Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2025 / 08 / 01 /
Опубликовано: 01 августа 2025 в 10:13
0    481

Директору СРО – на заметку! Стоит ли повторно проходить экологическую экспертизу при внесении согласований в проект?

Таким вопросом озадачился Антон Тимченко, ведущий юрист компании «ШАНЭКО», которая входит в Ассоциацию саморегулируемая организация «Центральное объединение организаций по инженерным изысканиям для строительства «Центризыскания» (Ассоциации СРО «Центризыскания», СРО-И-003-14092009). Материал был опубликован изданием РБК. Наш добровольный столичный эксперт предлагает читателям ознакомиться с основными тезисами этого исследования.

***

Исходная ситуация такова: компания планирует реконструкцию или расширение предприятия, в проектную документацию, имеющую положительное заключение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), необходимо внести изменения, связанные, например, с появлением нового производства. Нужно ли в этом случае повторно проходить процедуру ГЭЭ?

По мнению эксперта, ответ на этот вопрос не всегда очевиден. Подобная неопределённость чревата рисками задержек реализации инвестпроектов и потенциальными претензиями контрольных органов.

Строительство, реконструкция ОКС: когда проведение ГЭЭ не требуется?

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 23 нобяря1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», не требуется проведение ГЭЭ проектной документации объекта капитального строительства (ОКС), предполагаемого к строительству, реконструкции в пределах земельных участков, на которых расположены ОКС (подпункты 3, 5-9 пункта 1 статьи 11 указанного 174-ФЗ).

Данное регулирование предусматривает отсутствие необходимости проведения ГЭЭ в отношении указанного перечня ОКС при условии неизменности воздействия на окружающую среду.

Этот вывод подтверждается и судебной практикой. Так, по делу № А70-2284/2022 природопользователь оспорил необходимость проведения ГЭЭ проектной документации строительства нового объекта, находящегося в границах расположения объекта НВОС I категории.

Удовлетворяя требования Общества, суд указал, что проектная документация строительства объекта в границах объекта НВОС I категории при условии неизменности характеристик НВОС не требует обязательного проведения в отношении неё ГЭЭ (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 марта 2024 года по делу № А70-2284/2022).

Внесение изменений в проектную документацию: ГЭЭ не требуется!

В пункте 14 статьи 14 Федерального закона № 174-ФЗ также предусмотрены случаи, при которых не требуется проведение ГЭЭ.
Так, согласно подпункту 1 пункта 14 статьи 14 всё того же № 174-ФЗ, проведение ГЭЭ не требуется в случае внесения изменений в проектную документацию ОКС, получившую положительное заключение ГЭЭ, если такие изменения внесены в период срока действия положительного заключения ГЭЭ или при строительстве, реконструкции ОКС в срок не более 5-ти лет с даты истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ, при условии, что строительство, реконструкция такого объекта начаты в период срока действия положительного заключения ГЭЭ и вносимые изменения не повлекут ряд перечисленных в документе последствий.

В контексте приведённой нормы необходимо учитывать позицию суда, выраженную в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 марта 2025 года по делу № А56-8686/2024, согласно которой в упомянутом подпункте 1 пункта 14 статьи 14 речь идёт о проектной документации именно ОКС. Проект ликвидации накопленного вреда окружающей среде, разработка которого является предметом контракта, не является проектной документацией ОКС. В соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 174-ФЗ, проект ликвидации накопленного вреда окружающей среде является самостоятельным объектом ГЭЭ федерального уровня. В этой связи суд пришёл к выводу о необходимости проведения ГЭЭ в отношении актуальной редакции проектной документации по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

Как подтвердить отсутствие необходимости проведения ГЭЭ?

Отсутствие необходимости проведения ГЭЭ требует документального подтверждения. Согласно пункту 3 статьи 11 закона 174-ФЗ, подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям пункту 2 данной статьи утверждается главным инженером проекта (ГИП), осуществляющим подготовку проектной документации ОКС, предполагаемого к строительству, реконструкции в пределах земельных участков, на которых расположены ОКС.

Кроме того, подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям подп. 1 пункт 14 статьи 14 закона 174-ФЗ также утверждается ГИП, осуществляющим подготовку изменений в проектную документацию ОКС. Подтверждение соответствия вносимых в проект технической документации изменений требованиям подп. 2 пункт 14 статьи 14 закона 174-ФЗ утверждается лицом, осуществляющим подготовку изменений в проект технической документации на технологию.

Форма и содержание подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию изменений соответствующим требованиям установлены приказом Минприроды России от 16 апреля 2024 года № 227.

Подтверждение соответствия вносимых изменений требованиям: что дальше?

Существуют риски, что при проведении территориальным органом Росприроднадзора контрольного (надзорного) мероприятия может быть установлена необходимость прохождения ГЭЭ проектной документации, в которую внесены изменения (в случае если контрольный орган докажет, что внесённые в такую документацию корректировки влекут за собой изменения воздействия на окружающую среду).

В настоящее время, несмотря на отсутствие соответствующих законодательных требований, складывается практика направления природопользователями утверждённого ГИП подтверждения соответствия с сопроводительным письмом в Росприроднадзор с приложением тех разделов проектной документации, в которые вносились изменения. Результатом является письмо уполномоченного органа об отсутствии необходимости проведения ГЭЭ или необходимости проведения ГЭЭ.

В целом понимание оснований для отказа от ГЭЭ и знание, как на практике подтвердить отсутствие такой необходимости, позволяют компаниям существенно снизить риски задержек и дополнительных расходов, обеспечивая своевременный старт инвестпроектов. Для бизнеса это означает упрощение управления экологическими рисками и сокращение бюрократических процедур при модернизации объектов. В результате предприятия получают возможность оптимизировать бюджеты, ускорить ввод новых производственных мощностей и укрепить доверие контрольных органов.

С полным текстом публикации можно ознакомиться на официальном сайте Ассоциации СРО «Центризыскания».


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии