Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Опубликовано: 16 апреля 2018 в 11:04
14    15001

: Какие возникают проблемы, когда член СРО меняет место своего нахождения

Dr_LAW
Давно остался позади переходный период миграции строительных компаний из региона в регион с переводом взносов в компенсационные фонды в целях вступления в СРО своего субъекта и реализации территориального принципа членства. Кому-то повезло, и он смог безболезненно и сам перейти, и денежки перевести, а кому-то – нет. Это уже для большинства СРО и их членов осталось в прошлом.

Но что же мы имеем по данной проблематике в настоящем? Какие права и обязанности у членов строительных СРО и самих СРО сейчас? И какие риски?

Всё больше и больше от строительных компаний поступает запросов, аналогичных приведённому ниже.

«Добрый день! Наша компания состоит членом строительной СРО, зарегистрированной в Москве. Наша организация после проверки со стороны налоговой инспекции была вынуждена сменить адрес регистрации по фактическому месту нахождения в Московской области. Теперь СРО, членом которой мы являемся, заявляет, что мы должны прекратить членство в её составе и не собирается возвращать или переводить наш взнос в компенсационный фонд в новую СРО в Московской области, в которую мы должны вступить. Правильно ли это, и что нам делать?».

Для большинства саморегуляторов ответы на данные вопросы, вроде бы, очевидны: переходный период уже завершён, при смене субъекта РФ строительная компания должна покинуть СРО прежнего региона и вступить в СРО нового, деньги в компенсационные фонды новой СРО заплатить придётся заново…

Но так ли всё просто? Давайте попробуем разобраться вместе!

Согласно пункту 1 части 3 и части 6 статьи 55.4 Градостроительного кодекса РФ при получении статуса и в целях его дальнейшего сохранения строительная СРО должна объединять в своём составе в качестве её членов не менее ста индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих строительство на основании договора строительного подряда, индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, являющихся застройщиками, самостоятельно осуществляющими строительство, зарегистрированных в установленном законом порядке на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, и индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих строительство.

Если внимательно несколько раз прочитать указанную норму с элементарным применением логико-языкового способа познания её смысла, то можно сделать такой вывод: строительная СРО должна объединять не менее ста членов из того же субъекта РФ, что и сама СРО, а остальные члены могут быть и не из субъекта РФ, что и указанная СРО. То есть норма не содержит в себе прямого запрета по нахождению в составе строительной СРО членов из иных субъектов РФ.

Многие могут на это возразить, указав, что, согласно части 3 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ, членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация.

Полностью согласен, есть такая норма. Вместе с тем, предлагаю посмотреть на название самой статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ. Название статьи звучит, как: «Статья 55.6. Приём в члены саморегулируемой организации». Таким образом, очевидно, что указанное требование законно только применительно для приёма в состав членов строительной СРО новых лиц. Если же в процессе деятельности строительная компания, будучи членом СРО, сменила место нахождения на иной субъект РФ, то она вправе настаивать на своём продолжении членства в прежней СРО.

В пользу данного утверждения говорит и тот факт, что обязанность перехода в СРО своего региона была ограничена сроком до 1 июля 2017 года (см. части 5 – 7 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ).

И самое главное – это то, что в Градостроительном кодексе РФ не содержится ни обязанности строительной СРО исключить члена, сменившего место своего нахождения на иной субъект РФ, ни обязанности такого члена выйти из состава СРО.

Также давайте не будем забывать, что, добровольно выходя из состава членов СРО при смене субъекта РФ, организация не может вступить в иную СРО в течение одного года с момента выхода (часть 6 статьи 55.7 Градостроительного кодекса РФ). Вообще, следует отметить, что данная норма является неконституционной в части ограничений на свободу экономической деятельности, конкуренции и единства экономического пространства Российской Федерации, но это уже тема для отдельного разговора, тем более, что желающих доказать это в Конституционном Суде Российской Федерации пока не нашлось.

В завершении хотелось бы сказать и о рисках, связанных с появлением в составе строительной СРО членов, изменивших место своего нахождения на иной субъект РФ.

Согласно пункту 1 части 5 статьи 55.2 Градостроительного кодекса РФ основанием для исключения сведений о СРО из Государственного реестра наряду с предусмотренным частью 1 статьи 21 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» основанием является: 1) неисполнение такой саморегулируемой организацией требования либо требований статьи 55.4, и (или) статьи 55.16, и (или) статьи 55.16-1 настоящего Кодекса, а также несоблюдение саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, требований, предусмотренных частью 3 статьи 55.6 настоящего Кодекса.

Вместе с тем, как мы уже выяснили, часть 3 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ связана только с приёмом новых членов в СРО, а в статье 55.4 Кодекса лишь указано, что не менее 100 членов в строительной СРО должны быть из того же субъекта. То есть только это нарушение – снижение «местных» членов ниже ста – может повлечь исключение СРО из Государственного реестра и лишение статуса.

Есть и ещё одна норма. Согласно пункту 2 части 3 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ с 1 октября 2017 года орган надзора за саморегулируемыми организациями принимает решение об исключении некоммерческой организации, имеющей СРО организации, из Государственного реестра в случае, если членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, не зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая СРО.

И опять-таки, указанную норму не следует вырывать из контекста всей статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ, посвящённой только переходному периоду, связанному с изменениями в Градостроительном кодексе Российской Федерации.

Пункт 2 части 3 статьи 3.3 № 191-ФЗ, как основание для прекращения статуса строительной СРО, на наш взгляд, применим только в случае, если в СРО в переходный период по состоянию на 1 июля 2017 года не были реализованы в полном объёме требования частей 5 – 7 статьи 3.3 № 191-ФЗ. Если же в строительной СРО по какой-либо причине уже после 1 июля 2017 года член такой СРО меняет место своего нахождения на иной субъект РФ, то такая СРО не может быть исключена из Государственного реестра СРО на основании пункта 2 части 3 статьи 3.3 № 191-ФЗ.

С уважением,
Доктор Лоу.

ОТ РЕДАКЦИИ. Вот таково особое мнение широко известного в кругах саморегулируемых организаций Доктора Лоу. Мы же в свою очередь хотели бы отметить, что позиция нашего постоянного эксперта, как бы иногда странно она ни звучала, очень часто через какое-то время находила своё подтверждение в судебных разбирательствах. А посему рекомендуем всем запомнить этот очередной анализ норм градостроительного законодательства от Доктора Лоу.

Ваш ЗаНоСтрой.РФ


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии