Сначала я никак не мог понять, почему люди, создающие видимость (имитацию) дела, добиваются больших успехов, чем люди, делающие настоящее дело.
Почему имитация дела жизнеспособнее самого дела. Не могу сказать, что я разобрался в этой проблеме до конца. Но кое-что теперь я понимать начал.
Проблема на первый взгляд представляется ошеломляюще парадоксальной.
Для дела часто нужно совсем мало людей (иногда – буквально два или три или от силы пять человек).
В имитацию дела оказываются втянутыми большие массы людей.
В десятки и даже сотни раз больше.
Сначала я думал, что есть какой-то закон, согласно которому для осуществления дела нужна какая-то людская оболочка, подобно тому, как кости и мускулы обрастают жиром.
Потом я убедился в том, что в большинстве случаев имитация дела возникает без самого дела, независимо от дела или уничтожает само дело, но при этом процветает ещё успешнее.
Дело часто можно сделать за несколько дней, месяцев.
Имитация дела может тянуться годами и десятилетиями.
Я искал некий общий механизм, объясняющий эти явления. И не нашёл. Не то, что не сумел найти.
А убедился в том, что в каждом случае работают разные обстоятельства.
Из анализа их можно получить лишь некоторые общие суждения, не имеющие доказательной силы, но и не оставляющие места для сомнений.
Вот некоторые из них.
Для дела требуется ограниченное количество людей.
Число людей, вовлекаемых в имитацию дела, в принципе не ограничено.
Один мой знакомый, превосходный имитатор науки (как текстов науки, так и организации исследований) ухитрился создать исследовательскую организацию из нескольких сот человек и истратить не один миллион на проблему, которая не стоит выеденного яйца и решается в течение нескольких минут, причём – отрицательно.
Попытка разоблачить его не удалась, ибо в деле оказались заинтересованными высокие организации, а разоблачители сами были проходимцы.
В деле нужен конечный результат, отчуждение его, беспощадная проверка по независимым от создателей принципам, внешняя оценка.
В имитации дела достаточна лишь видимость результата, точнее – лишь возможность отчитаться за прожитое время, проверка и оценка результатов производится лицами, участвующими в имитации, связанными с нею, заинтересованными в сохранении имитации.
Ход дела – незаметная, обыденная, скучная работа. Труд.
Имитация – житейская суета. Ход имитации может быть представлен как грандиозное театральное представление. Совещания, симпозиумы, отчеты, поездки, борьба групп, смена руководства, комиссии и т. д.
Для дела нужен профессиональный отбор наиболее способных. Дело отсекает неотобранных, не заботясь о их судьбе.
Участие в имитации доступно для многих. Здесь происходит какой-то отбор, устанавливающий некоторую профессиональную градацию. Но он не отсекает неотобранных. Последние остаются в имитации.
Короче говоря, имитация дела есть чисто социальное явление, защищённое всеми средствами социальной защиты.
Для нее дело – лишь повод, средство, форма. Дело же есть антисоциальное явление.
Оно беззащитно само по себе. Оно нуждается в покровительстве.
Его терпят лишь в той мере, в какой отсутствие или плохое состояние его угрожает существованию имитации.
Для осуществления дела нужны ум, способности, трудолюбие, добросовестность, самокритичность и другие редкие человеческие качества.
Требуется, таким образом, социально наименее приспособленный индивид.
Для имитации дела достаточен средний социальный индивид с социально средней профессиональной подготовкой.
.