Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Опубликовано: 03 февраля 2016 в 11:02
14    35018

: Видение, миссия и принципы саморегулирования

Владимир Юсупджанов
Эта статья была написана мною три года назад. Но своей актуальности она не потеряла и сегодня. Думаю, что накануне Государственного совета РФ по вопросу «О развитии строительного комплекса и совершенствовании градостроительной деятельности в Российской Федерации» совсем не лишним будет освежить память профессионального сообщества.

***

Видение без действий – это мечта.
Действие без видения – это кошмар.


Всероссийский съезд саморегулируемых организаций 1 марта 2012 года был созван несколько неожиданно для всего строительного сообщества. Поэтому, на Съезд ехал с противоречивыми представлениями о необходимости проведения данного форума.

Первое, что Съезд ничего нового и позитивного в развитие саморегулирования не даст. Это ощущение возникло исходя из тех материалов, которые были представлены на рассмотрение саморегулируемым организациям и для проведения Окружных конференций. Причём, эти материалы постоянно изменялись, и окончательный вариант документов появился практически за день до проведения Съезда, что не позволило объективно разобраться во всех предлагаемых для принятия решения документах.
Второе, очень хотелось, чтобы Съезд дал объективную оценку того, что происходит в сфере саморегулирования, и куда мы ведём строительное сообщество. Какие пути развития изберём и по каким вехам на этом пути будем двигаться.

Это представление предназначения Съезда определялось ещё и тем, с июня 2011 года в докладах на конференциях, семинарах, заседания различного уровня, статьях СМИ зазвучали слова и речи руководителей Национальных объединений, руководителей и представителей Министерства регионального развития РФ о том, что саморегулирование состоялось, саморегулирование сформировано и так далее.

Однако звучало и другое мнение о том, что закончился этап формирования, создания саморегулируемых организаций, строительное сообщество учредило около 400 СРО. Что два года СРО создавали соответствующие структуры управления, создавали и переписывали, в соответствии с постоянно меняющимся законодательством, свою нормативную методическую базу. Что, к саморегулированию мы ещё не приступали. Новый, 2012 год должен стать началом и нового этапа становления и развития непосредственно самого саморегулирования.

Съезд подтвердил первое предположение. За организованный и за формализованный Съезд не дал оценку работе Совета Национального объединения. Не определил стратегические цели, пути развития, принципы саморегулирования, этапы на пути развития, по достижению которых можно определить степень развития и становления саморегулирования и скорректировать дальнейшее движение.

В который уж раз утверждены перспективные направления деятельности Совета Национального объединения на общую сумму в 750 миллионов рублей. Из предложенных семи приоритетных направлений деятельности на Съезде было озвучено, назначенными выступающими, и это даже не обсуждалось, два направления: противодействие коммерциализации и преодоление административных барьеров. Остальные направления деятельности приняты на слух и на веру в их необходимости. Если исходить из шести функций, возложенных на Национальное объединение, то, что предлагается НОСТРОем в немыслимые разы превышает возложенное на них государством, определённое соответствующим законом и организациями, их избравшими и баснословная сумма взносов членов СРО, затрачиваемая на их содержание.

В материалах Съезда победно перечислены достижения: создание унифицированных документов, унифицированной аттестации, количество заграничных посещений, количество актуализированных и гармонизированных СНиПов и стандартов, но не сказано, что в результате получили саморегулируемые организации и их члены. Техническое регулирование должно являться одним из основных направлений деятельности в сфере саморегулирования для обеспечения безопасности и качества строительной продукции. Однако, здесь существует не менее двух уровней: первый – государственное регулирование; второй – стандартизация. Для решения вопросов стандартизации у нас есть «Концепция развития стандартизации в саморегулировании».
А пока, актуализация и гармонизация СНиПов заключается в смене обложки, утверждающих органах, перестановке статей и лёгком о научивании. Например, в СНиПе 1998 года было записано: «Чем дальше в лес, тем больше дров», в актуализированном звучит: «Нарастание топливных ресурсов по мере продвижения в глубь лесного массива». И ни слова о безопасности и качестве даже в области применения. Например:

1) СВОД ПРАВИЛ «СТРОИТЕЛЬСТВО В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ»
Область применения (звучит)
Настоящий свод правил распространяется на область проектирования зданий и сооружений, возводимых в районах сейсмичностью 7, 8 и 9 баллов.
Область применения (предлагается)
Настоящий свод правил применяется с целью обеспечения безопасности зданий и сооружений при проектировании в районах сейсмичностью 7,8 и 9 баллов.
2) СВОД ПРАВИЛ «ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА»
Область применения (звучит)
Настоящий свод правил распространяется на строительство новых, реконструкцию и снос существующих зданий и сооружений (далее – строительство), ……..
Область применения (предлагается)
Настоящий свод правил применяется для обеспечения безопасности и качества при строительстве ………..
Выводы после Съезда:
  1. Совет Национального объединения – руководящий и направляющий орган самих себя, СРО – для себя, а организации – члены СРО – сами по себе.
  2. Сегодня саморегулирование есть в большей степени государственное регулирование, ибо первое подразумевает существование и развитие в культурной среде, которую в нашей стране необходимо создавать, создавать и создавать.
  3. Необходимо предпринять максимум усилий для того, чтобы не забыть, что СРО – это, прежде всего некоммерческое партнёрство в котором мы партнёры, объединившиеся для решения общих задач, направленных на развитие строительной отрасли.
Поэтому, преодолевая упорное нежелание председательствующего предоставить слово для выступления, удалось выступить и предложить Съезду следующее:
  1. Разработать, обсудить и приступить к внедрению Концепции развития и стандартов развития саморегулирования.
  2. На очередном, отчётно-выборном Съезде, осенью 2012 года, утвердить Концепцию и стандарты развития саморегулирования.
Суть Концепции развития саморегулирования заключается в разработке и внедрении в саморегулирование, саморегулируемые организации, строительные, проектные и изыскательские организации – Видения, Миссии, Принципов саморегулирования,
 
  • Видение–это идеальная точка назначения саморегулирования, саморегулируемых организаций, организации, к которой мы должны стремиться. Это образ саморегулирования, саморегулируемых организаций, организаций в намеченном будущем, в перспективе.
 
  • Миссия–описание пути движения к точке назначения – как саморегулирование, саморегулируемые организации, организации будут переходить от настоящего состояния в точку реализации Видения. Это – основные механизмы и приёмы действий.
  • Ценности– созданная и поддерживаемая система ценностей (система понятий: что такое хорошо, что такое плохо), мобилизующая и вовлекающая строительное сообщество в поддержании Миссии на пути к Видению.
  • Принципы
Принцип вторичности
Принцип мягкой регламентации
Принцип сочетания управления и самоуправления
Принцип комплементарности
Принцип субсидиарности
Принцип демократизма
И так далее.
Для примера:

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ (Национальные объединения)
  • Видение: Саморегулирование инструмент создания гражданского общества, гарант безопасности и качества строительной продукции.
САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Видение: Саморегулируемые организации основа обеспечения жизнедеятельности, повышения качества и создания конкурентно способных организаций строительной отрасли.
СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Видение: Лучшая организация строительного комплекса Санкт-Петербурга.
  • Миссией организации является удовлетворение требований конкретного потребителя в безопасном и качественном строительстве и осуществлении:
  1. функций генерального подрядчика при строительстве объектов использования атомной энергии, объектов, зданий и сооружений I и II уровня ответственности,
  2. функций заказчика-застройщика по строительству зданий и сооружений, при проектировании зданий и сооружений I и II уровня ответственности.
Данные предложения не вошли ни в одно решение Съезда. Их как бы и не было.

Прошло более шести месяцев. Очередной, отчётно-выборный Всероссийский съезд саморегулируемых организаций 27 сентября 2012 года ответа на поставленные вопросы не дал. Главное на Съезде – борьба за власть над СРО, саморегулированием в целом.
КАК МНОГО НАС В САМОРЕГУЛИРОВАНИИ И КАК МАЛО ИНИЦИАТИВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ!

Будем следовать высказыванию И. Ильина: «Надо теперь же делать то, что требуют интересы России, не спрашивая ни у кого указаний. Откладывать нечего: один в поле, и тот – воин».

Уважаемые коллеги!

Сегодня, 10 июня закончился сбор предложений в Устав и другие документы НОСТРОЯ. Надеюсь, что в ближайшее время состоится второе заседание Рабочей группы. Членам Рабочей группы предлагаю рассмотреть следующие поправки в Устав Объединения:
  1. С целью исключения конфликта интересов в Устав Объединения включить статьи, предложенные С.В. Петровым, В. П. Мозолевским и В. И. Юсупджановым.
  2. Не мудрствуя лукаво, взять соответствующие Законы и определить, что Органы Объединения это:
– Высший орган Объединения – Съезд;
– Коллегиальный исполнительный орган – Совет;
– Контролирующий орган – Ревизионная комиссия;
– Независимый орган (независимые члены) – Наблюдательный совет.

Президент входит в состав Совета, является его руководителем и представителем юридического лица. Трудовой договор с президентом подписывает председатель Наблюдательного совета.

Вице-президенты избираются Съездом, в соответствии с основными функциями Объединения по представлению президента. Один из вице-президентов может быть руководителем Аппарата Совета.

Комитеты, комиссии и другие органы Объединения – это компетенция Съезда и Совета.
 
  1. Исключить из Устава статьи об Окружных конференциях. Саморегулируемые организации Федеральных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга создают Советы (лучше Координационные советы), руководители которых автоматически входят в состав Совета Объединения.
  2. Исключить из Устава статьи об Аппарате Объединения. Аппарат Совета действует на основании Положения, организационно-штатная структура Аппарата утверждается Советом по представлению президента или вице-президента – руководителя Аппарата.
  3. Обязательно внести в статьи Устава положения об отчислениях на нужды Объединения и взносах на выполнение целевых программ развития саморегулирования, которые рассматриваются и ежегодно утверждаются Съездом в смете расходов на следующий год.
За основу Устава Объединения предлагаю принять проект, разработанный В.Б.Кобзаренко – А.Г.Старицыным.

Еще раз спасибо уральскому коллеге В.Б. Фомагину за предложения по развитию саморегулирования и Национального объединения строителей, в частности. С средины 2011 года о необходимости создания Концепции развития саморегулирования писалось немало статей и сделано не меньшее количество выступлений на различных форумах, одно из них было озвучено в марте 2012 года на V съезде Национального объединения строителей. Идею концепции развития саморегулирования подхватил Б. В. Генералов (Национальное объединения проектировщиков, представитель ЦФО). Однако несколько своеобразно, и предложил разработать «Концепцию развития проектной деятельности в условиях саморегулирования до 2020 года», то есть развитие несуществующей, по определению, «проектной деятельности» вместо развития саморегулирования вообще. Принятое решение о разработке Рабочей группой «Направлений деятельности Объединения» это хаотичное, почти, что броуновское движение в никуда, с одной лишь целью – освоение денежных средств членов Объединения.

Читаем пословицу «Видение без действий – это мечта. Действие без видения – это кошмар».

Предлагаю прекратить кошмарить наших членов и мечтать, а, следуя предложению коллеги Фомагина, приступить к разработке и затем принятию очередным Съездом «КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ДО 2020 года».

Суть Концепции развития саморегулирования заключается в разработке и внедрении в саморегулирование, саморегулируемые организации, строительные, проектные и изыскательские организации – Видения, Миссии, Ценностей и Принципов саморегулирования, определении стратегических целей и этапов их достижения.



Видение– это идеальная точка назначения саморегулирования, саморегулируемых организаций, организации, к которой мы должны стремиться. Это образ саморегулирования, саморегулируемых организаций, организации в намеченном будущем, в перспективе.

Примеры:

для саморегулирования

Видение: «Саморегулирование –инструмент создания гражданского общества, гарант безопасности и качества строительной продукции».
для саморегулируемых организаций
Видение: «Саморегулируемые организации основа обеспечения жизнедеятельности, повышения качества и создания конкурентно способных организаций строительной отрасли».
для организаций
Видение: «Лучшая организация строительного комплекса Санкт – Петербурга».
«Качество строительной продукции – образ жизни и деятельности организации».

Миссия– описание пути движения к точке назначения – как саморегулирование, саморегулируемые организации, организации будут переходить от настоящего состояния в точку реализации Видения. Это – основные механизмы и приёмы действий.

Пример:

«Миссией организации является удовлетворение требований конкретного потребителя в безопасном и качественном строительстве и осуществлении основных функций производства».

Ценности– созданная и поддерживаемая система ценностей (система понятий: что такое хорошо, что такое плохо), мобилизующая и вовлекающая строительное сообщество в поддержании Миссии на пути к Видению.

Принципы – основания, которые определяют главные направления, всю систему функционирования – содержание, методы, организация отношений, складывающиеся между участниками саморегулирования.

Стратегические цели определяются Видением и Миссией. В иерархии стратегических целей постоянное развитие саморегулирования – цель верхнего уровня. Цель верхнего уровня можно разделить на две подцели:
  1. Повышение качества.
  2. Обеспечение безопасности.
В свою очередь две подцели разделяются на цели более низкого уровня, образуя две ветви целей в иерархии целей.
Повышение качества подразделяется на подцели – экономика, образование, права, обязанности и ответственность.

Обеспечение безопасности – на здоровье потребителя, работников организации и качество окружающей среды. Для целей нижнего уровня устанавливаются показатели и формируются критерии. Достижение критериев, при выполнении их на каком – либо этапе, позволит перейти к следующему этапу, на котором будут сформулированы цели этапа и их критерии.

Содержанием Концепции может быть следующее:
  1. Формирование понятия «САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ».
  2. Формулирование Видения.
  3. Определение ценностей саморегулирования.
  4. Определение принципов.
  5. Формулирование Миссии.
  6. Определение стратегических целей.
  7. Определение функций.
  8. Формулирование и определение показателей и критериев развития.
  9. Определение целей этапов.
Концепция развития, её суть и содержание, не вписываются в Устав Объединения, а разрабатываются отдельными стандартами Национального объединения, саморегулируемых организаций и организациями – членами СРО.

Коллеги приглашаю Вас принять участие в формировании Концепции развития саморегулирования до 2020 года.
 


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии