Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Опубликовано: 18 января 2015 в 04:01
20    47728

: Об авторском праве на сметные и иные нормативы, вводимые госорганами и органами местного самоуправления

Сергей Титов
Авторство или соавторство существуют на проект до того, как материал обрёл статус официального документа. После этого он утрачивает характер произведения и не охраняемым авторским правом. Автор проекта превращается в разработчика официального документа. Обратимся к Гражданскому Кодексу РФ.
 
Глава 70. «Авторское право» ГК РФ часть IV гласит:
«Статья 1259. Объекты авторских прав
6. Не являются объектами авторских прав:
1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы».
Исходящие от органа исполнительной власти рекомендации, нормативы и им подобные документы, безусловно, относятся к категории «официальных», более того, к такой их разновидности, как нормативные документы. Об этом с полной бесспорностью свидетельствует утверждение этих документов актами органа исполнительной власти. Эти документы исходят от ведомства и имеют силу ведомственных актов, а не произведений, исходящих от отдельного автора.
С этой точки зрения совершенно безразлично, «утверждены» ли они самим ведомством (его руководителем), одобрены коллегией этого ведомства (решения которой, как известно, должны быть подписаны руководителем), подписаны ли такие акты руководителем ведомства, его заместителем либо иным надлежаще уполномоченным должностным лицом, от «уровня» утверждения зависит только сила документа. Для того чтобы документ считался «официальным», важно, чтобы он исходил от ведомства, а не от физического лица, чтобы лицо, его подписавшее, было полномочно выступать от лица ведомства.
При этом не имеет значения, содержит ли такой документ предписания по существу (например, технического содержания) или только методические предписания, имеют ли они строго обязательный, императивный характер, или содержат диспозитивные нормы, или даже являются только рекомендательными. Важно прежде всего, чтобы они исходили от органа управления и содержали определённые, имеющие публичную силу правила поведения, установление которых находится в пределах компетенции этого органа.
Точно так же не имеет никакого значения для признания этих документов объектами авторского права, готовились ли они в самом ведомстве или в подведомственной ему организации и за её счёт (разрабатывались сотрудниками этой организации) или даже создавались на стороне на чисто гражданско правовой основе (в организации или отдельными гражданами). Материалы могли быть объектами авторского права, а разработчики признаваться их авторами до утверждения этих материалов в качестве нормативных документов. После их утверждения ведомством эти качества утратились.
Установление авторского права на нормативные материалы, в частности утверждённые ведомством, влекло бы закрепление исключительного права на использование таких материалов, в частности на их воспроизведение, распространение и т. п. Это означало бы, что право опубликования нормативного акта, его размножения и т. п. , иначе говоря, право совершения действий, допускающих ознакомление с ним, принадлежит лишь разработчику этого акта (даже не утвердившему его органу), а это ограничивает возможности его применения. Такая система находилась бы в очевидном противоречии с другими правовыми нормами, определяющими порядок применения и опубликования нормативных актов. Именно необходимость устранения подобного противоречия и явилась одной из важных причин изъятия нормативных актов из-под действия авторского права.
Политический смысл изъятия нормативных актов из-под действия авторского права заключается в том, чтобы установить возможность широкого ознакомления с нормами права не только заинтересованных лиц, но и всех интересующихся. Без этого не может быть выполнена и юридическая задача обеспечено реальное применение действующего законодательства и иных правовых актов.
В соответствии со ст. 1226, 1229, 1235 ГК РФ конструкция лицензии (т. е. здесь и далее – лицензионного договора) может быть применена только к объектам, являющимся результатами интеллектуальной деятельности (1225 ГК РФ). Предметом лицензионного договора является предоставления одним лицом (обладателем исключительных прав) другому лицу права на использование объекта интеллектуальной собственности.
Соответственно, лицензионным договором не может устанавливаться режим использования той информации, которая по своим признакам не является результатом интеллектуальной деятельности и, соответственно, в отношении которой отсутствуют чьи-либо исключительные права.
Специфика правового статуса органов власти обуславливает и специфику осуществления ими своей деятельности в части создания и ведения баз данных. Органы власти в силу своего статуса могут действовать только в случае наличия у них правового акта, предписывающего или разрешающего им определённые действия. Соответственно, создание и ведение органом власти определённых баз данных, в том числе создание и размещение определённых наборов открытых данных в сети Интернет, осуществляется органом власти всегда лишь в случае наличия нормативного правового акта, предусматривающего создание и ведение такой базы данных. Таким образом, при создании подобных баз данных отсутствует такой признак объекта авторского права, как творческий характер (поскольку процесс создания и ведения базы данных регламентирован нормативными правовыми актами). Кроме того, такие базы данных можно отнести к «иным материалам административного характера», о которых говорится в п. 1 ч. 6 ст. 1259 ГК РФ и которые в силу данной нормы не являются объектами авторского права.
А теперь вернёмся к началу разговора. Повторим, авторство ли соавторство существуют на проект до того, как материал обрёл статус официального документа. Как только проект приобрёл публичный характер, стал исходить не от физического лица, а от организации, он утрачивает характер произведения и становится официальным документом, не охраняемым авторским правом. Автор проекта превращается в разработчика официального документа. Текст, как только он превращается в закон (нормативный акт), утрачивает качества объекта авторского права, присущие ему в состоянии проекта. Документ может сопровождаться указанием на его составителя, пусть именуемого «автором» (или даже включать такое указание), или не сопровождаться им, может содержать или не содержать имя утвердившего или одобрившего его должностного лица, он может быть одобрен уполномоченным на то должностным лицом единолично или коллегиальным органом от этого его природа официального документа не меняется. Важно только, чтобы он имел публичный, властный характер. Нормативный акт всегда исходит не от лица, его составившего, и даже не от лица, его подписавшего, а от органа, именем которого он издан.
 
P. S. Вышеизложенное – является справочным правовым материалом, в подходе к Системе ценообразования в строительстве в условиях саморегулирования; в порядке подготовки для её реформы структуры НОСТРОЙ.
См. проект: Регламент определения себестоимости строительства              


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии