Стандарты деятельности СРО, по которым после принятия, как предполагает Национальное объединение строителей, предстоит жить и работать всем саморегулируемым организациям страны, выложены на официальном сайте НОСТРОЙ. Из них шесть – в окончательном виде, с учётом замечаний и предложений, высказанных в процессе общественного обсуждения, и два – в первоначальной редакции.
Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на несистематический, произвольный характер всей проделанной работы. Такое впечатление можно вынести даже при первоначальном знакомстве с предложенным сводом стандартов. Отчего разработчики остановились на цифре восемь стандартов, если по требованиям Градостроительного кодекса РФ их должно быть девятнадцать?
Небрежность прослеживается во всём. Например, до 15 января на официальном сайте НОСТРОЙ восемь раз был выложен один и тот же стандарт. Со временем, после звонков и жалоб от саморегуляторов, с этим удалось разобраться. Но основные проблемы никуда не делись. Начиная с области применения, ни в одном из документов не приведено таких базовых, с юридической точки зрения вещей, как определение объекта и субъекта регулирования. Многостраничные тексты, по объёму сопоставимы с первой частью романа «Война и мир», однако, добраться до реальной сути в них так и не удаётся. Разработчики, как правило, просто целыми кусками переписывают положения Градостроительного и Гражданского кодексов, постановлений Правительства РФ и приказов Минстроя России.
А тогда, когда дело доходит до собственного нормотворчества, возникают «фокусы», противоречащие не только другим частям документа, но и просто здравому смыслу. Например, в положениях о дисциплинарной ответственности можно найти требования к эксперту СРО. Согласно СТО, по возрасту он должен достигнуть совершеннолетия и при этом иметь десятилетний стаж работы. Откуда взята первая цифра? Кто из составителей видел этого одарённого строителя, который с 8 лет трудится на стройплощадке?! При этом никаких принципиальных требований к эксперту в документе не содержится – только стаж, возраст и членство в НРС. А ведь речь идёт не просто о специалисте. Это эксперт! То есть, лицо, обладающее высочайшей квалификацией и готовое нести персональную ответственность за свои заключения. Что, как минимум, подразумевает наличие определённой аттестации.
Вызывают откровенное недоумение, в частности, СТО НОСТРОЙ 5.5 2017 «Применение саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации» и СТО НОСТРОЙ 5.3-201 «Обеспечение саморегулируемой организаций имущественной ответственности деятельности своих членов». Читая положения этих документов, спотыкаешься буквально на каждом абзаце, на каждой статье. Как перевести или как понять статью 4.1 СТО НОСТРОЙ 5.3-201:
«Обеспечение имущественной ответственности членов саморегулируемой организации является процессом по разработке и применению внутренних документов саморегулируемой организации, регулирующих порядок определения применяемых в данной саморегулируемой организации способов обеспечения имущественной ответственности, перечень и порядок действий членов саморегулируемых организаций, необходимых для соблюдения указанного порядка, а также порядок действий саморегулируемой организации и её членов при наступлении случаев, которые влекут за собой наступление гражданской ответственности членов саморегулируемой организации».
Или 5.5.2: «Размер компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств рассчитывается как сумма определённых для каждого уровня ответственности по обязательствам членов саморегулируемой организации произведений количества членов такой организации, указавших в заявлении о намерении одинаковый уровень ответственности по обязательствам, и размера взносов в данный компенсационный фонд, установленного решением общего собрания членов саморегулируемой организаций для данного уровня ответственности по обязательствам».
СТО НОСТРОЙ 5.6-2018 «Обеспечение информационной открытости деятельности саморегулируемой организации» смущает самим фактом своего существования. Все необходимые требования к информационной ответственности подробно приведены в приказе Минэкономразвития России от 31 декабря 2013 года № 803 «Об утверждении Требований к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах…», а также в Федеральном законе № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных». Достаточно прочитать и делать. Для чего нам предлагают ещё раз перечитать уже хорошо известные законы и ведомственные инструкции, которые все саморегуляторы и так хорошо знают и выполняют?
К сожалению, общий уровень документов, которые предлагает Национальное объединение, оставляет желать лучшего. Специалисты нашей СРО неоднократно сталкивались с тем, что попытки использовать «шпаргалки» от НОСТРОЙ оканчивались возвратом документов на уровне Ростехнадзора. Мы были вынуждены отказаться от применения предлагаемых шаблонов и писать внутренние документы самостоятельно, обращаясь к первоисточникам – Федеральным законам, постановлениям Правительства и ведомственным нормативным документам. Корректировать или вносит какие – либо предложения не представляется возможным.
Не думаю, что проходящие сейчас обсуждения и круглые столы по разработанным СТО позволят улучшить качество данных стандартов…