъектов общественного контроля являются Национальные объединения СРО.
В связи со сказанным для Национальных объединений СРО представляются целесообразными:
- форсирование разработки и стандартизации единой методологической и технологической базы осуществления общественного контроля;
- выработка этических принципов и норм по осуществлению общественного контроля;
- выработка критериев оценки результативности общественного контроля;
- распространение лучших практик осуществления общественного контроля;
- создание единой общефедеральной системы информационного обеспечения общественного контроля.
В случае, если общественный контроль со стороны СРО окажется, по-настоящему, действенным и результативным, его создание будет способствовать сближению интересов изыскательских, проектных и строительных организаций – членов СРО и самих СРО, которые в настоящее время по разным причинам, как правило, не совпадают.