- «удивления» – от того тяжкого, непосильного труда первопроходцев в лице избранного саморегулируемыми организациями Совета и президента НО по шестилетнему доказыванию (кому?), что система саморегулирования в строительной отрасли не только имеет право на существование, но и может стать действенным инструментом повышения безопасности и качества строительства. От того, что уже весной 2010 года на Съезде президент НО заявил: «Саморегулирование состоялось» (что состоялось!?). От той титанической, но как оказалось бесперспективной борьбы с недобросовестными саморегулируемыми организациями, которой посвящалось три из восьми перспективных направления деятельности НО в 2010 – 2013 годах и поглотивших немалые денежные средства. И даже карающий меч 359-ФЗ не принёс удовлетворения его авторам.
Можно и дальше предаваться «удивлению» шестилетним деяниям руководства НО, но надо же и по восхищаться достижениями.
- «восхищения» – здесь пришлось надолго задуматься, чем же восхищаться. Может быть, стандартами НО, не имеющими статуса и никем не признаваемыми. Или актуализированными и гармонизированными СНиПами и сводами правил, в которых просто поменяли местами статьи и пункты. А ещё перевод еврокодов. Да, есть ещё системы ЕСА, АИС ОАПС, секретный все шесть лет СДОС. И всё это объединяют два умения, особенно восхищающих:
2. Умение безнаказанно их освоить, умело обходя понятие «нецелевое расходование членских взносов, со ссылками на коллективные решения.
«Удивление» плюс «Восхищение» вызывают такую эмоцию как НЕДОУМЕНИЕ.
- недоумения – от того, что для выполнения 6-ти (сейчас 9-ти) функций созданы, по выражению экс-президента НО, «теневое министерство» с Аппаратом около 100 сотрудников, 23 комитета не менее чем из 30 членов, избранным Советом НО из тридцати членов. Итого около 800 человек, денно и нощно, занимающихся претворением бесцельных перспективных направлений деятельности, ведущих в никуда. От не соответствия, Устава требованиям законов РФ. От того, что Аппарат НО – руководящий орган НО, но не исполнительный орган решений Совета и президента. От многолетнего отсутствия положения о Совете, утверждённого Съездом. От неизменности положения о смете НО, которого нет на сайтах НО. От постоянного конфликта интересов, от аффилированности и коррумпированности до кризисов НО.
Каждый читающий и находящийся в саморегулировании может множить элементы, приводящие в удивление, восхищение и недоумение.
У меня тоже – ДЕЖАВЮ. Отсюда и желание вспомнить, о чём писал и что предлагал для развития саморегулирования и исключения появления такой эмоции, как недоумение.
Февраль 2010 года:
Конечно же, законодательство в сфере саморегулирования будет корректироваться, и оно должно корректироваться, но по результатам деятельности в какой-либо промежуток времени. Поэтому говорить об успешности или не успешности хода реформы отрасли будем в середине 2011 года, тогда и критерии оценки будут определены.
Ноябрь 2010 года, журнал «Вестник Российского Союза строителей»:
«Итог прошедшего года не очень впечатляет, так как на сегодняшний день к реальной деятельности для решения задач и достижения вышеперечисленных целей в рамках саморегулирования мы даже не приступали. Выдаём, меняем и уже 4-ый раз переписываем свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность строительства, в соответствии с очередными изменениями в законодательной и нормативной правовой базе. А законодательная и нормативная правовая база с декабря 2009 года по настоящее время меняется каждые 2 – 3 месяца, что требует соответствующей подготовки СРО к выдаче свидетельств, подготовки организаций – членов СРО и время на техническое оформление свидетельств».
Справка: с 2005 по 2010 годы в Градкодекс внесено 28 поправок. С 2011 по 2015 годы внесено 58 поправок и ещё 15 законопроектов рассматриваются Госдумой, то есть один законопроект – один месяц.
Декабрь 2010 года, журнал «Вестник строительного комплекса»:
«В последнее время Национальные объединения строителей и проектировщиков стали называть себя «теневыми» министерствами», и это свидетельствует о том, что они не вполне чётко понимают поставленные перед ними задачи. Федеральный закон 148-ФЗ регламентирует функции, возложенные на Нацобъединения, и, надо сказать, они не так просты, как может показаться. Что происходит в действительности? Формируются очередные надзорные органы, которые хотят контролировать работу наших саморегулируемых организаций по совершенно непонятным критериям».
Ноябрь 2011 года, газета «КтоСтроит.ру»:
«Если говорить об итогах развития саморегулирования за последние два года, нужно отметить, что как таковое саморегулирование в строительной отрасли ещё не состоялось. Сегодня можно констатировать лишь тот факт, что строительный рынок (строительные, проектные и изыскательские организации) поделён между саморегулируемыми организациями, и их формирование завершилось на организационном уровне. Таким образом, завершился этап создания СРО, и, условно говоря, с 1 января 2012 года мы должны приступить к этапу развития непосредственно саморегулирования в НП. На этом этапе, нам необходимо определиться, с Видением – по каким направлениям развития и к какой стратегической цели саморегулирование должно двигаться дальше, с Миссией – путь развития, цели и этапы на этом пути, и какие принципы саморегулирования мы исповедуем».
Март 2012 года, журнал «СНИП»:
«Если и создавать отраслевое министерство наподобие Госстроя, то тогда надо ликвидировать саморегулирование и вернуться к лицензированию. Это несовместимые вещи. Самоуправление здесь абсолютно ни при чём. Тогда нужно воссоздавать федеральный лицензионный центр. ФЛЦ будет выдавать лицензии, а Госстрой – командовать, издавать указы и приказы, писать СНиПы, ГОСТы и т. д. Это его функции».
Ноябрь 2013 года, сайт ЗаНоСтрой.РФ:
«Родившийся Минстрой – упрямый субъект с неконтролируемой подозрительностью и предельной формой агрессии, направленной на саморазрушение, раздираемый противоречиями и сомнениями надеется выполнить те несколько функций вывешенных на его сайте.
Субъект (Минстрой) либо имитирует, либо ничего не делает до получения толчка извне.
Если развитие института саморегулирования в сфере государственной политики и решение проблем саморегулирования будет осуществляться директивными методами, то это даже не государственное регулирование, а государственное управление, прямой путь к лицензированию».
В математике есть такое понятие как тождественный оператор, который, будучи примененный к некоторому объекту, в результате получает тот же самый объект, то есть по существу ничего с ним не делает. Понятию тождественного оператора как раз и соответствует деятельность как Национальных объединений, так и вновь возрождённого Минстроя.
Март 2013 года, журнал «Срочные вести»:
«С середины 2011 года встал вопрос о необходимости создания Концепции развития саморегулирования, определения стратегической цели развития, пути движения и этапы на этом пути, по достижению которых намечается дальнейшее развитие. Однако, созданные «частные министерства» в лице Национальных объединений раз и навсегда определили «направления» своей деятельности по освоению сметы, ничего общего не имеющими с проблемами саморегулируемых организаций и членами саморегулируемых организаций».
Апрель 2013 года, журнал «СТО»:
«На сегодняшний день говорить даже о ближайших перспективах довольно сложно. Мы все надеемся, что апрельский Съезд Национального объединения строителей станет в этом смысле переломным. Ведь уже с середины 2011 года представители СРО Санкт-Петербурга и Ленобласти начали говорить о том, что саморегулирование перешло в состояние стагнации, и не очень понятно – куда же двигаться дальше. Более того, были озвучены соответствующие предложения по созданию концепции развития, которую, к сожалению, по сей день так и не удалось претворить в жизнь».
Апрель 2013 года, газета «Строительный еженедельник»:
«От осеннего Съезда, по опыту прошедшего апрельского, ничего вразумительного не жду. Мы потеряли то, ради чего создавались СРО и НОСТРОЙ. И пока мы не увидим наших членов в наших делах, в целях и задачах, пока будем в Направлениях деятельности НОСТРОЙ искать статьи на что потратить, не найдём путь дальнейшего развития – Саморегулирование так и будет шарахаться из одной крайности в другую».
Сентябрь 2015 года, журнал «СТО»:
«Шесть лет под руководством чиновников Государства Российского, избранных чиновников Национальных объединений, чиновников Саморегулируемых организаций саморегулирование строительной отрасли совершает хаотичные, броуновские движения. Эти броуновские движения ни саморегулированию, ни саморегулируемым организациям и их членам ничего положительного, целеполагающего не дают. Ни один законодательный или подзаконный акт, в сфере саморегулирования, не предполагают хоть какого-то развития, то ли постоянного, то ли устойчивого, то ли этапного. Ни один законодательный, ни один подзаконный акт не дают определения «САМОРЕГУЛИРОВАНИЮ», не определяют ПРИНЦИПЫ и ЗАКОНЫ развития. В настоящий момент саморегулирование полностью соответствует приведённому в начале статьи эпиграфу: Не ведая, куда идёте, туда вы вряд ли попадёте».
2013, 2014, 2015 годы, сайт ЗаНоСтрой.РФ (для сокращения места и времени прочтения выдержки из нижеперечисленных статей не привожу, только – заголовки):
КАК МНОГО НАС В САМОРЕГУЛИРОВАНИИ И КАК МАЛО ИНИЦИАТИВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ!
КООРДИНАТОРЫ НОСТРОЯ ПРОСНУЛИСЬ!
В ПЕТЛЕ МЕБИУСА
НОСТРОЙ, НОП И НОИЗ: БЛИЗНЕЦЫ-БРАТЬЯ!
ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ ГРУППЕ
ШЕСТВИЕ СТАНДАРТОВ НОСТРОЯ
ЕЩЁ РАЗ ПРО СТАНДАРТЫ И НЕ ТОЛЬКО
VIII СЪЕЗД НОСТРОЙ КАК ПАРТИЙНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ АКТИВ
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ, ЧТО ПРЕДЛАГАЛОСЬ И О ЧЁМ ПРЕДУПРЕЖДАЛОСЬ
И так далее...
К счастью или к несчастью, у меня неполное ДЕЖАВЮ и выдавать желаемое за действительное не буду. Однако, то, что делалось и делается в саморегулировании, рассмотрим в ближайшее время.
ОТ РЕДАКЦИИ. Мы от всего сердца поздравляем Владимира Исмаиловича с Днём его рождения! Ведь именно сегодня, 25 января, ему исполняется 67 лет! Желаем имениннику крепкого здоровья, огромного счастья, долгих лет жизни и дальнейших успехов на благо важнейшей отрасли России и системы саморегулирования!