Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Опубликовано: 18 сентября 2013 в 13:16
0    44089

: Система аттестации НОСТРОЙ в правовом смысле абсолютно ничтожна

Сергей Морозов

В результате обмена мнениями с коллегами (СРО строителей и проектировщиков) необходимо сделать вывод, что в вопросе аттестации сотрудников членов СРО единой позиции нет. Таким образом, считаем необходимым вынести на обсуждение правовую позицию СРО НП СВО по данному вопросу.

В соответствии с пп.3 п.8 ст.55.5 Градостроительного кодекса РФ

3) требование к получению не реже чем один раз в пять лет дополнительного профессионального образования указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части работниками и индивидуальным предпринимателем с проведением аттестации.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 №240-ФЗ)

Ранее указанная форма звучала следующим образом:

3) требование к повышению не реже чем один раз в пять лет квалификации указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части работниками и индивидуальным предпринимателем с проведением аттестации.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 №240-ФЗ)

Обе формулировки приведены, т.к. практика их применения сложилась ранее, и обе они позволяют превратно их толковать (что на практике и происходит).

Исходя из данных формулировок, повышение квалификации (дополнительное профессиональное образование) и аттестация являются обязательными требованиями к выдаче свидетельства о допуске. Кроме того, данная норма как бы разделяет повышение квалификации и аттестацию на два разных процесса с различными результатами (во всяком случае, такое понимание нормы среди наших коллег превалирует).

Действительно, практика применения данной нормы сложилась именно так – работник проходит обучение, получает удостоверение о повышении квалификации, а затем аттестуется либо самой СРО, либо специализированным аттестационным центром с получением отдельного документа – аттестата.

В профессиональном сообществе высказывалось мнение о том, что проведение аттестации представляется излишним, а на платной основе – недопустимым. Однако руководство НОСТРОЙ сформировало позицию, согласно которой – это требование законодательства и обязательно к применению.

Считаем данную позицию ошибочной по следующим основаниям. Для начала необходимо разобраться в терминах. В соответствии с п.2 ст.76 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 повышение квалификации – это одна из форм дополнительных профессиональных программ, реализацию которых осуществляет дополнительное профессиональное образование. Осуществление образовательной деятельности, в том числе по дополнительному профессиональному образованию, регулируется указанным Законом.

В соответствии с п.14 и п.15 той же статьи:

14. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
15. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверения о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

Из приведенных норм мы видим, что итоговая аттестация – это не отдельный процесс, а логическое завершение освоения дополнительной профессиональной программы. При этом по результатам итоговой аттестации выдаются удостоверения о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке. Заметим, что никаких «аттестатов» Законом не предусмотрено – законодатель определил, что удостоверения о повышении квалификации достаточно, чтобы подтвердить успешное прохождение итоговой аттестации.

Кроме того, итоговая аттестация проводится в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с п.1 ст.91 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пп.40 п.1 ст.12 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и п.4 Постановления Правительства РФ №174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» образовательная деятельность (в том числе – по дополнительному профессиональному образованию), сопровождающаяся итоговой аттестацией, подлежит лицензированию.

Немаловажен вопрос: что подтверждает «аттестат», выданный организацией, которая не вправе его выдавать?

В соответствии с п.29 ст.2 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Пунктом 11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного Приказом Минобрнауки №499 от 01.07.2013, установлено, что результаты обучения должны соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам.

Постановлением Правительства РФ №661 от 05.08.2013 утверждены правила разработки и утверждения ФГОСов. Для дополнительного профессионального образования стандарты еще не утверждены, однако это не умаляет того факта, что какие-либо «аттестаты» (как мы выяснили – необязательные), выданные до утверждения стандартов, ничего не подтверждают.

Выводы:
1. Аттестация есть завершение процесса дополнительного профессионального образования (повышения квалификации).
2. По результатам аттестации выдается удостоверение о повышении квалификации, диплом о профессиональной переподготовке.
3. Аттестация как отдельный процесс не обязательна, не предусмотрена действующим законодательством и не имеет никакого отношения к ст.55.5 Градостроительного кодекса.
4. Проводить аттестацию вправе только образовательная организация, имеющая лицензию на образовательную деятельность.
5. Любой аттестат, выданный не образовательной организацией, при отсутствии стандартов образования в правовом отношении не подтверждает ничего.
6. Проведение какой-либо «аттестации» в отрыве от обучения (а тем более – ее финансирование) может осуществляться только на добровольной основе и только за счет аттестуемых лиц.

Сергей Морозов

Предупреждение!

Этот материал является копией устаревшего. У него также могут быть комментарии в Архиве, чтобы их посмотреть перейдите по этой ссылке


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии