Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Опубликовано: 02 октября 2013 в 19:01
6    59179

: Реформа сметного нормирования выведет из тумана ценообразование в строительном комплексе России

Сергей Титов

К VII-му Съезду НОСТРОЙ в Барнауле была опубликована СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА группы единомышленников «О составе приоритетов саморегулирования инвестиционно - строительного комплекса», в которой ставился вопрос о равнозначности технического и стоимостного регулирования в строительстве.

Понимая несовершенство методик государственного и частного сметного ценообразования, а также по учету фактической стоимости в строительстве, предлагалось (в порядке реформы), радикально РЕШИТЬ следующие актуальные задачи для функций в СРО; при расширенном воспроизводстве МСБ:

– 1. Альтернативно понятию «Стоимость» ввести понятие «Себестоимость» как наиболее точно отражающее расчетный объем требуемых инвестиций.
– 2. Перейти от использования базисно-индексного метода составления смет к ресурсному; более достоверно отражающему стоимость Объектов Строек.
– 3. Инициировать разработку новых сметных нормативов, используемых для составления смет, с учетом развития новых технологий в строительстве.
– 4. Для достоверности расчета и анализа стоимости, накладные расходы (НР) и сметную прибыль (СП), другие лимитированные затраты, не являющиеся прямыми затратами, объединить в регулирующий норматив: «Функциональные затраты», - для его увязки с компенсационными фондами СРО.
– 5. На этапе учета затрат (во время строительства) устранить несовершенство устаревших (с 11.11.1999 года) форм некоторых документов первичной отчетности, из-за которых традиционно происходит подгонка отчетности (ф. №№ КС-2, КС-6а, КС-3) под план (№ КС-1), что не конструктивно в рынке.
– 6. Разработать программное обеспечение (как вариант – на основе 1С), способное конвертировать производственные показатели в бухгалтерские на протяжении всего строительного процесса (от получения задания на составление сметы до введения объекта в эксплуатацию) в интересах всех служб (участников) строительного процесса: разработчик сметных норм, заказчик, сметчик, ПТО, снабжение, склад, строительный участок, бухгалтер.
– 7. С ослаблением государственного регулирования, на основе саморегулирования в строительной отрасли, унифицировать сметное нормирование для всех регионов страны (возврат к 2-х и 3-х стадийным расчетам стоимости); в связи с переходом на Федеральную контрактную систему с 01.01.2014 г.

– 8. Организовать курсы: «Сметно - бухгалтерская интеграция», – достоверное определение величины фактических затрат, и от состава которых формируется итоговая балансовая прибыль для расширенного воспроизводства строительной деятельности. В условиях саморегулирования, – это Цикл занятий, где от организации привлекаются специалисты двух экономических служб; Сметчик и Бухгалтер, с раздельными практическими занятиями и совместными лекциями (мини - семинарами). ... © Конспект: "Регламент определения фактической себестоимости", - для членов СРО в НОСТРОЙ. (Сметчиками и специалистами фирмы «1С:БиТ» разработана Методика, – трансформация расчетов из расценок в ресурсы с аналогичной стоимостью.)

... Причины, по которым авторами были сформулированы именно эти задачи, очевидны – это необходимость и возможность Управления себестоимостью строительства. Использование авторами Конспекта лекций таких терминов как «строительная анархия», «финансовый хаос», «туман» символизирует мнение о том, что инвесторы, государственные и частные заказчики, руководители строительных компаний не имеют эффективных инструментов формирования и контроля этой самой себестоимости. И то, что в таких «туманных» условиях строительный рынок продолжает существовать и удовлетворять потребности всех своих звеньев, наводит на мысль о неизбежном растворении в каких-то частях тумана неустановленного количества инвестиций. Однако у тумана есть одно очень важное свойство: вблизи видно хорошо. Поэтому все звенья цепи отлично ориентируются в тумане на шаг влево и на шаг вправо. По большому счету, очень долгое время такое положение (при лицензировании) устраивало всех: хороший обзор на один шаг давал возможность каждому сориентироваться по поводу своей собственной финансовой дельты (балансовая прибыль) и, одновременно, защищало от обзора тех, кто удален более чем на шаг; в т.ч. Институт саморегулирования, где фирмы-однодневки есть "питательный бульон"; т.н. коммерционализации СРО.

... Если ТУМАН рассеется, абсолютно все участники рынка получат возможность адекватно оценить экономику не только ближайших звеньев, но и любых других, участвующих в процессе, даже если субъекты Допусков находятся на значительном удалении. Таким образом, приобретается законный инструмент воздействия на экономику в целом простым путем демонстрации своего понимания, – с ЦЕЛЬЮ регулирования возникающих стоимостных диспропорций.

Ситуация в тумане:
– Любезный, а почем пирожки с вареньем?
– По пять копеек, батюшка
– Чего ж так дорого?
– Так ведь только варенье четыре стоит!
– Это что ж получается: мне еще повезло, что так дешево?
– Берите больше, батюшка, скоро варенье подорожает
– Давай на рубль!

Ситуация вне тумана:
– Любезный, а почем пирожки с вареньем?
– По пять копеек, батюшка
– Чего ж так дорого?
– Так ведь только варенье четыре стоит!
– Врешь, собака, давеча в «Сельском вестнике» писали, что варенье по две копейки торгуют!
– Прости, батюшка, черт попутал, бери пирожки по три копейки.

Описанная ситуация часто встречается на строительном рынке, когда сметными нормативами не предусмотрена расценка на работы, выполняемые по современным (часто – пришедшим из передовых зарубежных стран) технологиям. Сметчики вынуждены оценивать такую работу опосредованно или, как это принято говорить, «применительно», т.е. использовать расценку на похожую, но выполняемую старинным, дорогим и не технологичным способом, работу.

Получается, оснований платить меньше, просто не существует до тех пор, пока не появится норма на этот вид работ. А она не появляется годами. Строителям хорошо известны выгодные и невыгодные виды работ. И плодятся подрядчики, специализирующиеся именно на этих видах работ, причем заказы получают исключительно у государственных заказчиков, потому что те не имеют права при составлении сметы руководствоваться чем-либо, кроме этой «заведомо сверх-дорогой расценки». Конечно, частные инвесторы ориентируются в таких ситуациях быстрее, они не зависят от требований обосновывать сметные расчеты определенными сметно-нормативными базами. Но по правилам тумана и они не могут заглянуть слишком далеко.

Становится достаточно очевидным, что все сознательные участники строительного рынка (не нужно забывать также о производителях строительных материалов, они имеют огромный «вес» в стоимости строительства), способные и желающие трудиться в условиях свободной рыночной конкуренции, неизбежно выиграют от рассеивания тумана, под которым авторы понимают реформу сметного нормирования. Как минимум, "СОЗНАТЕЛЬНЫЕ" останутся при своих, все "НЕСОЗНАТЕЛЬНЫЕ" отвалятся, но, что самое важное – выиграет потребитель на сниженной цене конечного строительного продукта.

Тогда на главный философский вопрос «Во имя чего все это нужно, неужели только ради потребителя?» нужно честно ответить: «Нет, часть этой экономии однозначно окажется в карманах тех, кто все это организует». И это правильно. В современном мире других стимулов не существует. Главное, чтобы распределение произошло гармонично. ... © В порядке эксперимента; право на установление в СРО, – норматива (Limit) функциональных затрат (ФЗ).

Технологическая поддержка такой реформы, как предлагают авторы, потребует создания нового программного продукта. В качестве примера приводится 1С, что с воодушевлением поддержат бухгалтеры и с недоверием – все остальные. Сметчики, конечно, освоят очередную программу (им не привыкать), а остальным придется потрудиться, чтобы освоить громоздкую и самобытную 1С.  Выбор программы – не ключевой вопрос. С ним организаторы реформы справятся с наименьшими трудностями. ... © Важнее формулировка технического задания (ТЗ) к исходным кодам программы для МСБ, - к 01.01.2014 г.

И гораздо важнее – создание института разработки сметного нормирования, который бы успевал за убегающим вперед рынком. Важно скоординировать участников рынка таким образом, чтобы те первые приходили в этот Институт и сотрудничали в деле формирования актуальных сметных нормативов.

С большой вероятностью организаторы реформы столкнутся с проблемами унификации сметного нормирования в различных регионах. Совершенно не обязательно распорядители денежных средств от лица государства поддержат инициативу по снижению сметной стоимости всех государственных объектов региона. Скорее наоборот, будут всячески этому препятствовать по понятным причинам. В тумане многим комфортнее. Если реформу сметного нормирования проводить в отрыве от используемых государством норм (что само по себе абсурдно), то получится два параллельных мира, которые фактом своего существования будут показывать неэффективность государства как распорядителя финансовыми средствами; прежде всего при реализации ФЦП.

Кроме того, как любая реформа, эта потребует бесконечного согласования в министерствах и ведомствах, с большой вероятностью – изменения законодательства. Декларативно государственное регулирование отрасли теперь отсутствует, но в реальности это не так. Любые проектные решения, методики выполнения работ и т.д. жестко регулируются законодательством, оформление отчетности регулируется очень строго и многими ведомствами; при псевдо - заявлениях, как о снижении административных процедур (т.н. "дорожные карты") в строительстве, так и по информационной открытости СРО.

... ИСТОРИЯ и СОВРЕМЕННОСТЬ; С началом проведения в Российской Федерации реформ, Госстрой России создал в регионах уполномоченные органы по ценообразованию в строительстве, которые пришли на смену нормативно - исследовательским станциям, существовавших ранее при строительных трестах. Эти органы получили статус территориальных центров по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве. Их практическая работа осуществлялась в соответствии с «Примерным положением о региональном центре по ценообразованию в строительстве в республиках, входящих в состав Российской Федерации, в краях, областях, городах Москве и СПб», рекомендованных Госстроем в начале 90-х годов. С 2010 года – саморегулирование; где и была предложена Концепция (целевая программа): «Сметно - бухгалтерская интеграция», – как Фактор воссоздания производственного нормирования (с обратной связью), основы долгосрочных сметных нормативов, включая их унификацию. При рыночной Системе ценообразования в строительстве и для развития сметного нормирования, важна СМЕНА подхода к вопросам составления документов о фактической стоимости строительного продукции, - Сметы и Акты приемки выполненных работ (№ КС-2) в строительстве, – не должны зеркально отражаться по содержанию и форме. Нужны существенные изменения в «Методике определения стоимости строительной продукции»; в устаревших нормативно-методических документах (МДС), – уже грянул переход на ФКС.

В ЦЕЛОМ; назрела разработка научно - практической ПОЗИЦИИ и законодательное внедрение понятия: «Технико - экономический контроль строительства», – для точного стоимостного анализа процесса, результатов строительного производства в СРО; организационно - правовая равнозначность ПРИОРИТЕТОВ Технического и Стоимостного САМОрегулирования в инвестиционно-строительном комплексе. Так; доработка Пилот - проекта: «Регламент определения фактической себестоимости строительства», – инициирует редакцию МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ», с изменением учетной политики фактических затрат бухгалтерии (ПБУ). Общие решения актуальных вопросов сметного ценообразования и бухгалтерского учета в инвестиционно - строительном Комплексе, – обеспечат системность и методологическое единство работы членов СРО по Допуску.

(Сроки РЕФОРМЫ; ликвидация дисбаланса приоритетов саморегулирования, – как целевой программы в области строительства 2-3 года; См. проект Регламента )

   Титов С.В. – руководитель сметно - бухгалтерского факультатива УКК ПГУПС

P.S. В современных условиях; для развития экономических отношений в строительстве, правки законодательства о саморегулировании и Устава НОСТРОЙ, с опорой на догмы лицензирования по техническому регулированию и стандартизации, – методологически не эффективны. Это продолжает усугублять функциональный и системный кризис, порожденный отказом восприятия "обратной стороны луны" в финансовой деятельности членов всех 274-х строительных СРО; в общей структуре НОСТРОЙ, где с 01.01.2010 года: «Трудно искать черную кошку (саморегулирование) в темной комнате (НОСТРОЙ), особенно если там ее нет», – полагал Конфуций.

Предупреждение!

Этот материал является копией устаревшего. У него также могут быть комментарии в Архиве, чтобы их посмотреть перейдите по этой ссылке


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Что Вы думаете о судьбе законопроекта по частичной оплате ЧВ Нацобъединениям за счёт доходов от размещения КФ?
Последние комментарии