– компенсационный фонд саморегулируемой организации (КФ СРО);
– компенсационный фонд возмещения вреда (КФ ВВ);
– компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО).
Эта статья появилась на свет на основании вопросов, полученных на сайте ЗаНоСтрой.РФ в личные сообщения, так что её формат будет простой, то есть вопрос – ответ.
Итак, начинаем.
ВОПРОС. Из каких компенсационных фондов могут быть осуществлены выплаты в настоящий момент?
ОТВЕТ. В настоящий момент, в соответствии со статьёй 60 Градостроительного кодекса РФ, выплаты будут осуществляться только из КФ СРО.
Выплат из КФ ВВ и (или) КФ ОДО не может быть до 1 июля 2017 года.
ВОПРОС. Если СРО, не дожидаясь 1 июля 2017 года, допустим, уже 1 января 2017 года, в соответствии с частью 9 статьи 3.3 № 191-ФЗ (статья 6 № 372-ФЗ), сформировала КФ ВВ и (или) КФ ОДО, то из какого компенсационного фонда будут осуществляться выплаты?
ОТВЕТ. В данном случае СРО не может осуществлять никакие выплаты, так как КФ СРО, из которого до 1 июля 2017 года ещё можно осуществлять выплаты, трансформировался в КФ ВВ и (или) КФ ОДО, но из них можно будет осуществлять выплаты только после 1 июля 2017 года.
ВОПРОС: Необходимо ли в случае осуществления выплат из средств КФ СРО, в соответствии со статьей 60 Градостроительного кодекса РФ, вносить взносы в КФ СРО в целях увеличения размера такого фонда в порядке и до размера, которые установлены Уставом СРО?
ОТВЕТ. Такой обязанности нет, так ранее действующая редакция части 5 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ, в которой эта обязанность была, утратила свою силу с 3 июля 2016 года.
ВОПРОС. Необходимо ли в случае снижения размеров КФ ВВ и (или) КФ ОДО вносить взносы в эти КФ в целях увеличения размеров таких фондов?
ОТВЕТ. Сейчас такой необходимости нет, так как до 1 июля 2017 года не могут быть произведены выплаты из КФ ВВ и (или) КФ ОДО, следовательно, их размеры не могут быть снижены.
Обратите внимание на часть 8 статьи 55.16 Градостроительного кодекса, где упоминается статья 60.1, которая появится не ранее 1 июля 2017 года.
ВОПРОС. Обязана ли СРО восстанавливать КФ СРО, если его половина «зависла» в «лопнувшем» банке?
ОТВЕТ. В данном случае СРО не обязана (не имеет права) требовать внесения взносов в КФ СРО, так как подобные случаи не урегулированы законодательством, в том числе Градостроительным кодеком РФ и № 315-ФЗ. До момента окончания процедуры банкротства (ликвидации) «лопнувшего» банка все «зависшие» средства в полном объёме являются частью КФ СРО.
ВОПРОС. СРО принимает нового члена. Какие взносы ему платить? Нужна ли ему страховка?
ОТВЕТ. Вступительные членские и регулярные членские взносы новый член вносит в прежних размерах и порядке. Взносы в КФ СРО новый член должен вносить в соответствии с требованиями, принятыми в Вашей СРО. Если требованиями Вашей СРО установлено страхование, то новый член должен их выполнять, иначе СРО не имеет права выдавать Свидетельство о допуске к определённому виду работ.
ВОПРОС. Простите, но и пункт 2 части 7 статьи 55.4 Градостроительного кодекса тоже не совсем понятен. Правильно ли я понимаю, что если, условно, было 100 членов СРО, они сократились до 60, но при этом взносы компфонда, соответствуют 100 членам и покрывают риски оставшихся 60, то СРО не лишается своего статуса и функционирует дальше?
ОТВЕТ. Если я правильно понял, то под компфондом в вопросе подразумевается КФ СРО или КФ ВВ, а сокращение членов СРО со 100 до 60, как фактическое сокращение членов СРО.
Дело в том, что пункт 2 части 7 статьи 55. 4 Градостроительного кодекса РФ рассматривает несколько иной случай.
ПРИМЕР. В СРО 100 членов. Заявления на формирование КФ ОДО подало 30 членов на 1-й уровень ответственности. КФ ВВ и КФ ОДО сформированы и оплачены полностью. 15-ть из 30-ти членов СРО отказались от участия в дальнейшем формировании КФ ОДО. Не было снижение размера КФ ОДО.
В этом случае статус СРО у некоммерческой организации сохраняется.
Если же хотя бы один из членов «ушёл» из СРО (добровольно/принудительно), тогда количество членов СРО стало 99, а это нарушение пункта 1 части 3 статьи 55.4 Градостроительного кодекса РФ.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО. Согласно части 4 статьи 21 № 315-ФЗ СРО, не соответствующая требованиям статьи 3 настоящего Федерального закона либо установленным другими федеральными законами требованиям к количеству членов СРО или размеру её компенсационного фонда, обязана представить заявление о таком несоответствии в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 или 2 статьи 20 настоящего Федерального закона.
Это заявление в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного СРО с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, представляется в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 или 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, с указанием даты возникновения основания для исключения сведений о некоммерческой организации из Государственного реестра саморегулируемых организаций.
Заявление о несоответствии СРО требованиям статьи 3 настоящего Федерального закона может быть представлено в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в частях 1 или 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, не более одного раза в год. В течение двух месяцев с момента получения этого заявления сведения о некоммерческой организации не могут быть исключены из Государственного реестра СРО по основанию, указанному в этом заявлении.
В случае, если по истечении указанного срока СРО не представит в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 или 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, доказательство приведения своего статуса или деятельности в соответствие с требованиями, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, сведения о некоммерческой организации подлежат исключению из Государственного реестра СРО.
Готов и дальше отвечать на интересные вопросы, направленные на личную почту через сайт ЗаНоСтрой.РФ либо оставшиеся без ответа в комментариях.