Заявленный Ассоциацией региональное отраслевое объединение работодателей «Саморегулируемая организация Строителей Сибирского региона» (АРООР СРО ССР, СРО-С-044-29092009) довод снял существенную часть исковых требований, оставшиеся попали под действие объявленного Правительством РФ моратория. С подробностями – наш добровольный эксперт из Новосибирска.
***
В августе 2019 года Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области в качестве заказчика заключил с Акционерным обществом «Городские газовые сети» договор, в соответствии с которым оно взяло на себя обязательства по оценке технического состояния здания и подготовке проектной документации с последующим выполнением капитального ремонта многоэтажки, расположенной на улице Аэропорт в Новосибирске. Контракт подрядчику надлежало исполнить в течение 90 дней и сдать результат работ Фонду не позднее 6 ноября 2019 года.
Соглашение между сторонами предоставляло право заказчику начислить Акционерному обществу неустойку в том случае, если предусмотренные контрактом сроки выполнения работ будут сорваны. Исполняя свои обязательства по договору, АО «ГГС» работы по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта выполнило с нарушением предусмотренного договором срока, этот факт был зафиксирован в акте приёмки капитального ремонта от 14 июля 2022 года.
Поэтому заказчик начисли Акционерному обществу неустойку в размере 214.973 рубля 78 копеек. Поскольку АО «ГГС» в добровольном порядке начисленный штраф Фонду не оплатило, последний в октябре 2024 года обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к подрядчику о взыскании неустойки за просрочку выполнения обязательств по договору. На момент заключения спорного договора Акционерное общество являлось участником АРООР СРО ССР, поэтому саморегулируемая организация была указана в иске в качестве соответчика. При этом характер этой ответственности (солидарная либо субсидиарная) в вердикте, вынесенном по итогам рассмотрения спора, не уточняется.
При рассмотрении дела № А45-18846/2025 Ассоциация заявила о пропуске Фондом срока исковой давности. Суд отчасти согласился с этим доводом, указав, что истец подал своё заявление Фемиде 30 мая 2025 года, поэтому за период с 7 ноября 2019-го по 29 апреля 2022-го срок исковой давности истёк. Таким образом, взысканию подлежит неустойка за период с 30 апреля 2022 года (с учетом 30-дневного срока для соблюдения претензионного порядка) по 14 июля 2022-го. Этот период для расчета неустойки СРО не оспаривала.
Далее Фемида указала, что постановлением Правительства РФ № 497 с 1 апреля 2022 года на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введён мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. Одним из последствий введения моратория стало прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория.
Сославшись на постановление Пленума Верховного Суда РФ № 44 от 24 декабря 2020 года, Фемида подчеркнула, что предоставление меры поддержки в виде моратория на банкротство является достаточным основанием для освобождения такого должника от уплаты неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение им денежных обязательств, возникших до введения моратория. В данном споре случае основное обязательство, то есть подписанный 9 августа 2019 года сторонами контракт, возникло в момент заключения договора, до даты введения моратория 1 апреля 2022-го.
В этих обстоятельствах суд решил полностью отказать Фонду в удовлетворении требований. Решение принято 28 августа, и срок его обжалования уже истёк.