В июле 2024 года Государственная Дума в первом чтении одобрила проект изменений в Градостроительный кодекс РФ, согласно которому заселение в новостройки должно производиться после введения в эксплуатацию социальной и дорожной инфраструктуры. Инициатива сложилась, исходя из ситуации, когда темпы возведения социальной инфраструктуры отставали от темпов возведения новостроек. Такой законопроект призван быть своего рода гарантом строительства социальных объектов в районах массовой застройки.
Однако, в документе нет чёткого определения источника финансирования такого строительства. Депутат Госдумы Андрей Кузнецов, один из авторов новеллы пояснил, что в законопроекте вопрос финансирования не затронут сознательно: «Тот, кто сейчас за этот вопрос отвечает, тот и будет отвечать – это компетенция органов местного самоуправления. Зависит от того, как они договорятся с инвестором проекта КРТ. Бывают проекты, когда застройщики строят, но самая распространённая практика – застройщик проектирует, а регион или муниципалитет строят социальные объекты в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП), тем самым инвесторы облегчают нагрузку на бюджет».
Заведующая сектором Института экономики УрО РАН Светлана Котлярова подчеркнула, что у таких объектов достаточно высокая стоимость строительства. В случае, если обязать девелоперов возводить эти объекты, с большой долей вероятности эти суммы будут заложены в стоимость жилья.
Директор Института стратегического развития и финансового анализа Уральского государственного экономического университета (УрГЭУ) Максим Марамыгин выразил мнение, что ситуация может сложиться по аналогии с косвенными налогами: «Формально их возлагают на девелопера, но заплатит конечный потребитель, как и в случае с акцизами на алкоголь».
Правила участия застройщиков в создании социальной и иной инфраструктуры городов на федеральном уровне до сих пор не выработаны, напомнил президент Национального объединения строителей Антон Глушков. Вариант с государственно-частным партнёрством в этом плане выглядит более щадящим и реалистичным, однако на сегодняшний день в сфере социального строительства ГЧП не сильно распространено: «Сейчас ГЧП – это фактически проекты «негласного спонсорства» органов госвласти представителями бизнес-сообщества. Застройщики только в пяти субъектах Российской Федерации имеют экономику проектов, позволяющую строить объекты социальной инфраструктуры в составе своих комплексов».