Прошедшая 11 сентября в Петербурге Всероссийская научно-практическая конференция «Саморегулирование в строительной отрасли: повседневная практика и законодательство» нашла все-таки причины (виновников) того, что саморегулирование в строительстве так и не состоялось. Вообще выступления на конференции не раз заставили меня вспомнить слова Эдуарда Асадова:
Во всех делах при максимуме сложностей
Подход к проблеме все-таки один
Желанье – это множество возможностей
А нежеланье – это множество причин.
Этих причин (виновников) несостоявшегося саморегулирования основные спикеры конференции назвали не так много.
Первая – это законодательство, которое не работает и которое надо переписать. Как только правильно его перепишем, так оно и заработает само по себе, и руководству саморегулирования снова ничего думать и делать не надо.
Вторая – это забытый потребитель всех уровней. Определив потребителя нашей продукции всех уровней (наверное, это и члены саморегулируемых организаций) и включив их в целевую аудиторию, саморегулирование заработает.
Третья – это «коммерциализованные», «неправильные» и «недобросовестные» СРО. Разгоним их, заберем их членов себе – и саморегулирование заработает.
Четвертая – нежелание законодательной и исполнительной власти государства общаться с руководством Национальных объединений.
Большая часть времени конференции ушла на разборки с законодательством. А повседневная практика осталась без внимания. Никто не поднял вопрос о повседневной работе саморегулируемых организаций, которые в рамках действующего законодательства что-то все-таки осуществляют, чем-то занимаются, решают какие-то вопросы и проблемы своих членов. В общем, конференция лишний раз выявила непонимание того, что же все-таки делать с этим самым «саморегулированием», куда двигаться и что развивать.
Повторюсь еще раз. С середины 2011 года о необходимости создания Концепции развития саморегулирования писалось немало статей и сделано не меньшее количество выступлений на различных форумах, одно из них было озвучено в марте 2012 года на V Съезде Национального объединения строителей.
«Направления деятельности Объединения», осуществляемые Национальными объединениями СРО – это хаотичное, почти что броуновское движение в никуда с одной лишь целью – освоение денежных средств членов Объединения.
«Видение без действия – это мечта.
действие без видения – это кошмар».
Поэтому прекращаем кошмарить наших членов и мечтать, а приступим к разработке и затем принятию:
1. Концепции развития саморегулирования до 2020 года
2. Репутационных характеристик и механизма рейтингования.
Суть Концепции развития саморегулирования заключается в разработке и внедрении в саморегулирование, саморегулируемые организации, строительные, проектные и изыскательские организации – Видения, Миссии, Ценностей и Принципов саморегулирования, определении стратегических целей и этапов их достижения.
Видение – это идеальная точка назначения саморегулирования, саморегулируемых организаций, организации, к которой мы должны стремиться. Это образ саморегулирования, саморегулируемых организаций, организации в намеченном будущем, в перспективе.
Примеры:
для саморегулирования
Видение: «Саморегулирование - инструмент создания гражданского общества, гарант безопасности и качества строительной продукции».
для саморегулируемых организаций
Видение: «Саморегулируемые организации - основа обеспечения жизнедеятельности, повышения качества и создания конкурентно способных организаций строительной отрасли».
для организаций - членов СРО
Видение: «Лучшая организация строительного комплекса Санкт-Петербурга».
«Качество строительной продукции – образ жизни и деятельности организации»
Миссия – описание пути движения к точке назначения – как саморегулирование, саморегулируемые организации будут переходить от настоящего состояния в точку реализации Видения. Это основные механизмы и приемы действий.
Пример:
«Миссией организации является удовлетворение требований конкретного потребителя в безопасном и качественном строительстве и осуществлении основных функций производства».
Ценности – созданная и поддерживаемая система ценностей (система понятий: что такое хорошо, что такое плохо), мобилизующая и вовлекающая строительное сообщество в поддержании Миссии на пути к Видению.
Принципы – основания, которые определяют главные направления, всю систему функционирования – содержание, методы, организация отношений, складывающиеся между участниками саморегулирования.
Стратегические цели определяются Видением и Миссией. В иерархии стратегических целей постоянное развитие саморегулирования – цель верхнего уровня. Цель верхнего уровня можно разделить на две подцели:
1. Повышение качества.
2. Обеспечение безопасности.
В свою очередь две подцели разделяются на цели более низкого уровня, образуя две ветви целей в иерархии целей.
Повышение качества подразделяется на подцели – экономика, образование, права, обязанности и ответственность.
Обеспечение безопасности – на здоровье потребителя, работников организации и качество окружающей среды. Для целей нижнего уровня устанавливаются показатели и формируются критерии. Достижение критериев при выполнении их на каком-либо этапе, позволит перейти к следующему этапу, на котором будут сформулированы цели этапа и их критерии.
Содержанием Концепции может быть следующее:
1. Формирование понятия «САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ»;
2. Формулирование Видения;
3. Определение ценностей саморегулирования;
4. Определение принципов;
5. Формулирование Миссии;
6. Определение стратегических целей;
7. Определение функций;
8. Формулирование и определение показателей и критериев развития;
9. Определение целей этапов.
Концепция развития, ее суть и содержание разрабатываются отдельными Стандартами Национального объединения, саморегулируемых организаций и организаций – членов СРО.
Для осуществления рейтингования необходимо разработать:
1. Положение о проведении рейтинговой оценки.
2. Методику для проведения рейтинга.
Для определения рейтинговой оценки можно использовать модель взаимосвязанной оценки факторов, характеризующих различные аспекты деятельности СРО. В зависимости от уровня и этапов достижения целей СРО может быть отнесена к одному из видов:
А – высокий уровень достижения целей этапа.
В – приемлемый уровень достижения целей этапа.
С – низкий уровень достижения целей этапа.
Для определения рейтинговой оценки также можно использовать модель Премии правительства РФ. Модель позволяет определять возможности и достижения СРО при достижении определенного уровня на каком-либо этапе. Интегральная оценка отражается в количестве баллов (от 0 до 1000). Оценка может быть использована как для отслеживания результатов изменений в организации, а также для сравнения с другими организациями по степени совершенства.
Владимир Юсупджанов