Со временем, эта роль саморегулирования была забыта. Особенно остро разрыв между намерениями и результатом виден в сфере строительства.
Концепция, как и предыдущие редакции, по-прежнему остаётся документом, не содержащим даже упоминания термина «коммерциализация». Вместо детального анализа фактически тотальной коммерциализации саморегулирования в сфере строительства лукавые формулировки, поэтому и вместо реально результативных механизмов – косметические меры.
Дуализм сегодняшней действительности
В Градостроительном кодексе РФ чётко говорится, что передача государственных функций по выдаче свидетельств о допуске делегируется саморегулируемым организациям. Иными словами, получить делегированные госфункции могут только уже сформированные саморегулируемые организации, выполняющие полноценный функционал, предусмотренный, в том числе 315-ФЗ.
На шестом году действия саморегулирования в сфере строительства возникает понимание, что ситуация угрожающе напоминает коммерциализацию лицензирования. Результат, в таком случае, предопределён.
Реальное вместо виртуального
Не теряет актуальности вопрос информационной открытости деятельности саморегулируемых организаций. Формальные требования к обнародованию информации об исполнении положений Градостроительного кодекса не приводят к информационной открытости деятельности СРО. По-прежнему не достигнуто понимание того, что саморегулируемые организации должны быть публичными, открытыми и способствовать построению гражданского общества.
Так, на сайте СРО необходимо регулярно освещать заседания Общих собраний и заседаний коллегиального органа управления СРО. Речь идёт об информационных материалах, публикации фото- и видеоотчётов всех заседаний. А в идеале – о приглашении региональных и федеральных СМИ на каждое подобное мероприятие. Представители органов исполнительной власти, Ростехнадзора, Министерства юстиции, профсоюза должны принимать активное участие в работе регулярных и обязательных мероприятий СРО.
Особое внимание заседаниям постоянно действующего коллегиального органа управления СРО. Если проанализировать содержание протоколов заседаний Советов и правлений, пожалуй, большинства СРО, становится понятно, что основными (и чаще, единственными) вопросами повестки дня являются только вступление новых членов, внесение изменений в свидетельства и прекращение членства. Блоком, так называемых, дежурных вопросов, заседания органа управления СРО, как правило, и заканчиваются. Является ли это саморегулированием?Вопрос, как говорится, риторический.
Элементарная математика
Важно и то, что требования к информационной открытости формально подходят к освещению информации о состоянии, хранении и объёме компенсационных фондов. Настало время провести тотальную ревизию состояния компенсационных фондов во всех саморегулируемых организациях в сфере строительства. И такие мероприятия должны проводиться как минимум каждые три года.
При проведении проверок Ростехнадзор должен в первую очередь проверять сохранность компенсационных фондов. А это значит, не ограничиваться выпиской по счёту, а соотносить все транши, проценты, взносы, в том числе, выбывших членов и выплаты.
В Ассоциации «Сахалинстрой» пошли дальше. На официальном сайте сахалинской СРО размещена таблица состояния компенсационного фонда, в которой можно проследить этапы его формирования в динамике по времени.
Законодательными пробелами по информационной открытости активно пользуются коммерческие квази-СРО. На их сайтах, как правило, невозможно понять общую численность членов СРО на конкретную дату, а также сопоставить её с размерами компенсационного фонда. И это не говоря о том, что компенсационный фонд некоторых псевдосаморегулируемых организаций почему-то представляет собой круглую цифру или даётся прошлой датой.
Необходимо установить для СРО требование публиковать на главной странице официальных сайтов две цифры на каждую дату: количество действующих членов и размер компенсационного фонда.
Также должны публиковаться решения о размещении средств компенсационного фонда, принимаемые саморегулируемой организацией. Важно, чтобы в них отражалась информация о конкретных банках, сроках и депозитных процентов.
Аппаратысаморегулируемых организаций
Открытой должна быть информация и об аппаратах СРО. А именно:
- полная структура Аппарата СРО;
- штатное расписание;
- полное раскрытие всех персоналий специалистов Аппарата, их должности, телефоны и адреса электронной почты;
- функциональные обязанности всех специалистов Аппарата.
Раскрытие информации об Аппаратах и специалистах СРО позволит также определить штатную заполненность, в особенности – специалистами, осуществляющими контрольные проверки. Если инспекторов для проверочных действий недостаточно – это сразу станет достоянием широкой общественности.
Необходимо закрепить в положениях о контрольной деятельности СРО то, как осуществляются проверки в территориально удалённых субъектах Федерации.
СРО как элемент гражданского общества
С ролью саморегулируемых организаций в качестве ячейки гражданского общества связан комплекс предложенийАссоциации «Сахалинстрой».
К этой группе относится информация о работе СРО с органами исполнительной власти, в особенности в их Общественных советах, с Национальными объединениями, другими СРО и широким кругом общественности.
Особое место в ряду материалов должны занимать результаты заседаний судов, в которых СРО выступила в защиту прав и законных интересов своих членов.
Важно пролить свет на то, как СРО участвуют в законотворческой деятельности, принимая участие в обсуждении отраслевых законопроектов, проектов НПА, а также подготавливают экспертные заключения.
* * *
Все озвученные инициативы будут положены в основу экспертной и законотворческой работы Ассоциации «Сахалинстрой». В частности, их планируется предложить в качестве дополнений к последнему законопроекту Ростехнадзора по совершенствованию законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства.