Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2024 / 06 / 13 /
Опубликовано: 13 июня 2024 в 15:56
0    1151

Суды признали Фонд капремонта техзаказчиком, но так и не привлекли его солидарной ответственности. Слово – за высшей инстанцией…

В судебном споре по делу № А32-12044/2023 Некоммерческая унитарная организация «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов» была признана техническим заказчиком при выполнении капитального ремонта МКД. Однако ФКР почему-то так и не был привлечён к солидарной ответственности. С подробностями – наш добровольный эксперт из столицы Кубани.

***

Краснодарский краевой фонд капремонта МКД в деле № А40-179383/2021 взыскал с Национального объединения строителей 1.649.596 рублей 80 копеек ущерба в результате залива общедомового имущества многоквартирного дома. Следствием причинения вреда стал некачественный капитальный ремонт одной из многоэтажек в городе Кропоткин Краснодарского края.

В решении по указанному делу с НОСТРОЙ было взыскано в порядке статьи 60 Градостроительного кодекса РФ, то есть в порядке солидарной ответственности. И это несмотря на то, что были пройдены все инстанции.

Нацобъединение при таких обстоятельствах, в рамках части 11 статьи 60 ГрК РФ, считало, что ответственность с ним должен солидарно разделить и технический заказчик, которым и был признан ФКР, а значит, треть от уплаченной суммы подлежит возврату в НОСТРОЙ. В связи с чем Нацобъединение обратилось с иском к Администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района, которая и заключала от имени ФКР договор на капитальный ремонт МКД.

А дальше начался правовой парадокс. Уже пройдено три инстанции, и все они отказали в удовлетворении требований Национального объединения строителей. При этом в каждом решении судебной инстанции указывается, что ФКР выступал техническим заказчиком, то есть им являлся и является.

Вот выдержка из постановления кассационной инстанции: «ФКР, выступающий техническим заказчиком по договору подряда от 10.11.2017 № РТС223А171339(Д) (указанный договор заключён Администрацией от имени и за счёт ФКР), не может быть признан третьим лицом, которому причинён вред вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства во время проведения капитального ремонта МКД; именно у ФКР возникли убытки из названного договора, поэтому применение статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям исключается.

Положения статьи 60.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает субсидиарную ответственность СРО в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения членом СРО договорных обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, а также по договору строительного подряда, заключённому с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором с использованием конкурентных способов заключения договора.

Часть 6 статьи 60.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации возлагает на саморегулируемую организацию исполнение гарантийных обязательств в случае ликвидации юридического лица – члена саморегулируемой организации.

Таким образом, по смыслу данной нормы при ликвидации члена саморегулируемой организации исполнение гарантийных обязательств в указанном случае осуществляется саморегулируемой организацией, выступая дополнительной гарантией устранения нарушений обязательств членом этой организации, допущенных при выполнении работ в рамках договора строительного подряда (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.05.2022 № 304-ЭС22-5363 по делу № А45-2376/2021)».

Как видим, суды всех инстанций взяли и переквалифицировали ответственность НОСТРОЙ со статьи 60 на статью 60.1 ГрК РФ, то есть с солидарной на субсидиарную. Что, конечно же, не позволяет взыскать часть средств с технического заказчика как солидарного ответчика.

Помимо этого, в решении также указывается, что НОСТРОЙ не доказал то, что не надлежаще осуществлялся строительный контроль. Причём, в материалы дела заказчиком, а также ФКР, не было представлено ни одного документа о проведении такого контроля. И как надо доказывать о непроведении строительного контроля при отсутствии документов (журналов строительного контроля, переписки и так далее)? И как Нацобъединения и их саморегулируемые организации обязаны представить эти документы при их отсутствии и возможности получения таковых? Если это не очередной судебный парадокс – тогда что?

И чтобы закрепить свою позицию, суд излагает следующее: «Вопреки доводам Ассоциации, судами в рамках дел № А32-54269/2019 и № А40-179383/2021 не установлен факт недобросовестного, незаконного (неправомерного) поведения (действий или бездействия) Администрации совместно с подрядчиком».

Остаётся надеяться на Верховный Суд России, куда Национальное объединение строителей направило очередную жалобу по этому делу…


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии