Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Опубликовано: 26 января 2016 в 09:01
15    32336

: Концепция совершенствования механизмов саморегулирования не изменит существующую ситуацию

Валерий Мозолевский
В то время, как саморегулируемое сообщество принимает утверждённую Правительством России Концепцию совершенствования механизмов саморегулирования, в Ассоциации «Сахалинстрой» терпеливо акцентируют внимание на «белых пятнах» документа. Главнейший из них – отсутствие в текущей редакции Концепции пути к построению гражданского общества. Именно так Владимир Путин определил роль и миссию саморегулирования в предвыборной программной статье 2012 года «Демократия и качество государства».

Со временем, эта роль саморегулирования была забыта. Особенно остро разрыв между намерениями и результатом виден в сфере строительства.

Концепция, как и предыдущие редакции, по-прежнему остаётся документом, не содержащим даже упоминания термина «коммерциализация». Вместо детального анализа фактически тотальной коммерциализации саморегулирования в сфере строительства лукавые формулировки, поэтому и вместо реально результативных механизмов – косметические меры.

Дуализм сегодняшней действительности

В Градостроительном кодексе РФ чётко говорится, что передача государственных функций по выдаче свидетельств о допуске делегируется саморегулируемым организациям. Иными словами, получить делегированные госфункции могут только уже сформированные саморегулируемые организации, выполняющие полноценный функционал, предусмотренный, в том числе 315-ФЗ.

На шестом году действия саморегулирования в сфере строительства возникает понимание, что ситуация угрожающе напоминает коммерциализацию лицензирования. Результат, в таком случае, предопределён.

Реальное вместо виртуального

Не теряет актуальности вопрос информационной открытости деятельности саморегулируемых организаций. Формальные требования к обнародованию информации об исполнении положений Градостроительного кодекса не приводят к информационной открытости деятельности СРО. По-прежнему не достигнуто понимание того, что саморегулируемые организации должны быть публичными, открытыми и способствовать построению гражданского общества.

Так, на сайте СРО необходимо регулярно освещать заседания Общих собраний и заседаний коллегиального органа управления СРО. Речь идёт об информационных материалах, публикации фото- и видеоотчётов всех заседаний. А в идеале – о приглашении региональных и федеральных СМИ на каждое подобное мероприятие. Представители органов исполнительной власти, Ростехнадзора, Министерства юстиции, профсоюза должны принимать активное участие в работе регулярных и обязательных мероприятий СРО.

Особое внимание заседаниям постоянно действующего коллегиального органа управления СРО. Если проанализировать содержание протоколов заседаний Советов и правлений, пожалуй, большинства СРО, становится понятно, что основными (и чаще, единственными) вопросами повестки дня являются только вступление новых членов, внесение изменений в свидетельства и прекращение членства. Блоком, так называемых, дежурных вопросов, заседания органа управления СРО, как правило, и заканчиваются. Является ли это саморегулированием?Вопрос, как говорится, риторический.

Элементарная математика

Важно и то, что требования к информационной открытости формально подходят к освещению информации о состоянии, хранении и объёме компенсационных фондов. Настало время провести тотальную ревизию состояния компенсационных фондов во всех саморегулируемых организациях в сфере строительства. И такие мероприятия должны проводиться как минимум каждые три года.

При проведении проверок Ростехнадзор должен в первую очередь проверять сохранность компенсационных фондов. А это значит, не ограничиваться выпиской по счёту, а соотносить все транши, проценты, взносы, в том числе, выбывших членов и выплаты.
В Ассоциации «Сахалинстрой» пошли дальше. На официальном сайте сахалинской СРО размещена таблица состояния компенсационного фонда, в которой можно проследить этапы его формирования в динамике по времени.

Законодательными пробелами по информационной открытости активно пользуются коммерческие квази-СРО. На их сайтах, как правило, невозможно понять общую численность членов СРО на конкретную дату, а также сопоставить её с размерами компенсационного фонда. И это не говоря о том, что компенсационный фонд некоторых псевдосаморегулируемых организаций почему-то представляет собой круглую цифру или даётся прошлой датой.

Необходимо установить для СРО требование публиковать на главной странице официальных сайтов две цифры на каждую дату: количество действующих членов и размер компенсационного фонда.

Также должны публиковаться решения о размещении средств компенсационного фонда, принимаемые саморегулируемой организацией. Важно, чтобы в них отражалась информация о конкретных банках, сроках и депозитных процентов.

Аппаратысаморегулируемых организаций

Открытой должна быть информация и об аппаратах СРО. А именно:
  • полная структура Аппарата СРО;
  • штатное расписание;
  • полное раскрытие всех персоналий специалистов Аппарата, их должности, телефоны и адреса электронной почты;
  • функциональные обязанности всех специалистов Аппарата.
Важность такого подхода объясняется просто. Зачастую, для членов саморегулируемых организаций состав штата Аппаратов их СРО остаётся неизвестным. Держатели свидетельств попросту не владеют информацией по каким вопросам им следует обращаться в СРО, и к какому конкретно сотруднику адресовать свой вопрос. Стоит ли говорить, что такое положение вещей весьма выгодно квази-СРО, которые не нацелены на выполнение функционала саморегулируемой организации, а если откровенно – не являются таковой и не стремятся к этому.

Раскрытие информации об Аппаратах и специалистах СРО позволит также определить штатную заполненность, в особенности – специалистами, осуществляющими контрольные проверки. Если инспекторов для проверочных действий недостаточно – это сразу станет достоянием широкой общественности.

Необходимо закрепить в положениях о контрольной деятельности СРО то, как осуществляются проверки в территориально удалённых субъектах Федерации.

СРО как элемент гражданского общества

С ролью саморегулируемых организаций в качестве ячейки гражданского общества связан комплекс предложенийАссоциации «Сахалинстрой».

К этой группе относится информация о работе СРО с органами исполнительной власти, в особенности в их Общественных советах, с Национальными объединениями, другими СРО и широким кругом общественности.

Особое место в ряду материалов должны занимать результаты заседаний судов, в которых СРО выступила в защиту прав и законных интересов своих членов.

Важно пролить свет на то, как СРО участвуют в законотворческой деятельности, принимая участие в обсуждении отраслевых законопроектов, проектов НПА, а также подготавливают экспертные заключения.

* * *
Все озвученные инициативы будут положены в основу экспертной и законотворческой работы Ассоциации «Сахалинстрой». В частности, их планируется предложить в качестве дополнений к последнему законопроекту Ростехнадзора по совершенствованию законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства.


 


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии