О повышении производительности труда в России говорят уже больше ста лет. Проблема производительности труда, эффективности экономики – проблема номер один не только для Главы государства. Это главный вызов для всего общества. Россияне проводят на работе больше времени, чем граждане других стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, но их производительность труда ниже. По подсчётам экспертов производительность труда в России самая низкая в Европе. Все эти факты подтверждают необходимость внесения серьезных изменений в существующую модель управления экономикой.
В 2017 году ООН призвала отказаться от неолиберализма, «рыночного фундаментализма». Развитие мировой экономики по сценарию «рыночного фундаментализма» стремительно расширило социальное неравенство, привело к общественной нестабильности, чрезвычайно усилило роль финансового сектора, погоню за краткосрочными финансовыми результатами. Применение модели «рыночного фундаментализма» в российской экономике привело к кризисам в экономике, снижению производительности труда.
Новая модель развития экономики должна быть ориентирована на человека, обеспечение его безопасности, защиту его жизни, охрану окружающей среды, создание благоприятных условий для жизни и деятельности человека, создание устойчивых социальных структур, расширение прав ассоциаций, союзов, саморегулируемых организаций.
Повышение эффективности, конкурентоспособности экономики в XXI веке приобретает стратегическое значение. Невозможно добиться лидерства в глобальной экономике с недостаточно эффективным государственным управлением. Кардинально повысить эффективность нашей экономики можно, совершенствуя государственную политику и государственное регулирование экономикой. Основу экономики современного государства образуют три сектора: сектор государственной экономики, коммерческий сектор, некоммерческий сектор. Изменение государственной политики и государственного регулирования каждого из этих трёх секторов позволит создать качественно новую модель экономического развития.
Наиболее успешно развиваются те экономики, которые более полно учитывают особенность современного этапа эволюции. Информационное общество, информационная экономика – это не только массовое применение достижений информационно-коммуникационных технологий, услуг – это деятельность государства, подчинённая интересам не отдельных лиц, а общества. Государство, органы государственного управления в информационном обществе становятся сервисными организациями по предоставлению услуг обществу, по повышению эффективности национальной экономики, безопасности, социального развития.
Качественные услуги государства, органов государственного управления – основа конкурентоспособной экономики, свидетельство того, что интересы государства подчинены интересам общества. Непредоставление государством обществу качественных услуг для развития экономики – свидетельство того, что настало время для перегруппировки факторов развития, углублённого анализа социальных, экономических, правовых, информационных процессов развития, кардинальных перемен.
Недостаточно эффективное государственное управление – это триллионы рублей, не поступивших в государственный бюджет, необходимых для создания и реализации государственных программ развития, преодоления инерционного, кризисного сценария развития экономики. Эффективность государственного управления может быть повышена путём совершенствования регулирования предпринимательской деятельности, реализацией конституционных основ социального государства, норм Гражданского кодекса Российской Федерации.
Какие изменения необходимы в экономической модели для повышения эффективности экономики?
В информационном обществе определяющее значение для повышения эффективности экономики приобретают правовые средства. Согласно результатам социологических исследований, по мнению граждан около 30% норм права неэффективны. Каждая третья норма права, регулирующая предпринимательские отношения в обществе, снижает эффективность государственного управления, конкурентоспособность экономики страны и должна быть изменена. Качество государственного управления и конкурентоспособность экономики могут быть улучшены за счёт повышения эффективности правовых средств.
Одним из правовых средств повышения эффективности экономик в мировой практике выступают саморегулируемые организации. Саморегулирование – важнейшее свойство живых, неживых систем. Так, устойчивость в эволюции живой природы достигается, в основном, за счёт процессов саморегулирования (или саморегуляции). Любой организм в природе обладает саморегулированием и разрушается, когда оно нарушается. Чем выше ступень эволюции объекта (организма, системы), тем эффективнее в нём процессы саморегулирования, упорядочения жизнедеятельности. Саморегулирование – главное свойство и необходимая функция живых, неживых систем. Отсутствие или недостаточное развитие саморегулирования приводит систему к кризису, саморазрушению.
То же и в экономике. Отсутствие или недостаточное развитие саморегулирования в экономике – причина кризисов, неэффективного развития. Сравним, например, результат экономического развития в нашей стране – валовый внутренний продукт (ВВП) с ВВП не самой богатой страны в мире – Испанией, уступающей нашей стране по богатству природных ресурсов, образованию граждан и другим факторам развития. В 2015 году ВВП по номиналу составлял в России и Испании 1,2 триллиона долларов США при численности населениясоответственно142,4 и 48,1 миллиона человек. Объём ВВП по номиналу в 2016 году в России и Испании составил соответственно1,3 и 1,5 триллиона долларов США.
Повышение эффективности экономики может быть достигнуто за счёт ввода новых резервов роста. Саморегулирование – стратегический ресурс развития российской экономики. Саморегулирование получило широкое применение в международной практике. История успешного саморегулирования в мировой практике насчитывает более 200 лет. Институты саморегулирования – устойчивые социальные структуры содействуют созданию эффективных экономик. Они наиболее эффективны, когда общество и государство понимают их роль, поддерживают и обеспечивают деятельность саморегулируемых организаций созданием благоприятных правовых, организационных, экономических, информационных условий.
Деятельность саморегулируемых организаций невыгодна, когда власть подчиняется отдельным группам лиц, а не обществу. Деятельность саморегулируемых организаций выгодна и поддерживается органами власти, когда государство и органы власти ориентированы на повышение эффективности экономики и стремятся повысить доверие к власти, более эффективно работать в интересах общества, есть понимание, что применительно к каждому эволюционному этапу развития экономики существуют технологии управления, пренебрежение или недооценка которых приводит к экономическим кризисам.
Вопросам повышения эффективности экономики на основе применения стратегического ресурса развития саморегулирования посвящена книга «Правовые аспекты саморегулирования и повышения эффективности экономики Российской Федерации в XXI веке». В книге анализируются причины, которые привели к недостаточному развитию саморегулируемых организаций в нашей экономике на фоне 200-летнего успешного опыта саморегулирования в мире.
В издании большое место отведено анализу развития саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры. Саморегулируемые организации решают многие проблемы за счёт средств своих членов, что особенно выгодно как в условиях ограниченного государственного бюджета, расширения задач, которые приходится решать государству и обществу, так и для привлечения дополнительных резервов – интеллектуальных, финансовых, материальных ресурсов, необходимых для регулирования.
Сдерживают применение стратегического ресурса саморегулируемых организаций не только неэффективные правовые средства, но и низкая правовая культура, социальная пассивность, уровень коррупционной составляющей экономики, противодействие отдельных лиц и групп, неквалифицированность специалистов органов государственного управления, отсутствие ответственности должностных лиц (органов государственного управления) за принимаемые решения, неэффективные нормы права.
Счётной палатой РФ в 2016 году было выявлено 3,9 тысячи нарушений на сумму 965 миллиона рублей, в 2017 году было выявлено более 6,5 тысячи нарушений на общую сумму 1,9 триллиона рублей. По мнению председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой, причины нарушений связаны с несовершенством нормативных правовых актов, недостаточной компетенцией и отсутствием ответственности сотрудников государственных органов и организаций. Саморегулируемые организации должны содействовать организации деятельности, регулированию отношений субъектов права как в коммерческом, так и в государственном секторе экономики.
Одна из задач, решаемых саморегулируемыми организациями – разработка правил предпринимательской деятельности, повышение качества продукции (товаров, работ, услуг). В глобальной экономике высокая репутация продукции принадлежит США, Японии, Германии, промышленно развитым странам мира. Эти задачи могут и должны решать саморегулируемые организации. Но для этого саморегулируемые организации должны быть наделены дополнительными правами по регулированию общественных отношений и должны быть созданы условия для организации их деятельности.
Развитие саморегулируемых организаций позволяет реализовать новую систему ценностей: безопасность, качество (продукции, работ, товаров), профессионализм, добросовестность деятельности, имеющие не только экономическое, но и социальное, культурологическое значение. Достижение целей деятельности саморегулируемых организаций позволит существенно изменить производительность труда и эффективность экономики.
В строительной отрасли деятельность саморегулируемых организаций определяется около двумястами императивными (обязательными к исполнению) нормами. Эффективность этих норм не только снижает потенциал стратегического ресурса, но и дискредитирует развитие саморегулируемых организаций, как инновационное направление государственного регулирования. Нормы права в строительной отрасли ограничивают права ассоциаций, союзов, получивших статус саморегулируемой организации.
Результат – факты снижения объёмов вводимого жилья в строительной отрасли в 2017 году по сравнению с 2016 годом, невыполнение обязательств застройщиков по срокам и объёмам жилищного и других видов строительства, несовершенство конкурсных процедур, демпинг цен и требований к компетентности организаций, разрыв между реальной стоимостью ресурсов, объектов и утвержденной проектно-сметной документацией, высокая коррупционная составляющая. Все эти и другие факты свидетельствуют о несовершенстве государственной политики и норм права, регулирующих отношения в сфере строительства и саморегулировании.
Наибольшее количество погибших на производстве в стране по данным Минтруда России не в сфере добычи полезных ископаемых, а в строительстве. Это ещё одно подтверждение того, что саморегулируемые организации должны содействовать безопасности работ на объектах капитального строительства независимо от организационно-правовой формы участника правоотношений. Как известно, нововведение Федерального закона от 3 июля 2016 года № 372-ФЗ (ред. от 28 декабря 2016 года) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» поставило в неравные условия организации различной организационно-правовой формы при выполнении работ на объектах капитального строительства, что, несомненно, противоречит нормам Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации и другим основополагающим федеральным законам.
Вышеприведённые примеры также свидетельствуют о том, что нормы Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации носят не случайный, а фундаментальный характер. Они должны использоваться в практике регулирования предпринимательских отношений при разработке федеральных законов. Так может быть обеспечено повышение эффективности российской экономики.
Президент Российской Федерации Владимир Путин отметил в своём выступлении 23 декабря 2017 года: «Нужно расширить механизм, раскрывающий потенциал гражданской ответственности, заложенный в нашей Конституции – поощрять подходы, предложения к решению задач развития». Развитие саморегулируемых организаций позволит раскрыть потенциал национальной экономики.
Как отметили рецензенты книги «Правовые аспекты саморегулирования и повышения эффективности экономики Российской Федерации в XXI веке», заслуженные юристы Российской Федерации, книга подготовлена на основе глубокого анализа саморегулирования, обобщает накопленный опыт, доказывает необходимость смены модели гражданско-правового регулирования общественных отношений в саморегулировании, предложенные в книге нормы права обеспечивают качественное изменение регулирования деятельности субъектов права, создают новые возможности развития.
Дополнительную информацию о книге «Правовые аспекты саморегулирования и повышения эффективности экономики Российской Федерации в XXI веке» можно получить на сайте. Знакомство с основополагающими положениями совершенствования саморегулирования позволит активизировать деятельность органов государственной власти, ассоциаций, союзов в повышении эффективности экономики Российской Федерации.
/ Статьи / Юрий Мхитарян /
Эффективность российской экономики повысят саморегулируемые организации
О повышении производительности труда в России говорят уже больше ста лет. Проблема производительности труда, эффективности экономики – проблема номер один не только для Главы государства. Это главный вызов для всего общества. Россияне проводят на работе больше времени, чем граждане других стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, но их производительность труда ниже. По подсчётам экспертов производительность труда в России самая низкая в Европе. Все эти факты подтверждают необходимость внесения серьезных изменений в существующую модель управления экономикой.
В 2017 году ООН призвала отказаться от неолиберализма, «рыночного фундаментализма». Развитие мировой экономики по сценарию «рыночного фундаментализма» стремительно расширило социальное неравенство, привело к общественной нестабильности, чрезвычайно усилило роль финансового сектора, погоню за краткосрочными финансовыми результатами. Применение модели «рыночного фундаментализма» в российской экономике привело к кризисам в экономике, снижению производительности труда.
Новая модель развития экономики должна быть ориентирована на человека, обеспечение его безопасности, защиту его жизни, охрану окружающей среды, создание благоприятных условий для жизни и деятельности человека, создание устойчивых социальных структур, расширение прав ассоциаций, союзов, саморегулируемых организаций.
Повышение эффективности, конкурентоспособности экономики в XXI веке приобретает стратегическое значение. Невозможно добиться лидерства в глобальной экономике с недостаточно эффективным государственным управлением. Кардинально повысить эффективность нашей экономики можно, совершенствуя государственную политику и государственное регулирование экономикой. Основу экономики современного государства образуют три сектора: сектор государственной экономики, коммерческий сектор, некоммерческий сектор. Изменение государственной политики и государственного регулирования каждого из этих трёх секторов позволит создать качественно новую модель экономического развития.
Наиболее успешно развиваются те экономики, которые более полно учитывают особенность современного этапа эволюции. Информационное общество, информационная экономика – это не только массовое применение достижений информационно-коммуникационных технологий, услуг – это деятельность государства, подчинённая интересам не отдельных лиц, а общества. Государство, органы государственного управления в информационном обществе становятся сервисными организациями по предоставлению услуг обществу, по повышению эффективности национальной экономики, безопасности, социального развития.
Качественные услуги государства, органов государственного управления – основа конкурентоспособной экономики, свидетельство того, что интересы государства подчинены интересам общества. Непредоставление государством обществу качественных услуг для развития экономики – свидетельство того, что настало время для перегруппировки факторов развития, углублённого анализа социальных, экономических, правовых, информационных процессов развития, кардинальных перемен.
Недостаточно эффективное государственное управление – это триллионы рублей, не поступивших в государственный бюджет, необходимых для создания и реализации государственных программ развития, преодоления инерционного, кризисного сценария развития экономики. Эффективность государственного управления может быть повышена путём совершенствования регулирования предпринимательской деятельности, реализацией конституционных основ социального государства, норм Гражданского кодекса Российской Федерации.
Какие изменения необходимы в экономической модели для повышения эффективности экономики?
В информационном обществе определяющее значение для повышения эффективности экономики приобретают правовые средства. Согласно результатам социологических исследований, по мнению граждан около 30% норм права неэффективны. Каждая третья норма права, регулирующая предпринимательские отношения в обществе, снижает эффективность государственного управления, конкурентоспособность экономики страны и должна быть изменена. Качество государственного управления и конкурентоспособность экономики могут быть улучшены за счёт повышения эффективности правовых средств.
Одним из правовых средств повышения эффективности экономик в мировой практике выступают саморегулируемые организации. Саморегулирование – важнейшее свойство живых, неживых систем. Так, устойчивость в эволюции живой природы достигается, в основном, за счёт процессов саморегулирования (или саморегуляции). Любой организм в природе обладает саморегулированием и разрушается, когда оно нарушается. Чем выше ступень эволюции объекта (организма, системы), тем эффективнее в нём процессы саморегулирования, упорядочения жизнедеятельности. Саморегулирование – главное свойство и необходимая функция живых, неживых систем. Отсутствие или недостаточное развитие саморегулирования приводит систему к кризису, саморазрушению.
То же и в экономике. Отсутствие или недостаточное развитие саморегулирования в экономике – причина кризисов, неэффективного развития. Сравним, например, результат экономического развития в нашей стране – валовый внутренний продукт (ВВП) с ВВП не самой богатой страны в мире – Испанией, уступающей нашей стране по богатству природных ресурсов, образованию граждан и другим факторам развития. В 2015 году ВВП по номиналу составлял в России и Испании 1,2 триллиона долларов США при численности населениясоответственно142,4 и 48,1 миллиона человек. Объём ВВП по номиналу в 2016 году в России и Испании составил соответственно1,3 и 1,5 триллиона долларов США.
Повышение эффективности экономики может быть достигнуто за счёт ввода новых резервов роста. Саморегулирование – стратегический ресурс развития российской экономики. Саморегулирование получило широкое применение в международной практике. История успешного саморегулирования в мировой практике насчитывает более 200 лет. Институты саморегулирования – устойчивые социальные структуры содействуют созданию эффективных экономик. Они наиболее эффективны, когда общество и государство понимают их роль, поддерживают и обеспечивают деятельность саморегулируемых организаций созданием благоприятных правовых, организационных, экономических, информационных условий.
Деятельность саморегулируемых организаций невыгодна, когда власть подчиняется отдельным группам лиц, а не обществу. Деятельность саморегулируемых организаций выгодна и поддерживается органами власти, когда государство и органы власти ориентированы на повышение эффективности экономики и стремятся повысить доверие к власти, более эффективно работать в интересах общества, есть понимание, что применительно к каждому эволюционному этапу развития экономики существуют технологии управления, пренебрежение или недооценка которых приводит к экономическим кризисам.
Вопросам повышения эффективности экономики на основе применения стратегического ресурса развития саморегулирования посвящена книга «Правовые аспекты саморегулирования и повышения эффективности экономики Российской Федерации в XXI веке». В книге анализируются причины, которые привели к недостаточному развитию саморегулируемых организаций в нашей экономике на фоне 200-летнего успешного опыта саморегулирования в мире.
В издании большое место отведено анализу развития саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры. Саморегулируемые организации решают многие проблемы за счёт средств своих членов, что особенно выгодно как в условиях ограниченного государственного бюджета, расширения задач, которые приходится решать государству и обществу, так и для привлечения дополнительных резервов – интеллектуальных, финансовых, материальных ресурсов, необходимых для регулирования.
Сдерживают применение стратегического ресурса саморегулируемых организаций не только неэффективные правовые средства, но и низкая правовая культура, социальная пассивность, уровень коррупционной составляющей экономики, противодействие отдельных лиц и групп, неквалифицированность специалистов органов государственного управления, отсутствие ответственности должностных лиц (органов государственного управления) за принимаемые решения, неэффективные нормы права.
Счётной палатой РФ в 2016 году было выявлено 3,9 тысячи нарушений на сумму 965 миллиона рублей, в 2017 году было выявлено более 6,5 тысячи нарушений на общую сумму 1,9 триллиона рублей. По мнению председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой, причины нарушений связаны с несовершенством нормативных правовых актов, недостаточной компетенцией и отсутствием ответственности сотрудников государственных органов и организаций. Саморегулируемые организации должны содействовать организации деятельности, регулированию отношений субъектов права как в коммерческом, так и в государственном секторе экономики.
Одна из задач, решаемых саморегулируемыми организациями – разработка правил предпринимательской деятельности, повышение качества продукции (товаров, работ, услуг). В глобальной экономике высокая репутация продукции принадлежит США, Японии, Германии, промышленно развитым странам мира. Эти задачи могут и должны решать саморегулируемые организации. Но для этого саморегулируемые организации должны быть наделены дополнительными правами по регулированию общественных отношений и должны быть созданы условия для организации их деятельности.
Развитие саморегулируемых организаций позволяет реализовать новую систему ценностей: безопасность, качество (продукции, работ, товаров), профессионализм, добросовестность деятельности, имеющие не только экономическое, но и социальное, культурологическое значение. Достижение целей деятельности саморегулируемых организаций позволит существенно изменить производительность труда и эффективность экономики.
В строительной отрасли деятельность саморегулируемых организаций определяется около двумястами императивными (обязательными к исполнению) нормами. Эффективность этих норм не только снижает потенциал стратегического ресурса, но и дискредитирует развитие саморегулируемых организаций, как инновационное направление государственного регулирования. Нормы права в строительной отрасли ограничивают права ассоциаций, союзов, получивших статус саморегулируемой организации.
Результат – факты снижения объёмов вводимого жилья в строительной отрасли в 2017 году по сравнению с 2016 годом, невыполнение обязательств застройщиков по срокам и объёмам жилищного и других видов строительства, несовершенство конкурсных процедур, демпинг цен и требований к компетентности организаций, разрыв между реальной стоимостью ресурсов, объектов и утвержденной проектно-сметной документацией, высокая коррупционная составляющая. Все эти и другие факты свидетельствуют о несовершенстве государственной политики и норм права, регулирующих отношения в сфере строительства и саморегулировании.
Наибольшее количество погибших на производстве в стране по данным Минтруда России не в сфере добычи полезных ископаемых, а в строительстве. Это ещё одно подтверждение того, что саморегулируемые организации должны содействовать безопасности работ на объектах капитального строительства независимо от организационно-правовой формы участника правоотношений. Как известно, нововведение Федерального закона от 3 июля 2016 года № 372-ФЗ (ред. от 28 декабря 2016 года) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» поставило в неравные условия организации различной организационно-правовой формы при выполнении работ на объектах капитального строительства, что, несомненно, противоречит нормам Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации и другим основополагающим федеральным законам.
Вышеприведённые примеры также свидетельствуют о том, что нормы Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации носят не случайный, а фундаментальный характер. Они должны использоваться в практике регулирования предпринимательских отношений при разработке федеральных законов. Так может быть обеспечено повышение эффективности российской экономики.
Президент Российской Федерации Владимир Путин отметил в своём выступлении 23 декабря 2017 года: «Нужно расширить механизм, раскрывающий потенциал гражданской ответственности, заложенный в нашей Конституции – поощрять подходы, предложения к решению задач развития». Развитие саморегулируемых организаций позволит раскрыть потенциал национальной экономики.
Как отметили рецензенты книги «Правовые аспекты саморегулирования и повышения эффективности экономики Российской Федерации в XXI веке», заслуженные юристы Российской Федерации, книга подготовлена на основе глубокого анализа саморегулирования, обобщает накопленный опыт, доказывает необходимость смены модели гражданско-правового регулирования общественных отношений в саморегулировании, предложенные в книге нормы права обеспечивают качественное изменение регулирования деятельности субъектов права, создают новые возможности развития.
Дополнительную информацию о книге «Правовые аспекты саморегулирования и повышения эффективности экономики Российской Федерации в XXI веке» можно получить на сайте. Знакомство с основополагающими положениями совершенствования саморегулирования позволит активизировать деятельность органов государственной власти, ассоциаций, союзов в повышении эффективности экономики Российской Федерации.
В 2017 году ООН призвала отказаться от неолиберализма, «рыночного фундаментализма». Развитие мировой экономики по сценарию «рыночного фундаментализма» стремительно расширило социальное неравенство, привело к общественной нестабильности, чрезвычайно усилило роль финансового сектора, погоню за краткосрочными финансовыми результатами. Применение модели «рыночного фундаментализма» в российской экономике привело к кризисам в экономике, снижению производительности труда.
Новая модель развития экономики должна быть ориентирована на человека, обеспечение его безопасности, защиту его жизни, охрану окружающей среды, создание благоприятных условий для жизни и деятельности человека, создание устойчивых социальных структур, расширение прав ассоциаций, союзов, саморегулируемых организаций.
Повышение эффективности, конкурентоспособности экономики в XXI веке приобретает стратегическое значение. Невозможно добиться лидерства в глобальной экономике с недостаточно эффективным государственным управлением. Кардинально повысить эффективность нашей экономики можно, совершенствуя государственную политику и государственное регулирование экономикой. Основу экономики современного государства образуют три сектора: сектор государственной экономики, коммерческий сектор, некоммерческий сектор. Изменение государственной политики и государственного регулирования каждого из этих трёх секторов позволит создать качественно новую модель экономического развития.
Наиболее успешно развиваются те экономики, которые более полно учитывают особенность современного этапа эволюции. Информационное общество, информационная экономика – это не только массовое применение достижений информационно-коммуникационных технологий, услуг – это деятельность государства, подчинённая интересам не отдельных лиц, а общества. Государство, органы государственного управления в информационном обществе становятся сервисными организациями по предоставлению услуг обществу, по повышению эффективности национальной экономики, безопасности, социального развития.
Качественные услуги государства, органов государственного управления – основа конкурентоспособной экономики, свидетельство того, что интересы государства подчинены интересам общества. Непредоставление государством обществу качественных услуг для развития экономики – свидетельство того, что настало время для перегруппировки факторов развития, углублённого анализа социальных, экономических, правовых, информационных процессов развития, кардинальных перемен.
Недостаточно эффективное государственное управление – это триллионы рублей, не поступивших в государственный бюджет, необходимых для создания и реализации государственных программ развития, преодоления инерционного, кризисного сценария развития экономики. Эффективность государственного управления может быть повышена путём совершенствования регулирования предпринимательской деятельности, реализацией конституционных основ социального государства, норм Гражданского кодекса Российской Федерации.
Какие изменения необходимы в экономической модели для повышения эффективности экономики?
В информационном обществе определяющее значение для повышения эффективности экономики приобретают правовые средства. Согласно результатам социологических исследований, по мнению граждан около 30% норм права неэффективны. Каждая третья норма права, регулирующая предпринимательские отношения в обществе, снижает эффективность государственного управления, конкурентоспособность экономики страны и должна быть изменена. Качество государственного управления и конкурентоспособность экономики могут быть улучшены за счёт повышения эффективности правовых средств.
Одним из правовых средств повышения эффективности экономик в мировой практике выступают саморегулируемые организации. Саморегулирование – важнейшее свойство живых, неживых систем. Так, устойчивость в эволюции живой природы достигается, в основном, за счёт процессов саморегулирования (или саморегуляции). Любой организм в природе обладает саморегулированием и разрушается, когда оно нарушается. Чем выше ступень эволюции объекта (организма, системы), тем эффективнее в нём процессы саморегулирования, упорядочения жизнедеятельности. Саморегулирование – главное свойство и необходимая функция живых, неживых систем. Отсутствие или недостаточное развитие саморегулирования приводит систему к кризису, саморазрушению.
То же и в экономике. Отсутствие или недостаточное развитие саморегулирования в экономике – причина кризисов, неэффективного развития. Сравним, например, результат экономического развития в нашей стране – валовый внутренний продукт (ВВП) с ВВП не самой богатой страны в мире – Испанией, уступающей нашей стране по богатству природных ресурсов, образованию граждан и другим факторам развития. В 2015 году ВВП по номиналу составлял в России и Испании 1,2 триллиона долларов США при численности населениясоответственно142,4 и 48,1 миллиона человек. Объём ВВП по номиналу в 2016 году в России и Испании составил соответственно1,3 и 1,5 триллиона долларов США.
Повышение эффективности экономики может быть достигнуто за счёт ввода новых резервов роста. Саморегулирование – стратегический ресурс развития российской экономики. Саморегулирование получило широкое применение в международной практике. История успешного саморегулирования в мировой практике насчитывает более 200 лет. Институты саморегулирования – устойчивые социальные структуры содействуют созданию эффективных экономик. Они наиболее эффективны, когда общество и государство понимают их роль, поддерживают и обеспечивают деятельность саморегулируемых организаций созданием благоприятных правовых, организационных, экономических, информационных условий.
Деятельность саморегулируемых организаций невыгодна, когда власть подчиняется отдельным группам лиц, а не обществу. Деятельность саморегулируемых организаций выгодна и поддерживается органами власти, когда государство и органы власти ориентированы на повышение эффективности экономики и стремятся повысить доверие к власти, более эффективно работать в интересах общества, есть понимание, что применительно к каждому эволюционному этапу развития экономики существуют технологии управления, пренебрежение или недооценка которых приводит к экономическим кризисам.
Вопросам повышения эффективности экономики на основе применения стратегического ресурса развития саморегулирования посвящена книга «Правовые аспекты саморегулирования и повышения эффективности экономики Российской Федерации в XXI веке». В книге анализируются причины, которые привели к недостаточному развитию саморегулируемых организаций в нашей экономике на фоне 200-летнего успешного опыта саморегулирования в мире.
В издании большое место отведено анализу развития саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры. Саморегулируемые организации решают многие проблемы за счёт средств своих членов, что особенно выгодно как в условиях ограниченного государственного бюджета, расширения задач, которые приходится решать государству и обществу, так и для привлечения дополнительных резервов – интеллектуальных, финансовых, материальных ресурсов, необходимых для регулирования.
Сдерживают применение стратегического ресурса саморегулируемых организаций не только неэффективные правовые средства, но и низкая правовая культура, социальная пассивность, уровень коррупционной составляющей экономики, противодействие отдельных лиц и групп, неквалифицированность специалистов органов государственного управления, отсутствие ответственности должностных лиц (органов государственного управления) за принимаемые решения, неэффективные нормы права.
Счётной палатой РФ в 2016 году было выявлено 3,9 тысячи нарушений на сумму 965 миллиона рублей, в 2017 году было выявлено более 6,5 тысячи нарушений на общую сумму 1,9 триллиона рублей. По мнению председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой, причины нарушений связаны с несовершенством нормативных правовых актов, недостаточной компетенцией и отсутствием ответственности сотрудников государственных органов и организаций. Саморегулируемые организации должны содействовать организации деятельности, регулированию отношений субъектов права как в коммерческом, так и в государственном секторе экономики.
Одна из задач, решаемых саморегулируемыми организациями – разработка правил предпринимательской деятельности, повышение качества продукции (товаров, работ, услуг). В глобальной экономике высокая репутация продукции принадлежит США, Японии, Германии, промышленно развитым странам мира. Эти задачи могут и должны решать саморегулируемые организации. Но для этого саморегулируемые организации должны быть наделены дополнительными правами по регулированию общественных отношений и должны быть созданы условия для организации их деятельности.
Развитие саморегулируемых организаций позволяет реализовать новую систему ценностей: безопасность, качество (продукции, работ, товаров), профессионализм, добросовестность деятельности, имеющие не только экономическое, но и социальное, культурологическое значение. Достижение целей деятельности саморегулируемых организаций позволит существенно изменить производительность труда и эффективность экономики.
В строительной отрасли деятельность саморегулируемых организаций определяется около двумястами императивными (обязательными к исполнению) нормами. Эффективность этих норм не только снижает потенциал стратегического ресурса, но и дискредитирует развитие саморегулируемых организаций, как инновационное направление государственного регулирования. Нормы права в строительной отрасли ограничивают права ассоциаций, союзов, получивших статус саморегулируемой организации.
Результат – факты снижения объёмов вводимого жилья в строительной отрасли в 2017 году по сравнению с 2016 годом, невыполнение обязательств застройщиков по срокам и объёмам жилищного и других видов строительства, несовершенство конкурсных процедур, демпинг цен и требований к компетентности организаций, разрыв между реальной стоимостью ресурсов, объектов и утвержденной проектно-сметной документацией, высокая коррупционная составляющая. Все эти и другие факты свидетельствуют о несовершенстве государственной политики и норм права, регулирующих отношения в сфере строительства и саморегулировании.
Наибольшее количество погибших на производстве в стране по данным Минтруда России не в сфере добычи полезных ископаемых, а в строительстве. Это ещё одно подтверждение того, что саморегулируемые организации должны содействовать безопасности работ на объектах капитального строительства независимо от организационно-правовой формы участника правоотношений. Как известно, нововведение Федерального закона от 3 июля 2016 года № 372-ФЗ (ред. от 28 декабря 2016 года) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» поставило в неравные условия организации различной организационно-правовой формы при выполнении работ на объектах капитального строительства, что, несомненно, противоречит нормам Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации и другим основополагающим федеральным законам.
Вышеприведённые примеры также свидетельствуют о том, что нормы Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации носят не случайный, а фундаментальный характер. Они должны использоваться в практике регулирования предпринимательских отношений при разработке федеральных законов. Так может быть обеспечено повышение эффективности российской экономики.
Президент Российской Федерации Владимир Путин отметил в своём выступлении 23 декабря 2017 года: «Нужно расширить механизм, раскрывающий потенциал гражданской ответственности, заложенный в нашей Конституции – поощрять подходы, предложения к решению задач развития». Развитие саморегулируемых организаций позволит раскрыть потенциал национальной экономики.
Как отметили рецензенты книги «Правовые аспекты саморегулирования и повышения эффективности экономики Российской Федерации в XXI веке», заслуженные юристы Российской Федерации, книга подготовлена на основе глубокого анализа саморегулирования, обобщает накопленный опыт, доказывает необходимость смены модели гражданско-правового регулирования общественных отношений в саморегулировании, предложенные в книге нормы права обеспечивают качественное изменение регулирования деятельности субъектов права, создают новые возможности развития.
Дополнительную информацию о книге «Правовые аспекты саморегулирования и повышения эффективности экономики Российской Федерации в XXI веке» можно получить на сайте. Знакомство с основополагающими положениями совершенствования саморегулирования позволит активизировать деятельность органов государственной власти, ассоциаций, союзов в повышении эффективности экономики Российской Федерации.
Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)
Опубликовано:
23 января 2018 в 11:01
2018-01-23T11:01:00
5
9425
Юрий Мхитарян: Эффективность российской экономики повысят саморегулируемые организации
Не менее интересные новости за неделю
Войдите, чтобы оставить комментарий.