Президиум Всероссийского союза страховщиков (ВСС) утвердил новую редакцию ключевого стандарта, регламентирующего порядок взаимодействия членов саморегулируемых организаций строительной отрасли со страховыми компаниями. Изменения во внутренний стандарт ВСС внесены рабочей группой по страхованию в сфере строительства при комитете ВСС по имущественному страхованию юридических лиц совместно с Национальным объединением строителей. Документ вступил в силу 16 мая 2025 года. Наш добровольный столичный эксперт предлагает оценить механизмы, с помощью которых страховые компании защищают себя от избыточных претензий.
***
Согласно новой редакции стандарта, для того, чтобы компания признала страховой случай, должны одновременно выполняться следующие условия:
– имевшее место событие не подпадает ни под одно из исключений из страхования;
– имеется причинно-следственная связь между причинением реального ущерба и неисполнением или ненадлежащим исполнением страхователем своих обязательств по договору подряда;
– причинение ущерба произошло на территории страхования в течение периода страхования и требование о его возмещении предъявлено страхователю в течение периода страхования или 24 месяцев после его окончания (по соглашению сторон может быть установлен иной срок, но не более 48 месяцев);
– договор подряда был заключён страхователем, являющимся на момент заключения такого договора подряда членом СРО;
– неисполнение или ненадлежащее исполнение договора подряда имело место в течение периода страхования;
– факт возникновения обязанности страхователя возместить реальный ущерб, а также размер причинённого ущерба, установлены вступившим в законную силу решением суда (в течение периода страхования или 24 месяцев после его окончания (по соглашению сторон может быть установлен иной срок, но не более 48 месяцев);
– решением суда, вступившим в законную силу (в течение периода страхования и 24 месяцев после его окончания (по соглашению сторон может быть установлен иной срок, но не более 48 месяцев), признана несостоятельность (банкротство) страхователя.
Также в документе прописаны серьёзные ограничения, которыми страховщики защитили себя от излишних требований. Так, пункт 2.2.5.2 содержит список требований, которые не относятся к страховым случаям и не возмещаются:
1. Любые требования заказчика о возмещении убытков, причинённых в результате распространения сведений, составляющих коммерческую, служебную, государственную тайну, или распространения другой конфиденциальной информации, а также требования о возмещении ущерба деловой репутации.
2. Убытки, вызванные курсовой разницей.
3. Неустойки, пени, штрафы, включая судебную неустойку, в том числе, если неустойки, пени, штрафы предусмотрены договором подряда, а также проценты за пользование чужими денежными средствами (статьями 317.1 и 395 Гражданского кодекса РФ).
4. Убытки, возникшие в результате порчи и (или) утраты переданного заказчиком страхователю имущества, оборудования и так далее, необходимого для исполнения страхователем своих обязательств по договору подряда.
5. Недополученные доходы (упущенная выгода).
6. Требования страхователя о возмещении ему аванса (части аванса), который он вернул выгодоприобретателю (включая, но не ограничиваясь зачётом встречных требований, инкассовым списанием со счёта страхователя на основании исполнительного листа и так далее).
Последний пункт особенно интересен в виду участившихся требований к СРО о возврате неотработанных авансов. Как видим, юристы страховых компаний внимательно изучают судебную практику и заранее защитили свои компании от такого рода претензий.
Также специалистам СРО стоит обратить особое внимание на раздел 2.2.5.1 стандарта, в котором перечислены исключения из состава событий, на случай наступления которых производится страхование. Перечень состоит из 12-и пунктов, среди которых перечисляются разные причины неисполнения или ненадлежащго исполнения страхователем договора подряда. Например, такие:
1. Неисполнением заказчиком своих обязательств по такому договору (включая, но не ограничиваясь, задержкой передачи документов, нарушения заказчиком графика финансирования, нарушения заказчиком порядка приёма выполненных работ по договору подряда).
2. Преднамеренное или фиктивное банкротство страхователя.
3. Вследствие действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления.
4. Умышленные действия страхователя, направленные на неисполнение или ненадлежащее исполнения своих обязательств по договору подряда.
5. Обесценивание денежных средств, изменение рыночной конъюнктуры, инфляции и (или) дефолта. Указанные обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору подряда признаются наступившими, если страхователем не будет доказано обратное.
6. Неисполнение или ненадлежащее исполнения своих обязательств перед страхователем банковскими, кредитными, лизинговыми и иными финансовыми организациями.
Во всех этих и других случаях страховщики выплачивать компенсацию не будут. Равно как не будут возмещены требования о выплате любых косвенных убытков, возникших в результате страхового события.
Новая редакция внутреннего стандарта ВСС