Министерство строительство и ЖКХ РФ обратилось к Национальному объединению изыскателей и проектировщиков с поручением рассмотреть поступающие материалы от ФАУ «Главгосэкспертиза России». Речь идёт про обращения со стороны главного экспертного ведомства, в которых направлены сведения о проектных организациях, подготовивших проектную документацию с нарушением существенных требований, и оказывающих значительное негативное влияние на сроки проведения государственной экспертизы.
Таким образом, по мнению Минстроя России, Нацобъединение должно по своей линии навести порядок среди проектно-изыскательского сообщества. И принять меры в отношении тех компаний, которые допускают в работе существенные нарушений требований технических регламентов, национальных стандартов и сводов правил. Подробности читайте в материале нашего добровольного столичного эксперта.
***
Известно, что в 2023 году в адрес НОПРИЗ поступило 9 таких обращений от ФАУ «Главгосэкспертиза России». В этом году на заседании Совета Нацобъединения были рассмотрены материалы в отношении 8-ми специалистов, из числа которых в отношении 3-х физлиц приняты решения об исключении сведений о них из НРС. Основание для такого рассмотрения стали обращения со стороны ФАУ «Главгосэкспертиза России».
По мнению представителей НОПРИЗ, органы экспертизы в 2023 году, в нарушение требований законодательства, не во всех случаях принимали документацию с проверкой сведений о специалистах в Национальном реестре специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.
Так, согласно пункту 13 Положения о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утверждённого постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 года № 145, для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, представляются, в том числе идентификационные сведения об исполнителях работ, которые, в соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ, являются специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов), специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов), сведения о которых включены в НРС (статьи 48, 55.5, 55.5-1 ГрК РФ).
Отсутствие в направляемых документах идентификационных сведений о специалистах говорит о фактах направления в органы экспертизы государственными заказчиками документации, разработанной организациями, определёнными на основе конкурсных процедур, которые подготовили и утвердили указанную документацию с нарушениями действующего законодательства.
Кроме того, были выявлены случаи, когда проектную документацию утверждал сотрудник субподрядной организации, а не генерального проектировщика. Также подтверждённая задержка сроков проведения государственной экспертизы была связана с некачественной работой заказчика, непредставлением или неполным представлением исходно-разрешительной документации.
Такие эпизоды свидетельствуют о низкой квалификации и компетенции заказчиков, формирующих государственный заказ, о возможной фальсификации документации и необходимости по таким случаям проводить проверочные мероприятия, в том числе путём обращения в правоохранительные органы.
Таким образом, в основной массе представленных и рассмотренных НОПРИЗ материалов главным нарушением является направление на экспертизу документации, оформленной ненадлежащим образом, либо утверждённой лицом, не имеющим на то полномочий, отсутствие должного контроля со стороны экспертных организаций в части представленных исходно-разрешительных документов, что в свою очередь, является нарушением действующего законодательства о государственных закупках и в случае возникновения претензий к проектной документации приведёт к невозможности получить компенсацию убытков и возмещение вреда заказчику или организации, которая в последствии будет эксплуатировать построенный объект.
Письмо Минстроя России от 04 июля 2024 года