Несколько дней назад член Правления Ассоциации «Саморегулируемая организация «Объединённые производители строительных работ» (Ассоциация «СРО «ОПСР», СРО-С-131-21122009), специалист в области постановки управленческого, бухгалтерского и налогового учёта Мария Иржембицкая (на снимке – ред.) выступила на телеканале «ЛенТВ24», рассказав в передаче «Актуальный разговор» про основные положения налоговой реформы 2025 года. На это обратил внимание наш добровольный эксперт из города Гатчина Ленинградской области, которому мы и передаём слово.
***
Расходы казны с 2022-года выросли, и чтобы не запускать «печатный станок» (что чревато всплеском инфляции), власти решили вернуть прогрессивную шкалу налогообложения для физических лиц, а также пересмотрели в сторону повышения ряд налогов для бизнеса.
В этой связи возникает закономерный вопрос: может ли увеличение налогового бремени запустить (пусть не сейчас, а через несколько месяцев или через год) волну банкротств? Мария Геннадьевна этого не ожидает, однако складывающаяся ситуация, безусловно, является вызовом для бизнеса. Поэтому стоит ожидать, что начнёт работу механизм «естественного отбора», и выдержат повышенную налоговую нагрузку только те предприятия, которые смогут перегруппироваться, сократить свои издержки, и станут грамотно вести работу по бюджетированию.
Налог на прибыль – это чувствительный оброк для бизнеса, его повышение сразу на четверть будет для предприятий весьма ощутимо. При этом гостья студии отметила, что налог на прибыль уплачивает в бюджет небольшая часть среднего и малого бизнеса, поскольку основное число подобных предприятий использует упрощённую систему налогообложения. Однако физические лица и бизнес на УСН почувствуют увеличение налоговой нагрузки, поэтому внесённые в Налоговый кодекс РФ изменения отразятся на деятельности всех предприятий вне зависимости от своего «калибра».
Сложности ждут те компании, которые не умеют считать и планировать, не ведут финансовый учёт и не держат «руку на пульсе» своего бизнеса. По мнению эксперта, сложнее в этом аспекте будет малым предприятиям, ведь до внесения изменений в НК РФ малый бизнес находился в льготных условиях в связи с более простым учётом. Поэтому многие «малые» предприниматели основное внимание уделяли производственным вопросам, слабо контролируя бухгалтерский и налоговый учёт в своём бизнесе. Теперь эти приоритеты им придётся пересматривать.
Насколько велик риск того, что после внесения изменений в НК РФ часть налогоплательщиков уйдут в тень, а потому сборы мытарей сократятся? Отвечая на этот вопрос, Мария Иржембицкая отметила, что система налоговиков за контролем доходов физических лиц сейчас отлажена очень хорошо. В результате инспекторы ФНС прекрасно видят как доходы, так и расходы граждан страны.
Те слои населения, которые попадают под прогрессивную шкалу налогообложения, в тень вряд ли уйдут. Это топ-менеджеры либо предприниматели с большими оборотами по счетам, и они скорее будут искать способы больше зарабатывать, чем прятать свои доходы для минимизации налогообложения. Ведь за время, потраченное на такую «оптимизацию», они смогут гораздо больше заработать, нежели сберечь.
Что касается дробления бизнеса, то ФНС будет внимательно работать над выявлением таких случаев с последующим доначислением налогов, штрафов и пеней. Госпожа Иржембицкая напомнила про несколько довольно громких дел крупных блогеров, связанных именно с дроблением бизнеса и неуплатой налогов. Она назвала это последним предупреждением нарушителям от ФНС и отметила, что сейчас многие компании «обеляются» – особенно с учётом того, что с июля 2024 года действует налоговая амнистия. И все, кто услышал «последний звоночек» от налоговиков, перестраивают свой бизнес, чтобы вести его правильно.
В Государственной Думе заявляли, что налоговая реформа соответствует пяти «С»: она справедливая (как для граждан, так и для бизнеса), стабильная, стимулирующая, сбалансированная и социальная. Ведущий спросил Марию Геннадьевну – насколько она согласна с таким описанием реформы? Госпожа Иржембицкая согласилась с четырьмя «С», но возражала против стабильности. Налоговое законодательство в России слишком часто меняется в последние годы, а фактор неопределённости плохо сказывается на бизнесе. Например, если говорить о финансовом планировании, то подобные планы предприятия составляют на срок от трёх до пяти лет. Вспомните, что было 3-5 лет назад, каким было законодательство в то время, и насколько сильно всё изменилось к сегодняшнему дню…