Вот и дождались – глобализация инвестиционно-строительной деятельности с участием иностранного капитала на территории России потихоньку начинает набирать обороты. Зарубежные компании примеряются к нашему рынку, который достаточно сложен для их понимания (здесь присутствуют процедуры, которые иностранным компаниям трудно понять).
В силу ряда причин и обстоятельств разработка и обновление нормативных документов в строительстве (в части применения инновационных строительных технологий и материалов) сильно устарела.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года и в ряде поручений президента и правительства поставлена задача использовать потенциал государственных закупок для модернизации экономики страны – путем стимулирования разработки и производства инновационной продукции российскими компаниями.
В связи с этим президиумом правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям было принято решение реализовать пилотные проекты по отработке методики и практики введения требований по инновационности в закупочную деятельность федеральных и региональных органов власти и подведомственных им предприятий и организаций.
Минэконом России разработал Методические рекомендации по реализации пилотных проектов по введению требований по инновационности в закупочную деятельность федеральных и региональных органов власти и подведомственных им предприятий и организаций и формированию перечней рекомендуемой для закупок на среднесрочную перспективу инновационной продукции гражданского назначения.
В Минрегионе России был создан Экспертный совет по реализации пилотного проекта повышения инновационности государственных закупок в строительной отрасли. К глубокому сожалению, просуществовав совсем немного, этот Совет (при поддержке экс- заместителя министра, а затем экс-заместителя главы Госстроя Ильи Пономарева) приказал долго жить.
Целью реализации пилотных проектов являлось формирование на уровне федерального органа исполнительной власти постоянно действующих механизмов и процедур, обеспечивающих приобретение инновационной продукции по тем направлениям закупок, где это возможно и целесообразно.
На уровне органа исполнительной власти была продекларирована необходимость создание рабочей группы по реализации пилотного проекта повышения инновационности государственных закупок. В состав группы должны были войти представители различных структурных подразделений органов исполнительной власти. От федеральных органов власти – Минрегионразвития, Минобрнауки, Минэконом, Минпромторг, ФАС и, в некоторых случаях, Ростехнадзор.
Рабочая группа должна была осуществлять оперативное и методическое руководство реализацией пилотного проекта в органе исполнительной власти, отвечать за контакты с заинтересованными органами исполнительной власти при проведении пилотного проекта, анализировать ход реализации пилотного проекта, формировать итоговый отчет по результатам пилотного проекта.
Рабочая группа должна была обеспечивать создание Экспертного совета по реализации пилотного проекта повышения инновационностн государственных закупок, обеспечивать организацию его работы, рассмотрение материалов и их одобрение.
К сожалению, приходится говорить обо всех этих процедурах на основе сослагательного наклонения. Где все это? С уходом из Минрегиона Ильи Пономарева ситуация с Экспертным советом зашла в тупик.
В значительно меньшей степени эта ситуация отразилась на качестве проектирования, что подтверждается практикой возведения за этот же период многих объектов гражданского строительства, в том числе уникальных.
Национальное объединение проектировщиков под руководством его президента Михаила Посохина уверенно набирает обороты в части инноваций – практически на каждом Совете НОП этой теме оказывается большое внимание. Не случайно за последние полгода уже несколько десятков зарубежных компаний обратились в НОП с предложением провести ряд конференций по инновационному развитию с приобретением принимающей стороной статуса соорганизатора.
В результате НОП получает:
1. Возможность выступления с докладом в рамках основного/пленарного заседания и ключевых сессий конференций (перечень сессий согласовывается);
2. В качестве соорганизаторов конференции – председательствующую роль в рамках тех мероприятий, в отношении которых была достигнута договорённость с иностранными компаниями;
3. Продвижение конференции в печатных брошюрах, на веб-сайте конференции, в полиграфической продукции мероприятия, которая будет распространятся в месте проведения конференции;
4. подкасты или вебкасты, а также статьи на сайте порталов с целью продвижения инноваций;
5. Упоминание о конференции и отдельных мероприятиях конференции в социальных сетях (Twitter, LinkedIn, Facebook);
6. Размещение пресс-релизов о конференции в доступных информационных источниках – как до проведения мероприятия, так и после.
Почему зарубежные компании идут в НОП, а не в НОСТРОЙ? Догадайтесь с трех раз!
Вялый и неповоротливый механизм нынешнего Аппарата НОСТРОЙ занимается тем, чем он может заниматься – техническим регулированием и стандартизацией. Это не плохо, а даже очень здорово. Но и другим направлениям развития строительной отрасли необходимо уделять внимание!
Николай Четверик