Приказом министра регионального развития от 11 октября 2013 года №434 (http://zanostroy.ru/u/prikaz_434.pdf) отменена федеральная сметно-нормативная база ценообразования в строительстве. Утратили силу ранее выпущенные Минрегионом России в 2008-2012 годы приказы об утверждении государственных сметных нормативов – государственных элементных сметных норм ГЭСН-2001, федеральных единичных расценок ФЕР-2001, сборников сметных цен на материалы ФССЦ-2001, механизмы ФСЭМ-2001 и сметных цен на перевозки грузов. Также утратили силу все изменения и дополнения в соответствующие государственные сметные нормативы, утвержденные в 2009-2011 годах и разработанные Федеральным центром по ценообразованию (ФАУ ФЦЦС).
Отмена сметно-нормативной базы произошла по причине отсутствия в соответствии с положением о федеральном органе власти непосредственно у Минрегиона России полномочий по разработке и утверждению сметных нормативов. Данные полномочия имеются у Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой России). Помним; это на фоне вступления в силу решений о порядке ведения Реестров СРО, - о выданных Допусках?
Предполагается, что Госстрой России (а теперь Министерство строительства и ЖКХ РФ) введет в действие полную редакцию отмененных Минрегионом сметных нормативов распорядительными актами в соответствии с имеющимися полномочиями, которые переходили неоднократно, - но без отмены СНБ.
Акт Министерства может иметь серьезные правовые последствия. В частности, все разработанные на основании ранее действовавших государственных элементных сметных норм территориальные единичные расценки ТЕР-2001 могут стать нелегитимными. В отсутствие утвержденной государственной сметно-нормативной базы все положительные заключения государственной экспертизы о проведении проверки достоверности, выданные с 11 октября 2013 года, могут быть трактованы проверяющими органами как документы «вне закона». Целому ряду проектных организаций было дано указание закончить оформление ССР (сводных сметных расчетов) проектов, в срок не позднее 15.11.2013 года, что функционерам от саморегулирования не интересно, - взносы строители платят.
... Причиной столь радикального решения об отмене сметно-нормативной базы единичных расценок, действовавших в России с 01.09.2003 года, является необходимость беспроблемного введения (протестов сметчиков) видов укрупненных нормативов – НЦС и НЦКР; с явным снижением нормативной стоимости строительства. Нормативы цены строительства (НЦС) и нормативы цены конструктивных решений (НЦКР) разрабатываются в соответствии с Планом ФАУ ФЦЦС в 2011-2013 годах. Они должны быть введены в действие с 01.01.2014 года в связи с переходом на Федеральную контрактную систему (ФКС), к чему инженеры-сметчики строительных фирм – не готовы. Необходима широкая организация сметных курсов (сметно-бухгалтерского факультатива), о чем в Национальном объединении строителей предпочитают не думать, авось пронесет - деньги ЕСТЬ. ? Нет развития и унификации анализа стоимости, достоверного отражения фактической себестоимости строительной продукции, с целью профессионального взаимодействия сметной, бухгалтерской и производственных служб при выполнении СМР «собственными силами»; для эффективного управления предприятием и регулирования стоимостных диспропорций Объектов Стройки. Нужна стадийность при определении стоимости объектов строительства (укрупненные нормативы - единичные расценки - ресурсные расчеты); для защиты интересов малого и среднего строительного бизнеса, что вне компетенции саморегулируемых организаций – нонсенс в рыночной экономике.
... Фактор неуклонного усугубления функционального и системного кризиса саморегулирования в строительстве, где фирмы-однодневки – «питательный бульон» т.н. коммерциализации СРО. ЗДЕСЬ; ни каких законодательных решений, к чему призывают функционеры саморегулирования (со взаимными обвинениями "в юридическом бездействии", - и с низу в вверх, и сверху в низ), - не может быть по изначальному приоритетному определению. В ЦЕЛОМ; порождено отказом восприятия стоимостных показателей в финансовой деятельности членов 269-ми СРО – в составе НОСТРОЙ. При наличии Комитета по ценообразованию в строительстве (с 17.10.2011 года) и Комитета по конкурентной политике и закупкам в строительстве (с 24.06.2013 года), - с общей численностью в 46 человек.?
... Цель саморегулирования в строительстве – повышение эффективности капитальных вложений и финансовых средств, при безопасности и качестве выполнения, правилах приемки работ и анализе себестоимости строительной продукции на территории РФ. Завязла реформа Системы ценообразования, как ее стадийность с включением в процесс штатных работников Органов саморегулирования (с низа и до верха), но отнюдь не в "юридически-удобном" смысле (для оперирования средствами Субъектов Допусков); задача с 01.01.2010 года – отделить "зерна от плевел". Саморегулирование пока не упразднили в организационно-правовом порядке; по аналогу с ГЭСН-2001, что сделано для еще большего хаоса как фактического основания, – для принятия правительственного решения; сразу после Олимпиады.
Сергей Титов
P.S. Ибо, сказано: "Если слепой поведет слепого, оба упадут в яму", - Писание. ... (Даже если пять "стандартных ног", - по Градостроительному кодексу.)
PP.SS. А серьезно; нужна была независимая позиция Органов саморегулирования в вопросах ценообразования (сметного и фактического), – её так и нет?