Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Опубликовано: 04 августа 2014 в 12:14
0    42359

: Величина средств компфондов, их движение и размещение должны быть публичной информацией

Валерий Мозолевский

В последнее время в средствах массовой информации и в Национальных объединениях строительной отрасли часто обсуждают вопросы сохранности средств их компенсационных фондов. Однако смущает однобокость обсуждения.

До настоящего времени не было ни одной публикации или обсуждения вопросов, касающихся информационной открытости порядка накопления средств компенсационных фондов по времени, с начала организации самими СРО, движения их и размещения этих средств саморегулируемыми организациями в конкретных коммерческих банках.

Потребители, члены СРО и надзирающие органы не видят движение средств компенсационных фондов, на какую сумму они приросли при размещении их на депозитах банков. Величина средств компенсационных фондов, их движение и размещение во времени должны быть публичной информацией без каких-либо изъятий.

Сами средства компенсационных фондов предназначены, и могут расходоваться, только в случаях, предусмотренных Федеральным законом, в основном, для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности в целях возмещения вреда и судебных издержек. Эта информация существенна для заказчиков, потребителей работ, выполняемых членами конкретной саморегулируемой организации, членов саморегулируемой организации и надзирающих органов.

Почему-то, в течение уже порядка пяти лет, мало кто обеспокоен реальным положением дел с накоплением, движением и сохранностью средств компенсационных фондов в самих саморегулируемых организациях.

Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 113-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций» (с изменениями и дополнениями), почему-то, практически не затронут вопрос информационной открытости накопления и размещения средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций (их публичности), а также, вопрос ответственности за незаконное использование средств этих фондов, за неправильное их начисление и незаконное размещение.

А при этом интернет пестрит рекламой о возможности получить Свидетельство о допусках в срок от одного часа до трёх суток без предоплаты или с рассрочкой внесения средств в компенсационный фонд. Есть реклама и простой продажи, так называемых, Свидетельств о допусках.

Учитывая информационную закрытость накопления и размещения средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций, интересует, почему до настоящего времени, абсолютно никем серьёзно не обсуждаются и не принимаются решения по:

  • вопросам информационной открытости накопления и размещения средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций;

  • вопросам неприкосновенности средств компенсационных фондов и накопленных процентов от их размещения для руководителей саморегулируемых организаций;

  • соответствию величины компенсационного фонда на депозитных и других специальных счётах саморегулируемых организаций количеству и статусу действующих и выбывших членов этих саморегулируемых организаций и полученных доходах от размещения компенсационных фондов на их сохранение;

  • разработке и принятию инструкции по проверке соответствия величины средств компенсационных фондов на депозитных счетах СРО представителями надзирающего органа при плановых и внеплановых проверках;

  • административной и уголовной ответственности руководителей СРО за незаконное использование средств компенсационных фондов (включая доход от их размещения) и за недостоверную информацию на сайте саморегулируемой организации о его величине (сокрытии информации о фактически накопленных средств компенсационных фондов);

  • вопросам, что и как размещается на счетах саморегулируемой организации и на что начисляется доход, в случае приёма их членов и выдачи Свидетельств о допусках с условием рассрочки платежей в компенсационный фонд;

  • ответственности руководителей саморегулируемой организации за исключение сведений из реестра членов СРО, исключённых по разным причинам из данной саморегулируемой организации членов СРО и уменьшение, таким образом, законном установленной величины средств компенсационного фонда, которые должны быть на депозитных и специальных счетах СРО и на которые должны начисляться проценты от их размещения;

  • вопросу, кто конкретно в саморегулируемой организации должен отвечать за соответствие величины средств компенсационных фондов и за их сохранность;

  • срокам и порядку возмещения недостатка средств на депозитных счетах саморегулируемой организации при обнаружении недостатка этих средств в период проверки деятельности СРО;

  • ответственности руководства СРО и самой саморегулируемой организации при не приведении, в установленный в акте проверки срок, размера средств компенсационных фондов саморегулируемой организации к величине, рассчитанной с учётом всех начислений с момента получения статуса саморегулируемой организации до момента проведения проверки с учётом всех настоящих и выбывших, по разным причинам, членов СРО и дохода от размещения этих средств;

  • ответственности руководства СРО и самой саморегулируемой организации за размещение средств компенсационного фонда (полностью или частично) на заведомо не выгодных условиях, как за недобросовестное использование своих прав в нарушении законных интересов всех членов конкретной СРО.

Почему, до настоящего времени, исполнительные органы Национальных объединений строительной отрасли (Советы и их Аппараты) не выявили и не провели анализ причин практической потери компенсационных фондов некоторыми СРО? Где результаты этого анализа, выводы и рекомендации Советов Национальных объединений их членам для дальнейшего размещения этих средств?

Говорят, что у нас саморегулирование в строительной отрасли. Так почему же этот вопрос мы не пытаемся урегулировать сами?

Почему, до сих пор, отсутствуют, в открытом доступе на сайтах Национальных объединений строительной отрасли, реестры СРО (информация о СРО), у которых средства компенсационных фондов были размещены в банках, лишившихся лицензий? Какие СРО, в каких подобных банках, и на каких условиях, разместили указанные средства? Ведь это публичная информация, которую потребители и заказчики обязаны знать в первую очередь. Или эта информация стала уже давно, реально, коммерческой? Это один из реальных признаков давно устоявшейся коммерциализации деятельности коллегиальных исполнительных органов Национальных объединений и постоянного наличия конфликтов интересов в их исполнительных органах управления.

Ситуация в Национальных объединениях сложная.

Коммерческие, недобросовестные СРО, коммерческие компенсационные фонды, СРО без компенсационных фондов (как показали предыдущие рейтинговые исследования), СРО с компенсационными фондами, размещёнными в недобросовестных банках, у которых отозваны лицензии Центробанком России, коммерциализированный бюджет Национальных объединений, превышающий покрытие нужд этих Объединений, постоянная коммерческая деятельность и постоянные конфликты интересов в исполнительных органах Национальных объединений.

Что будет дальше?

Куда развивается ситуация, в этом случае, не только с компенсационными фондами?

Будет ли реальное становление и развитие саморегулирования в строительной отрасли Российской Федерации?

Ведь саморегулируемые организации теряют компенсационные фонды не потому, что банк лишился лицензии. Банки лишались лицензий (лопались) и до этого. И этот процесс исчезновения коммерческих банков и появления новых закономерен в рыночных условиях.

Необходимо громко сказать: некоторые саморегулируемые организации строительной отрасли потеряли компенсационные фонды, только потому, что они разместили их в ненадёжных банках «на свой страх и риск». Причина в этом?

В России всегда был и есть большой выбор коммерческих банков для размещения средств на депозитных счетах. Однако, есть банки разной надёжности и устойчивости. И, конечно, есть или могут появиться личные, или групповые, интересы во время решения вопросов размещения этих средств.

Во-первых, что заставляло руководителей этих СРО размещать средства компенсационного фонда целиком в одном банке.

Во-вторых, почему свои средства СРО разместили именно в этих банках?
При подробном рассмотрении вопроса практической потери компенсационных фондов в подобных СРО, должны возникнуть конкретные вопросы:

  • есть положения данных СРО о размещении средств компенсационного фонда?

  • были ли решения общих Собраний членов этих саморегулируемых организаций о порядке размещения средств компенсационных фондов?

  • что написано у них об этом в Уставе?

  • есть ли решения Правления саморегулируемой организации по вопросу размещения средств компенсационного фонда одним траншем именно в этом банке?

  • размещаются ли каждые транши средства компенсационных фондов в соответствии установок Общего собрания членов СРО и по решению Правлений этих СРО?

Исполнительные органы Национальных объединений строительной отрасли проанализировали ли все эти вопросы? Или исполнительным органам (Советам и их Аппаратам) кто-то или что-то мешает это сделать?

Уверен, что о результатах такого анализа необходимо сообщить строительному сообществу, если мы считаем, что у нас строится саморегулируемое сообщество и мы являемся приверженцами информационной открытости саморегулирования.
Поэтому, если даже согласиться с предложением по внесению изменений в федеральные законы известного подкомитета НОСТРОЙ, почему нет второй части изменения законодательства. Необходимо дополнение этого предложения относительно открытости и доступности информации по формированию, движению и размещению компенсационных фондов, о чём было сказано выше, а именно:

1. На главной странице сайта СРО должна быть информация о количестве действующих членов СРО на каждый сегодняшний день и величина компенсационного фонда на этот же день.

2. В каждой саморегулируемой организации должно быть Положение о способе и порядке размещения компенсационного фонда, утверждённое Общим собранием членов саморегулируемой организации, проведённом в очной форме.

3. Размещать компенсационный фонд необходимо не менее чем в трёх банках.
4. Размещаются транши компенсационного фонда только по решению Правления саморегулируемой организации.

5. Саморегулируемые организации могут размещать транши компенсационного фонда только в коммерческих банках, имеющихся в реестре Минфина РФ (подобно 44-ФЗ, относительно банковским гарантиям), желательно в банках с государственном участии.

6. Ответственность за выбор коммерческого банка для размещения средств компенсационного фонда всегда ложится на членов Правления СРО, по решению которого исполнительный орган СРО размещает эти средства.

7. При обнаружении недостачи 20 процентов и более объёма средств компенсационного фонда, рассчитанного с момента регистрации СРО и с учётом всех действующих и выбывших по разным причинам членов СРО и дохода от размещения на депозитных и иных, специально для этого открытых счетах в коммерческих банках, данная саморегулируемая организация должна быть ликвидирована уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющей надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в строительной сфере в административном порядке.

  • Против руководителей исполнительного и коллегиального органов управления этих саморегулируемых организаций дела передаются в правоохранительные органы на предмет возмещения ими недостачи и привлечения их к уголовной ответственности где, наряду с вопросами возмещения недостачи, возможного лишения свободы, обязательное лишение права занимать должности в исполнительном органе или быть избранным в коллегиальный орган управления СРО любой сферы деятельности сроком 10 лет.

8. Тоже, при обнаружении недостачи менее 20 процентов средств компенсационного фонда, рассчитанного с момента регистрации СРО и с учётом всех действующих и выбывших по разным причинам членов СРО и дохода от размещения на депозитных и иных, специально для этого открытых счетах в коммерческих банках, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в строительной сфере вводится в этой саморегулируемой организации внешнее управление.

  • Для этой саморегулируемой организации устанавливается срок возмещения недостачи компенсационного фонда.

  • В случае непогашения недостачи компенсационного фонда членами СРО в установленный в предписании срок, эта саморегулируемая организация ликвидируется в административном порядке.

  • Члены этой саморегулируемой организации могут вступить в СРО, зарегистрированное в субъекте Федерации, в котором зарегистрирован и данный член ликвидируемой СРО.

  • В этом случае назначенный руководитель этой СРО перечисляет взнос в компенсационный фонд другой СРО, в которую вступает член ликвидируемой организации в размере, пропорционально остатку средств на счетах компенсационного фонда ликвидируемой СРО.

  • Остаток средств в компенсационный фонд новой СРО вносит вступающий в неё член ликвидируемой СРО.

  • Руководители исполнительного и коллегиального органов управления отстраняются от руководства этой СРО, без права исполнять эти должности и работать в этих органах СРО сроком не менее 10-ти лет и возбуждается уголовное делопроизводство на предмет возмещения недостачи компенсационного фонда.

9. На сайтах Национальных объединений строительной отрасли должна быть информация на каждый момент изменения в размещении траншей компенсационного фонда, нарастающим итогом, с момента получения статуса СРО, о величине компенсационного фонда, с учётом дохода от его размещения, каждого члена Национального объединения, о размещении каждого транша КФ в конкретных банках, проценты, под которые размещаются транши КФ и номера расчётных счетов в банках, на которые размещён каждый транш компенсационного фонда СРО.

Пример на  сайте НП СРО «Сахалинстрой».

10. На сайте саморегулируемой организации должна быть таблица расчёта подтверждения величины компенсационного фонда, подобной, как пример, размещённой на сайте НП СРО «Сахалинстрой».
Только при принятии этих требований и условий в Градостроительном кодексе РФ и в других НПА можно рассматривать первую часть предложений о внесении изменений в Федеральные законы о придании средствам компенсационного фонда особого статуса, которую предложили  предложили специалисты НОСТРОЙ.

Иначе, считаю, что никто не может рассматривать предложенный ими законопроект. Это понятно даже не специалисту. Без обеспечения гласности, доступности и информационной открытости накопления, размещения и движения средств компенсационных фондов – предложение подкомитета НОСТРОЙ, считаю вредным и не соответствующим принципам саморегулирования в строительной сфере.

Если принять то, что предложили авторы «чудного законопроекта», без обеспечения полной информационной открытости накопления, движения и размещения компенсационных фондов в определённых государством банках, это значит выпустить «ДЖИНА из бутылки».

Авторы и иже с ними, как мне кажется, надеются и дальше «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ» с компенсационными фондами, и хотят, чтобы за все «ИХ НЕВИННЫЕ ШАЛОСТИ» отвечало государство. Это, по моему убеждению, проявление «ВЫСШЕГО ПИЛОТАЖА» коммерциализации деятельности саморегулируемых организаций.

Предупреждение!

Этот материал является копией устаревшего. У него также могут быть комментарии в Архиве, чтобы их посмотреть перейдите по этой ссылке


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Что Вы думаете о судьбе законопроекта по частичной оплате ЧВ Нацобъединениям за счёт доходов от размещения КФ?
Последние комментарии