Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Опубликовано: 04 июня 2019 в 10:29
8    2180

: Горящий вопрос для проектировщиков, строителей и их СРО

Аркадий Апумчик
Проблемы пожарной безопасности в строительстве чем-то похожи на вопросы здоровья для каждого отдельного человека – о них не задумываются, пока всё в порядке. Но вот полыхнул звездой-полынью торговый комплекс в Кемерово, прокатилась по стране волна пожаров по другим аналогичным объектам, и риски, о которых ещё недавно говорили только специалисты, стали очевидны для всех.

Почему происходят трагедии с массовой гибелью людей на пожарах? Почему не работают многочисленные противопожарные нормы и правила, которые вырабатывались десятилетиями и за соблюдением которых призвана следить огромная армия инспекторов по всей стране? А главное – как сделать так, чтобы такие чёрные новости больше не приходили в наши дома?

Завтра, 5 июня, в Москве пройдёт конференция «Пожарная безопасность уникальных и сложных объектов: Особенности проектирования противопожарной защиты, строительство, эксплуатация. Техническое регулирование». Организатором её выступает Национальное объединение изыскателей и проектировщиков вместе с Научно-исследовательский институт по обеспечению пожарной безопасности (НИИ ОПБ). Участниками станут руководители и ведущие специалисты проектных, строительных и экспертных компаний и СРО, участники рынка пожарной безопасности, представители профессиональных сообществ и профильных государственных структур, стратегические инвесторы и крупнейшие заказчики критической инфраструктуры. Обсудить предстоит многое.

И снова конкурируем с Америкой

Мировая статистика сообщает, что ежегодно в странах Европы, Азии, Америки и Австралии происходит более 3-х миллионов пожаров, в которых умирает от дыма, огня и других факторов более 20-ти тысяч человек. В большинстве случаев возгорания происходят именно в зданиях и сооружениях, составляя свыше 35% от общего количества.

Больше всего происходит в США. Однако именно в России, Украине и Беларуси отмечается наибольшее количество человеческих жертв. Кстати сказать, делим мы с нашими американскими партнёрами и не слишком престижные в данном случае первое-второе места по лесным пожарам. Общий ущерб от огня доходит по стране до 0,65% от валового национального продукта, что составляет миллиарды рублей.

МЧС называет такие причины, по которым наша страна выбивается в число лидеров по числу человеческих жертв на пожарах: невозможность обеспечения достаточного уровня контроля над пожарной безопасностью жилого фонда, массовое пребывание людей на объектах большой этажности, наличие ограниченных в передвижении больных людей, а также отсутствие контроля людей в ночное время. А ещё отмечается высокая пожарная нагрузка в домах большой этажности, сформированная бытовой техникой, мебелью и отделочными материалами.

Статистика пожаров в России сообщает, что в среднем за год случается около 150-ти тысяч пожаров. Согласно официальным отчётам на сайте МЧС, в огне гибнет более 9,5 тысячи людей. Большинство пожаров происходит в густонаселённых регионах, среди которых уверенно «лидирует» Москва и Московская область – около 8-ми тысяч возгораний ежегодно. Следующие строки закономерно занимает Санкт-Петербург и Ленинградская область.

Чтобы уж совсем не переходить на пессимистические нотки, отметим, что общая динамика, скорее, положительная. Если в 2012 году в отчётах МЧС фигурировала цифры 162,9 тысячи пожаров, то в 2017-ом уже 132,4 тысячи, причём цифры стабильно снижаются из года в год. И хотя отдельные крупные трагедии, наподобие тех, что произошли в «Хромой лошади» или «Зимней вишни» создают общественный резонанс, однако, в общем и целом ситуация постепенно улучшается.

Примеры из жизни

Тем не менее, вопросы пожарной безопасности в полный рост стоят по всей стране, от Калининграда до Владивостока. Вот только несколько фактов из новостной повестки.

В Челябинске 18 апреля вспыхнула пристройка к бизнес-центру «Аврора». Пожар распространился на площади 310-ти квадратных метров, из здания было эвакуировано 80 человек. Выяснилось, что двухэтажное строение фактически было самостроем и оказалось не введено в эксплуатацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Ранее сотрудники пожнадзора и прокуратуры Ленинского района во время проверки «Авроры» нашли 26 нарушений требований пожарной безопасности. Виновных привлекли к административной ответственности, однако выводы, судя по всему, сделаны не были. Теперь стоит вопрос о прекращении работы всего торгового комплекса.

В городе Бердске 19 мая из-за плотной застройки загорелся частный детский сад. На первом этаже здания помещалось бюро ритуальных услуг «Ангел», на втором образовательное учреждение. По версии дознавателей загорелась баня на соседнем участке, от которой огонь перекинулся на здание. Бердские пожарные утверждают, что не выдавали владельцам частного детского сада никаких разрешительных документов для открытия или функционирования дошкольного учреждения. В управлении образования Бердска эту информацию подтверждают. По словам представителей городской администрации, они знают о существовании частного детсада по этому адресу, но проверять его не имеют права, поскольку он не значится в официальном реестре дошкольных учреждений.

В пригороде Ставрополя – городе Михайловске – 27 мая произошёл пожар в здании недостроенной школы. Горел утеплитель. Огонь повредил фасад. Приехавшие на место пожарные быстро потушили пламя. Пострадавших нет. Пожар на сроки сдачи объекта не повлияет, написал в своем Инстаграме губернатор Ставрополья Владимир Владимиров. «Школа, как и планировалось, должна заработать с началом нового учебного года. Тем не менее, в причинах произошедшего тщательно разберёмся. Вопросы техники безопасности при строительстве будут взяты на особый контроль», – добавил глава региона.

В Воркуте 30 мая была запрещена эксплуатация здания торгового центра, который размещён в здании бывшего плавательного бассейна «Дельфин». Как сообщили в пресс-службе прокуратуры Коми, торговый центр был открыт без разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, с многочисленными нарушениями требований пожарной безопасности, что создаёт непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан. Городская прокуратура обратилась в Воркутинский городской суд с заявлением о запрете эксплуатации здания до устранения нарушений. Суд эту позицию поддержал.

Вопросы с ответами и без таковых

Проблемы, с которыми приходится сталкиваться строителям, эксплуатирующим организациям и надзорным службам, а также саморегулируемым организациям, хорошо известны.

Во-первых, это устаревшая и не отвечающая современным требованиям нормативно-техническая документация. Советские СНиПы и СанПины в основном писались в те годы, когда страна бодро застраивалась панельными бетонными пяти- и девятиэтажками, в которых количество горючих материалов было сведено к минимуму. С тех пор поменялось очень много. Появились огромное количество современных отделочных материалов, из которых далеко не все соответствуют требованиям пожарной безопасности. Гораздо плотнее стала застройка. Широким шагом идёт по стране деревянное домостроение, со своей спецификой. Нормативы, которые учитывают современное состояние отрасли необходимо постоянно актуализировать. Этим уже активно занимается Национальное объединение изыскателей и проектировщиков, но нуждается в поддержке со стороны как сообщества, так и государства.

Во-вторых, сложилась ситуация, когда проектировщики и подрядчики целиком и полностью отданы в руки застройщиков. И хорошо если руки эти будут чистыми. Согласно Градостроительному кодексу РФ, застройщик (заказчик) – это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства.

Согласно части 3.1 статьи 52 ГрК РФ, застройщик вправе самостоятельно осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Иными словами, застройщик вправе самостоятельно руководить на стройке, заказывать производство работ, нанимать подрядчиков, контролировать ход строительства и потом принимать результат, но всё это застройщик вправе делать только в одном случае – если он является компетентным, квалифицированным специалистом, что подтверждается и гарантируется членством в соответствующем профильной СРО.

На практике это далеко не всегда так. И реальным лицом, принимающим конечное решение, может быть кто угодно – от жены чиновника, раздающего заказы, до авантюриста, собравшего деньги дольщиков и уже успевшего вывести их в оффшор.

При этом «хотелки» того, кто даёт деньги для проектных организаций оказываются важнее, чем жёсткие требования нормативно-технической документации. Один из собеседников автора, инженер-проектировщик в небольшой региональной конторе рассказал вопиющий случай. При проектировании охранно-пожарной сигнализации для среднего размера ТРК в Подмосковье от заказчика поступило устное (!) пожелание – в случае срабатывания системы решётки на окнах должны быть автоматически заблокированы. На недоумённые вопросы ГИПа об эвакуации посетителей и персонала, был дан ответ, что главная цель – избежать мародёрства и расхищения товаров. На дальнейший вопрос о том, как быть с прохождением экспертизы, разработчикам и вовсе заявили, что это не их проблема. С экспертизой удастся найти общий язык. А если что-то не нравится, то и сам заказ уйдёт в другую проектную организацию.

Здесь мы плавно перешли к третьей проблеме. Про торговлю экспертными заключениями, которая расцвела сегодня пышным цветом благодаря деятельности негосударственной экспертизы, говорилось уже неоднократно. Чиновники не устают издавать законы, которые должны навести порядок в отрасли.

В частности, большие надежды возлагаются на Федеральный закон № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно ему, в частности, изменяется и предмет экспертизы проектной документации, установленный частью 5 статьи 49 Градкодекса. Так, согласно новой редакции данной нормы, предмет экспертизы дополняется оценкой соответствия проектной документации санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, а также заданию застройщика или технического заказчика на проектирование.

Не меньше надежд было связано и с законопроектом № 374843-7, который предусматривает введение для организаций негосударственной экспертизы обязательного членства в СРО и переход под эгиду НОПРИЗ. Предполагается, что, благодаря ему, негосэкспертам придётся рублём отвечать за некачественные заключения. Однако документ застрял на парламентском уровне, и лобби негосников пока оказывается сильнее всех благих начинаний.

Наконец, последняя в списке, но не последняя по значимости задача – установление баланса между ответственностью бизнеса и соблюдением его прав. После серии пожаров в торговых центрах по всей стране выяснилось, что многие из этих объектов работали либо без необходимых разрешений, либо имели кучу замечаний, которые не торопились устранять.
Специалисты Госпожнадзора объясняли, что о проблемах знали, но сделать ничего не могли. Бизнес было приказано «не кошмарить», что отдельные бизнесмены поняли, как разрешение на вседозволенность, и в свою очередь начали кошмарить население.

МЧС России, вроде бы, удаётся решать свои задачи так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. Подтверждают это и бизнес-омбудсмен Борис Титов в ежегодном докладе Президенту России Владимиру Путину «Реестр системных проблем российского бизнеса».

«В период с 2013 года МЧС реализуются меры по снижению излишнего административного давления, снижается число проверок, существенно выросла профилактика нарушений в сфере пожарной безопасности. По мере замещения проверок иными мероприятиями снижается число пожаров на складах, административно-хозяйственных зданиях, на производстве, – говорится в документе. – Число плановых и внеплановых проверок субъектов предпринимательской деятельности снизилось в общей сложности почти в четыре раза, при этом число возгораний – на 30 процентов».

Под «иными мероприятиями» подразумевается усиление надзора не за бизнесом, а в сфере образования и медицины, также активно внедряются современные системы автоматического контроля за возгораниями. Эти меры, считает бизнес-омбудсмен, привели к качественному изменению работы МЧС России. Так, гибель на пожарах сократилась более чем в два раза за 12 лет – с 18,2 тысячи в 2005 году до 7,8 тысячи в 2017-ом.

Однако, очевидно, что одними лишь средствами МЧС решить проблему не удастся. Налицо серьёзные системные вопросы в сфере градостроительной политики, негосэкспертизы, организации взаимодействия по линии заказчик – подрядчик и актуализация нормативно-технической документации. Разбираться с этими задачами предстоит всему проектному и строительному сообществу.

 


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии