***
Одним из новшеств приятого депутатами Госдумы Федерального закона стало увеличение государственной пошлины при подаче исков и заявлений в суды. Так, например, по делам рассматриваемым арбитражными судами имеющим имущественную оценку, подлежит уплата государственной пошлины в следующих размерах, при цене иска:
- до 100.000 рублей – 10.000 рублей;
- от 100.001 рубля до 1.000.000 рублей – 10.000 рублей плюс 5% суммы, превышающей 100.000 рублей;
- от 1.000.001 рубля до 10.000.000 рублей – 55.000 рублей плюс 3% суммы, превышающей 1.000.000 рублей;
- от 10.000.001 рубля до 50.000.000 рублей – 325.000 рублей плюс 1% суммы, превышающей 10.000.000 рублей;
- свыше 50.000.000 рублей – 725.000 рублей плюс 0,5%суммы, превышающей 50.000.000 рублей, но не более 10.000.000 рублей.
Новые размеры госпошлин будут применятся уже после вступления Федерального закона в силу и только к делам, возбуждённым в суде соответствующей инстанции на основании заявлений и жалоб, направленных в суд после дня вступления в силу новых норм Налогового кодекса РФ.
Не сложно догадаться, что в последнее время государство активно законодательно двигается в сторону сокращения судебных споров – это подтверждается и увеличением сроков вынесения решений, предложениями по взысканиям по исполнительной надписи нотариусов, а теперь и увеличением государственной пошлины.
Увеличение судебных госпошлин несомненно приведёт к увеличению затрат саморегулируемых организаций. А многие знают, что даже по выигранным спорам далеко не всегда удаётся взыскать присужденное. В большей степени это относится, конечно, к взысканию задолженностей по уплате членских взносов и дополнительных взносов в компенсационные фонды СРО (такая практика, как известно, уже получила активное развитие).
Представляется, что саморегуляторам придётся более взвешенно подходить к вопросу целесообразности подачи исков к своим членам по взысканию долгов по взносам и оперативнее принимать решение для подачи исков в суд, не дожидаясь накопления долгов, превышающих сумму в 100.000 рублей. С другой стороны, зная эту систему с точки зрения длительности самого процесса (сначала сам суд, потом вступление решения в силу, получение исполнительного листа и предъявление его либо в банк, либо приставам), такое законодательное «подталкивание» должно пойти на пользу не только СРО. Опять же саморегуляторы перестанут держать крупных должников и будут всё чаще исключать из своих членов. При этом принимать в другие СРО таких должников станет уже менее выгодно…
На что ещё могут повлиять увеличенные госпошлины? На уменьшение количества исков от государственных и муниципальных заказчиков, особенно от Фондов капитального ремонта. Как известно все ФКРы являются некоммерческими организациями и имеют, как и СРО, ежегодную смету доходов и расходов. Именно в неё и закладываются расходы на ведение судебно-претензионной работы. Так вот, при массовости исков с небольшими суммами данная часть расходов будет выбрана максимально быстро, а увеличить судебно-претензионный раздел сметы не так уж и просто. Да и при таких обстоятельствах можно будет упустить срок исковой давности по взысканию крупных сумм. Поэтому видится, что Фонды капремонта, особенно с небольшими бюджетами (а это региональные ФКРы), станут осознанно подходить и экономически взвешивать необходимость подачи исков к СРО по взысканию ущербов и убытков при небольших суммах.
Также стоит отметить, что существенно сократится количество исков только к подрядчикам, а потом на основании уже вынесенных решений – к их саморегулируемым организациям. Эти иски будут сразу дополняться ответчиками СРО в целях всё той же экономии не только финансовой, но и процессуальной.