Основные принципы сквозной цифровизации жизненного цикла инвестиционно-строительного проекта стали ключевой темой круглого стола комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, участниками которого стали вице-президент Национального объединения строителей Антон Мороз и председатель комитета НОСТРОЙ по цифровой трансформации строительной отрасли Ирина Кузьма. Модератором выступила ответственный секретарь Экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при комитете Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Бачурина. Об этом проинформировали наши коллеги из пресс-службы НОСТРОЙ.
Участие в дискуссии приняли заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Константин Михайлик, статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Алексей Бутовецкий, руководитель Аппарата комиссии Госдумы по обеспечению жилищных прав граждан Инга Яценко, директор подразделения «Единая информационная система в жилищной сфере» АО «Дом.РФ» Александр Лукьянов, а также представители компаний в области информационных технологий и научно-образовательного сообщества. В ходе круглого стола были рассмотрены вопросы, связанные с трансформацией базовых бизнес-процессов при переходе на информационное моделирование и цифровые технологии.
Отдельное внимание было уделено формированию Государственных реестров основных видов информации, которая приобретает нормативно-правовой статус (законопроект №107057-7, законопроект № 877732-8), а также государственным сервисам для бизнеса и граждан в единой цифровой среде, формируемой с ответственностью всех участников ИСП (законопроект № 751791-8, законопроект № 873680-8).
Ирина Кузьма в своём выступлении осветила проблематику, связанную с контрактами по 223-ФЗ, озвучив инициативу НОСТРОЙ о предоставлении доступа к информации о подрядчике и цене договоров, заключённых заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а именно – о предоставлении доступа к сведениям о поставщике (подрядчике, исполнителе).
«Отсутствие информации о подрядчике и цене заключенных договоров значительно затрудняет осуществление проверки СРО за фактическим совокупным размером обязательств членов СРО по всем заключенным договорам строительного подряда», – пояснила спикер.
Затронув вопросы взаимодействия с органами государственного строительного надзора (ГСН), Ирина Евгеньевна констатировала, что сегодня отсутствует налаженный механизм оперативного обмена информацией между органами ГСН, СРО и НОСТРОЙ.
«Органы ГСН не обязаны уведомлять саморегулируемые организации о ходе и результатах контрольных мероприятий в отношении членов СРО и специалистов, включённых в НРС. Национальным объединением строителей разработана платформа «Цифровое строительство» для взаимодействия между СРО, их членами и органами ГСН, а также с целью обеспечить электронный документооборот между ними. Необходимо внести изменения в действующие нормативные акты, установив обязанность органов ГСН направлять уведомления о проведении и результатах контрольных мероприятий через цифровую платформу НОСТРОЙ», – подчеркнула госпожа Кузьма.
Отдельно она обратила внимание на то, что органы ГСН не наделены обязанностью предоставлять в НОСТРОЙ или СРО сведения о привлечении специалистов к административной ответственности или нарушениях, выявленных в ходе контрольных мероприятий, а также сведения о привлечении специалистов к административной ответственности или нарушениях, выявленных в ходе контрольных мероприятий.
Это, считает Ирина Кузьма, существенно затрудняет своевременное исключение недобросовестных специалистов из НРС, снижает прозрачность профессионального сообщества и ограничивает возможности для оперативного реагирования СРО на нарушения своих членов. Поэтому требуется внедрение автоматизированных онлайн-проверок статуса членов СРО и специалистов НРС при осуществлении строительного контроля и подписании исполнительной документации.