***
Эти события стали сигналом для российских строителей. Во-первых, власть уделяет огромное внимание вопросам развития важнейшей отрасли и даёт зелёный свет продуманным инициативам. Во-вторых, саморегулируемое сообщество в лице Национальных объединений смогло обеспечить высокий уровень взаимодействия с законодательной и исполнительной властью в процессе рассмотрения, обсуждения и внесения корректировок в проект федерального закона.
Об этом, в том числе, упомянула и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она обозначила налаженное взаимодействие верхней палаты парламента со «строительным блоком» Правительства РФ в лице вице-премьера Марата Хуснуллина и главы Минстроя России Ирека Файзуллина. Как подчеркнула Валентина Ивановна: «Хорошее взаимодействие налажено со строительным блоком Правительства. Сегодня министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин звонил и просил передать благодарность сенаторам за плотную совместную работу. В течение весенней сессии мы приняли 13 законов в части развития строительного блока. Надо активно продолжать развитие строительной отрасли. Мы все понимаем, коллеги, что от неё очень многое зависит. Это и кумулятивный эффект, и вовлечение огромного количества предприятий строительной отрасли».
Валентина Матвиенко напомнила, что недавно состоялась встреча российских сенаторов с Маратом Хуснуллиным, в ходе которой обсуждали меры поддержки отрасли, которые готовит Правительство РФ. Со своей стороны члены Совфеда, которые имеют прямую связь со своими регионами, также готовы внести ряд предложений. Эта работа будет продолжена в осеннюю сессию. От верхней палаты парламента возглавит работу заместитель председателя Совфеда Николай Журавлёв.
Напомним, что новый закон усиливает полномочия Национальных объединений для достижения поставленных целей саморегулирования и повышения эффективности контроля за деятельностью своих членов. Законом предусмотрены следующие нормы:
- Вводятся правила саморегулирования, которые разрабатываются соответствующими Национальными объединениями в соответствии с нормативным правовым актом Минстроя России.
- Устанавливается обязанность СРО, в случае утверждения Национальным объединением правил саморегулирования, утвердить соответствующие внутренние документы или привести имеющиеся документы в соответствие с правилами саморегулирования.
- Устанавливается обязанность члена СРО уведомлять СРО о заключённых им договорах строительного подряда, договорах подряда на осуществление сноса, а также о фактическом совокупном размере обязательств по договорам, заключённым с использованием конкурентных способов заключения договоров.
- Скорректирована статья 55.8 ГрК РФ в части права члена СРО выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства исключительно исходя из размера взноса, внесённого в компенсационный фонд СРО.
- Устанавливается обязанность члена СРО уведомлять СРО о предъявлении к нему иска о взыскании причинённого вреда и (или) ущерба, возмещение которых предусмотрено статьями 60 и 60.1 ГрК РФ.
- Расширяются функции соответствующих Национальных объединений, а именно – разработка и утверждение правил саморегулирования, оценка соблюдения СРО требований к СРО и её деятельности.
- Вводится право соответствующих Национальных объединений устанавливать в правилах саморегулирования требования к наличию у членов СРО по месту основной работы специалистов иных профессий, сведения о которых не включаются в НРС, и к их численности.
- Устанавливается право физического лица – специалиста НРС уведомить соответствующее Национальное объединение о расторжении с ним трудового договора с приложением копий документов, подтверждающих факт расторжения трудовых отношений.
- Устанавливается новое основание для исключения СРО из Государственного реестра саморегулируемых организаций, а именно несоответствие такой СРО требованиям к количеству членов СРО и (или) требованиям к размеру и (или) размещению на специальном банковском счёте её компенсационного фонда (компенсационных фондов); по этому основанию Ростехнадзор может исключить сведения о СРО из Госреестра во внесудебном порядке на основании заключения Национального объединения.
- Исключается региональный оператор из списка субъектов, с которым индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами СРО, могут заключать договоры строительного подряда до 10-ти миллионов рублей.
- Вводится полномочие Минстроя России направлять в Национальные объединения требования о необходимости проведения Нацобъединением оценки соблюдения саморегулируемыми организациями требований к СРО и её деятельности и о принятии мер по недопустимости нарушения установленных требований.
Минстрой продолжает контакты с представителями сообщества. Так, 23 июля министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин провёл рабочую встречу с президентом Национального объединения строителей Антоном Глушковым. Они обсудили подготовку к практической реализации принятого законопроекта. Ирек Энварович отметил важность синхронизации усилий государства и профессионального сообщества для эффективного внедрения новых норм, направленных на совершенствование саморегулирования в строительстве.
В ходе встречи участники рассмотрели вопросы разработки необходимых подзаконных актов, направленных на обеспечение практической применимости нового закона, развития системы контроля и формирования механизмов усиления надзора за подрядчиками и заказчиками через СРО, оказания помощи саморегулируемым организациям для адаптации к изменениям.
Закон о реформе СРО-системы в стройотрасли осталось подписать Президенту России Владимиру Путину.