Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Опубликовано: 02 августа 2019 в 10:38
0    1868

: Их мораторий на Ваше мнение! Догматизм чиновников ведёт к срыву Национальных проектов

Аркадий Апумчик
Только недавно российские власти пытались успокоить строительную отрасль идеей о моратории на изменении в законодательство, дескать, вот сейчас примем последние законы, чтобы сделать вашу жизнь ещё лучше – и тогда уж точно всё. Однако, мораторий получился избирательный. Что бы ни предлагали сами строители, проектировщики, изыскатели и саморегуляторы, в ответ раздаётся твёрдое «нет». При том, что новые идеи со стороны самих строительных чиновников появляются и реализуются с удивительной регулярностью. Насколько они полезны и к чему ведут?

Судьба пропавших компфондов

Первый крупный блок законотворческих вопросов относится к ситуации с компенсационными фондами российских СРО, пропавших в ходе банковской санации 2014-2018 годов. Важно отметить, что сами строители и саморегуляторы никакой проблемы в нынешней ситуации не видят. Откровенно коммерческие СРО, которые принимали взносы в рассрочку и занимались банальной продажей допусков, с началом реформы свою работу прекратили. Их клиенты либо ушли из системы строительного саморегулирования, либо уже стали членами региональных СРО и продолжают свою работу. Остальные саморегулируемые организации в случае недостатка средств компфонда дополнили их с учётом действующих членов и, опять-таки, успешно работают.

Не устраивает ситуация только надзорные органы, которые с маниакальной настойчивостью требуют предъявить компфонд с учётом «мёртвых душ», то есть, уже исключённых членов. Очевидно, что своими силами в двухмесячный срок найти растраченные банками активы ни одна СРО не сможет. Понимают это и представители Ростехнадзора. Понимают, но продолжают гнуть свою линию, невзирая ни на многочисленные решения российских судов, вплоть до Верховного Суда РФ, ни на интересы отрасли, ни на здравый смысл. По факту получается, что РТН требует закрытия действующих СРО, с тем, чтобы на их месте были зарегистрированы новые. Если учесть процессы исключения и регистрации находятся в ведении того же Ростехнадзора, вопрос о коррупционных рисках такого решения становится вполне очевидным.

Для строительного комплекса это означает переход в новую СРО, изыскивание средств для повторного наполнения компенсационных фондов и длительную процедуру возврата своих взносов, которая не обязательно может окончится успехом. Под угрозой находятся 206 СРО, которые объединяют 65 тысяч строительных и проектировочных организаций. При средней сумме двух компенсационных фондов в 300 тысяч рублей, получаем финансовые потоки в размере 19,5 миллиарда целковых. Плюс к этому никто не учитывает потери отрасли от временной приостановки членства в СРО, а значит, вставших строек, потери времени, регистрации и оформления новых саморегулируемых организаций.

Тревогу уже давно бьёт парламентская партия «Справедливая Россия». Её председатель Сергей Миронов обратился к заместителю председателя Правительства РФ Дмитрию Козаку с просьбой установить мораторий на внесудебное исключение из реестра саморегулируемых организаций, у которых средства компенсационных фондов заморожены в банках с отозванными лицензиями. Ранее эту же проблему озвучивал заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам, депутат фракции «Справедливая Россия» Александр Ремезков.

По мнению «эсеров», если не устранить существующие пробелы в законодательстве и допустить дальнейшее массовое исключение СРО из Госреестра, тысячи строителей и проектировщиков могут потерять работу. Солидарны с этой точкой зрения и депутаты региональных парламентов. Законопроект поддержали депутаты Смоленской областной Думы, Народного Собрания Карачаево-Черкессии и парламента Кабардино-Балкарской Республики.

Однако чиновники и правящая партия, похоже, не видят в происходящем ничего страшного. Федеральный закона № 374843-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс… в области негосударственной экспертизы проектной документации, негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий», внесённого Правительством в Государственную Думу и принятого в первом чтении 10 апреля 2018 года вначале лишился нормы об амнистии компфондов, а затем и вовсе застрял в думских коридорах на неопределённый срок.

Новый законопроект № 663958-7, предлагающий амнистию компфондов для СРО, потерявших часть средств в банках с отозванной лицензией, также получил отрицательный отзыв Минстроя и комитета Государственной Думы по финансовому рынку. Документ был предложен справедливороссами и поддержан депутатами Смоленской областной думы, народного собрания Карачаево-Черкессии и парламента Кабардино-Балкарской Республики. Однако официальным властям он тоже пришёлся не по душе. Причиной отказов называют повторение норм торпедированного № 374843-7. Получается, что тема настолько неприятна российским чиновникам от стройотрасли, что они не готовы слышать никакие аргументы и рассматривать никакие предложения?

Реестр мёртвых душ

Вторая важная проблема, которая в полный рост встала перед строителями, проектировщиками и изыскателями по итогам состоявшейся реформы строительного саморегулирования, – это Национальный реестр специалистов. А точнее, явно завышенные требования к нему, устанавливающие минимальный стаж для главных инженеров, ГИПов и ГАПов в 10 лет. Да ещё при этом требование, чтобы в компании было два таких специалиста, вне зависимости от реального объёма работы.

И сколько бы ни доказывали эксперты чиновникам, что чисто физически не найти в Российской федерации необходимого количества инженеров, удовлетворяющих этим, взятым, с потолка требованиям, результат оказался нулевым. Действительно, в реестре НОСТРОЙ числится 130 тысяч действующих членов СРО, в реестре НОПРИЗ – ещё 54,8 тысячи членов. Для того, чтобы укомплектовать все эти строительные компании нужно почти 370 тысяч инженеров-строителей с профильным образованием и десятилетним стажем. С учётом экономически активного населения России в 76 миллионов человек, получаем, что каждый пятый работник из 1.000 должен стать членом НРС.

Разумеется, это нонсенс. Цифра в 10 лет стажа была взята наобум, без какого-либо анализа реального наличия специалистов, без учёта реальных потребностей отрасли. Непонятно, на что рассчитывали авторы реформы – что руководители строительных компаний, столкнувшись с невыполнимыми требованиями, вытрут скупую мужскую слезу и закроют свой бизнес? Разумеется, такого не произошло. Кто-то взял по договору убелённых сединами старцев, уже давно с трудом преодолевающих путь от дивана до унитаза, однако, удовлетворяющих всем требованиям НРС, кто-то прибег к услугам Доктора Фотошопа, кто-то, не мудрствуя лукаво, обратился к услугам посредников – торговцев специалистами, которые расплодились на просторах интернета, как мухоморы после дождя. Получилось, что непродуманными требованиями чиновники делают из строителей нарушителей закона. При этом нелегальная торговля специалистами приносит кому-то огромные барыши, а вносить корректировки в непродуманные нормы тоже никто не торопится.

Между тем, как строители и саморегуляторы неоднократно обращали внимание на проблему. Есть и конкретные предложения по её решению. Ещё в ноябре прошлого года в Госдуму был внесён законопроект, подготовленный Государственным собранием Республики Мордовия. Авторы предлагали снизить с 10-ти до 5-ти лет минимальный стаж работы по профессии в области строительства для специалистов с высшим образованием, позволяющий включать их в Национальные реестры. А также предоставить возможность включать в эти реестры специалистов со средним профессиональным образованием и общим стажем работы по профессии не менее 10-ти лет. Документ был поддержан региональными парламентами Забайкальского края, Сахалинской области, а также Комиссией по делам Федерации, региональной политике и местному самоуправлению Совета законодателей РФ. Однако на уровне Кабмина проект закона был отклонён, и нездоровая ситуация с некомплектом специалистов НРС осталась как есть.

Более того, на днях Минстрой России ввёл дополнительные административные барьеры для ГИПов и ГАПов. Опубликован проект ведомственного приказа Минстроя России от 23 июля 2019 года. Он носит название «О специалистах по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженерах проекта), осуществляющих подтверждение изменений, вносимых в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации». Согласно требованиям этого документа, для подтверждения изменений, вносимых в проектную документацию, в отношении которой выдано положительное заключение экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, проектировщик должен быть не только членом НРС, но ещё и иметь квалификационный аттестат Минстроя. Это означает дальнейшее удорожание проектной документации и увеличение сроков разработки.

Удар по застройщикам

Система долевого строительства хотя и вызывала в последние годы много нареканий, в большинстве случаев успешно работала. На каждый эпизод с обманутыми дольщиками приходились сотни и тысячи успешно достроенных домов, про которые никто и нигде не вспоминал. Получилась интересная ситуация, сродни попыткам судить о пользе самолётов по сводке авиакатастроф, и как итог, радикальное решение – перестаём летать и ходим пешком.

Фактическая отмена системы долевого строительства и переход на эскроу-счета оказался хорошим подарком для банковской системы, но неприятным сюрпризом для строителей и конечных потребителей. Первым очевидным результатом этого шага станет возрастание стоимости строительства. Проектное финансирование, по экспертным оценкам, от 6% до 15%, а в субъектах иногда и до 20% увеличивает стоимость строительства. Это приводит к тому, что жильё становится дороже, покупательская способность гражданина не справляется с удорожанием, спрос на жильё падает. Соответственно, если жильё не покупают, строителям не возвращаются вложенные деньги.

Выходом, по мнению представителей сообщества, могло бы стать развитие индивидуального домостроения. В частности, об этом говорил Анвар Шамузафаров, президент и гендиректор нескольких СРО, в том числе и очень известной в Татарстане Ассоциации «Объединение строительных организаций Татарстана». Выступая на межведомственном совещании в Казани 21 июня, Анвар Шамухамедович отметил, что индивидуальное домостроение в России пока ещё находится в зачаточном состоянии.

В индивидуальных домах в России проживает 32% семей. Для сравнения, в Германии – 82%, в Канаде – 65%, в США – 72%. Более половины семей состоит из 3-х и более человек, при этом 65% жилого фонда это однокомнатные или двухкомнатные квартиры площадью 34-48 квадратных метров, что не в полной мере соответствует потребностям людей. Между тем, застройщики продолжают гнать вверх многоэтажки, выжимая по максимуму доход из доставшихся пятен застройки, а банки принципиально не хотят кредитовать малоэтажное строительство.

Чтобы поставить индивидуальное строительство на широкую ногу, нужны комплексные усилия государства, строительного комплекса, банковского и страхового сообщества. Нужны программы по развитию транспортной и коммунальной инфраструктуры, создание типовых проектов, совершенствование, а то и создание с нуля сети домостроительных комбинатов, формирование страховых и кредитных продуктов для такого рода объектов. К сожалению, и эти предложения, высказываемые на уровне строительного сообщества, пока не находят отклика у властей.

Итоги пока неутешительны

Отраслевые чиновники демонстрируют полную неготовность к диалогу со строителями, проектировщиками и изыскателями. Принимаются непродуманные, полусырые законы с серьёзными побочными эффектами. Не предпринимается работа по купированию этих отрицательных эффектов. Строители раз за разом сталкиваются с новыми административными барьерами, а их голос старательно игнорируется.

Между тем, какой-то альтернативной программы по подъёму строительного комплекса со стороны официальных «мозговых центров» также не предложено. Минстроевские эксперты демонстрируют удивительную косность мышления, ограничиваясь изобретением новых запретов и предписаний, а также попытками стимулировать стремительно падающий спрос за счёт различных социальных программ, вроде пресловутых маткапиталов. Однако на сегодняшнем, падающем рынке эти методы работать не будут. Население предельно закредитовано, доходы россиян, согласно Росстату, падают уже пятый год подряд, а количество малоимущих растёт.

Это значит, что и цели, поставленные в Национальных проектах в сфере жилищного строительства, достигнуты не будут. Необходим диалог с сообществом, необходимы новые механизмы и совместная работа. Пока же подобная глухота и подобный догматизм иногда начинает напоминать откровенный саботаж поставленных Президентом задач.


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Что Вы думаете о судьбе законопроекта по частичной оплате ЧВ Нацобъединениям за счёт доходов от размещения КФ?
Последние комментарии