Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2025 / 11 / 07 /
Опубликовано: 07 ноября 2025 в 13:14
0    711

Нижегородская СРО ответила средствами своего компфонда по обязательствам обанкротившегося подрядчика

Фемида признала, что Ассоциация «Саморегулируемое региональное отраслевое объединение работодателей «Объединение нижегородских строителей» (Ассоциация «ОНС», СРО-С-033-03092009) несёт субсидиарную ответственность за дефекты, выявленные в гарантийный период на возведенном её участником объекте. С подробностями – наш добровольный эксперт из Нижнего Новгорода.

***

Летом 2020 года Общество с ограниченной ответственностью «Вектор-Плюс» в качестве подрядчика заключило с Акционерным обществом «Транснефть-Север» договор на выполнение строительно-монтажных работ по строительству склада для хранения средств локализации и ликвидации аварийных разливов нефти на нефтеперекачивающей станции «Сыня». Общество выполнило свои контрактные обязательства, и в сентябре 2022 года стороны подписали акт приёмки законченного строительством объекта.

Продолжительность гарантийного срока по выполненным работам была установлена договором в пять лет от даты подписания сторонами акта приёмки. В марте 2023 года заказчик направил в адрес ООО «Вектор-Плюс» письменное уведомление с указанием планируемой даты проведения комиссионного обследования для установления фактов наличия или отсутствия дефектов (недостатков) выполненных работ.

В назначенный день представитель ООО «Вектор-Плюс» на объект не прибыл, поэтому заказчик в мае 2023 года составил односторонний акт о выявленных в гарантийный срок дефектах (недостатках). Согласно контракту между сторонами, подрядчик обязан по письменному требованию заказчика в установленный им срок своими силами и за свой счёт выполнить все работы по исправлению и устранению дефектов (недостатков), являющихся следствием ненадлежащего исполнения ООО «Вектор-Плюс» обязательств по договору.

Для устранения обнаруженных недостатков АО «Транснефть-Север» выделило подрядчику два месяца – с 1 июля по 31 августа 2023 года. ООО «Вектор-Плюс» в нарушение соответствующего пункта договора не предоставило график мобилизации людских и технических ресурсов на объект в целях устранения дефектов, а также и графика устранения дефектов (недостатков). Более того, работы на возведённом складе в период с 1 июля по 10 октября 2023 года подрядчиком не производились, свои гарантийные обязательства перед заказчиком он не исполнил.

Договором между сторонами было установлено, что если ООО «Вектор-Плюс» не предоставит заказчику график мобилизации людских и технических ресурсов на объект и (или) график устранения дефектов (недостатков) в оговоренный срок, или же нарушит более, чем на 15 календарных дней сроки начала и завершения работ по устранению дефектов (недостатков), то заказчик вправе устранить дефекты (недостатки) и заменить материалы и оборудование собственными силами или силами других привлечённых организаций. В подобной ситуации подрядчик обязан возместить (на основании плановой калькуляции затрат) затраты заказчика по устранению дефектов (недостатков) в течение 30-ти календарных дней с даты предъявления требования.

Затраты АО «Транснефть-Север» на устранение дефектов (недостатков) в гарантийный период составили 977.710 рублей без учёта НДС. В октябре 2023 года заказчик направил в адрес ООО «Вектор-Плюс» претензии с требованием о добровольном возмещении понесённых затрат. Однако претензионные требования Общество не удовлетворило.

Более того, вскоре подрядчик был признан банкротом. Заказчик обратился в суд с заявлением к Обществу о включении имеющейся задолженности в реестр требований кредиторов должника. Его Фемида удовлетворила, отнеся требования АО «Транснефть-Север» в размере 977.710 рублей в третью очередь реестра требований кредиторов ООО «Вектор-Плюс».
Поскольку на момент заключения контракта подрядчик являлся участником Ассоциации «ОНС», то заказчик в августе 2024 года направил в адрес саморегулируемой организации требование о добровольном возмещении затрат, понесённых АО «Транснефть-Север». Ответным письмом в марте 2025 года Ассоциация отказалась удовлетворять требования заказчика. Поэтому вскоре он подал в Арбитражный суд Нижегородской области иск к саморегулируемой организации о взыскании 977.710 рублей реального ущерба в порядке субсидиарной ответственности.

Изучив материалы дела № А43-8144/2025, суд указал, что, согласно пункту 1 статьи 722 Гражданского кодекса РФ, в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве.

В соответствии с подписанным сторонами договором, если подрядчик не предоставит заказчику график мобилизации людских и технических ресурсов на объект и (или) график устранения дефектов (недостатков) в согласованный срок, а также нарушит более чем на 15 календарных дней сроки начала и завершения работ по устранению дефектов (недостатков), то заказчик вправе устранить дефекты (недостатки) собственными силами или силами других привлеченных организаций. Подрядчик обязан возместить (на основании плановой калькуляции затрат) затраты заказчика по устранению дефектов (недостатков) в течение 30-ти календарных дней с даты предъявления требования.
В силу пункта 1 части первой статьи 60.1 Градостроительного кодекса РФ, при неисполнении или ненадлежащем исполнении членом СРО обязательств по договору строительного подряда, договору подряда на осуществление сноса, заключённым с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором с использованием конкурентных способов заключения договора, субсидиарную ответственность несёт саморегулируемая организация в пределах одной четвёртой доли средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.

ООО «Вектор-Плюс» на момент заключения договора являлось членом Ассоциации «ОНС». Контракт заключён на выполнение строительно-монтажных работ с использованием конкурентных способов закупки (конкурс в электронной форме), основанных на положениях Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Поэтому СРО несёт субсидиарную ответственность перед АО «Транснефть-Север» в пределах 977.710 рублей.

Факт признания основного должника банкротом свидетельствует об отсутствии у него необходимых денежных средств, способных удовлетворить требования истца, и является достаточным основанием для предъявления требования к субсидиарному должнику. В итоге Фемида решила взыскать за счёт средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств Ассоциации «ОНС» в пользу АО «Транснефть-Север» 977.710 рублей убытков. Решение принято 27 октября, и может быть обжаловано в течение месяца.


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии