«Взгляд на предмет
зависит от его полезности…
Кошки, например, зачастую
рассматривают людей лишь,
как открывашку для консервов».
зависит от его полезности…
Кошки, например, зачастую
рассматривают людей лишь,
как открывашку для консервов».
За рассуждениями о судьбах СРО и о взаимоотношениях Национальных объединений и Минстроя России, как-то начали забывать ещё об одном его субъекте саморегулирования. А ведь его роль в жизни каждой СРО более, чем велика. Именно этот субъект определяет быть или не быть саморегулируемой организации, именно он сопровождает её на протяжении всей её, не всегда безгрешной жизни и именно он становится её могильщиком, когда совокупность грехов саморегулируемой организации перевешивает её благие деяния, предписанные ей Градостроительным кодексом РФ.
Речь идёт о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Надзорные задачи, возложенные на это ведомство, весьма обширны и охватывают в той или иной форме практически все отрасли хозяйства нашей страны. C вступлением же в силу постановления Правительства РФ от 19 ноября 2008 года No 864 «О мерах по реализации 148-ФЗ» на Ростехнадзор возложены функции по государственному контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций в области изысканий, проектирования, строительства, а также по ведению Государственного реестра указанных организаций.
Уникальность Ростехнадзора состоит в том, что на сегодня это единственная федеральная служба в структуре органов исполнительной власти, не имеющая «зонтика» в виде министерства, не говоря уже о том, что это вообще старейший орган государственного управления в нашей стране. 23 декабря 2016 года исполняется 297 лет со дня подписания Петром Великим указа о создании органа, ведавшего горным надзором, Берг-коллегии, прообраза нынешнего Ростехнадзора.
В отличии от других ведомств, в частности относительного молодого ещё, но уже очень активного в части публичного освещения своей деятельности и отраслевых успехов Министерства строительства и ЖКХ РФ, возглавляемого Михаилом Менем, Ростехнадзор являет собой пример ответственной и ежедневной работы, в соответствии со своей стратегией и утверждёнными планами.
Когда говоришь о важности задач, стоящих перед этим «орденом меченосцев», на память приходит афоризм, сформулированный Алексеем Алёшиным, руководителем Ростехнадзора: «Наша служба работает для того, чтобы МЧС и Минздрав отдыхали».
В настоящее время помимо текущих задач по надзору службой активно ведётся работа, связанная с реализацией приказа № 698 от 12 ноября 2011 года, утвердившего ведомственную аналитическую программу «Создание информационно-технологической инфраструктуры системы обеспечения промышленной безопасности». Для всестороннего осмысления деятельности Ростехнадзора на нынешнем этапе имеет смысл более подробно рассмотреть задачи, реализуемые федеральной службой в этом направлении. В соответствии с приказом № 698 предусмотрено создание Комплексной системы информатизации и автоматизации деятельности (КСИ).
Эта система представляет собой совокупность из подсистем: «Реестры поднадзорных объектов» (ОПО), «Лицензирование», «Страхование», «Отчётность», «Реестры гидротехнических сооружений (ГТС) и объектов энергетики», «Контрольно-надзорная деятельность» (КНД), «Разрешения на применение технических устройств» (ТУ), «Аварийность и травматизм», «Реестр ТУ», «Декларации и экспертиза», «Система производственный контроль. Мониторинг», «Межведомственное взаимодействие», «Документооборот».
Некоторые подсистемы, например, «Лицензирование», «Декларации и экспертизы» (поквартальный учёт зарегистрированных экспертных заключений и деклараций), «Система производственный контроль.
Мониторинг» уже успешно функционируют. К ним же можно отнести и подсистему «Аварийность и травматизм», несущую в себе элементы отчётности, поступающие во внешнюю среду (Национальный центр по управлению в критических ситуациях МЧС России).
Самой массовой, касающейся всех инспекторов подсистемой, является «Контрольно-надзорная деятельность» (КНД). Справочники, используемые внутри подсистем, полностью формализованы, то есть на всех уровнях можно проверить работу её участников. Инспекторы в ходе контрольно-надзорной деятельности могут в электронном виде оформлять соответствующие документы о результатах проверок и передавать их руководству территориального органа и центрального аппарата РТН. Система позволяет формировать отчёты о состоянии промышленной безопасности на поднадзорных объектах по отраслям промышленности и регионам, а также обеспечивать мониторинг реализации Сводного плана надзорной, контрольной и разрешительной деятельности ведомства. Сегодня в этой подсистеме работает 100 отделов общей численностью свыше тысячи инспекторов, что составляет примерно половину инспекторов контролирующих промышленную безопасность. Данная программа интегрирована с Единым реестром проверок (ЕРП) Генеральной прокуратуры РФ.
На сегодняшний день, к сожалению, эта подсистема работает далеко не безупречно. В основном из-за того, что в первую очередь до конца не доработаны технологические совместимости с Системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), помимо этого имеются и другие недоработки, не дающие проводить полноценный анализ и оценку эффективности осуществляемых функций.
С помощью ряда подсистем комплексной системой информатизации РТН осуществляется взаимодействие с государственными информационными ресурсами региональных и федеральных органов исполнительной власти. В настоящее время к КСИ РТН подключены 10 федеральных органов исполнительной власти и 375 субъектов Российской Федерации различного уровня, что обеспечивает автоматизацию основной управленческой деятельности на всей территории РФ с круглосуточным доступом.
В КСИ Ростехнадзора аккумулированы большие массивы информации с помощью как компьютерных технологий, так и практической работы инспекторов Ростехнадзора. При дополнении её информацией, собранной в том числе и в рамках дистанционного контроля состояния поднадзорных объектов, планируется существенно снизить количество выездных контрольно-надзорных мероприятий. На основе результатов функционирования системы в настоящее время подготовлены предложения в ФЦП МЧС России «Снижение опасности бедствий на период до 2025 года», в которых предусмотрено развитие технологий дистанционного контроля безопасности ГТС в рамках КСИ Ростехнадзора, внедрены современные технологии, установлена связь с кризисным центром концерна Росэнергоатом, обеспечено наличие полной информации по всем блокам атомных электрических станций. Функционирование комплексной системы информатизации позволило приступить к разработке и корректировке единой концепции информатизации деятельности РТН, что позволит в соответствии с ней планировать работы и осуществлять контроль затрат.
Однако надо отметить, что внешнеэкономические трудности сказались и на расширении сферы информатизации деятельности ведомства. В прошлом году выделенных бюджетом средств едва хватило только на поддержание работоспособности оборудования. Не хватает для функционирования КСИ и памяти дата-центра ограниченной 50 Тбайтами. Сказывается также общая нагрузка на сотрудников Аппарата Правового управления.
Надо сказать, что помимо объективных факторов не лучшим образом способствует внедрению КСИ и частое изменение законодательства. Поскольку такие изменения предполагают постоянное отслеживание и внесение поправок в программу, а также необходимость других согласований.
В рамках дальнейшего развития Комплексной системы информатизации и автоматизации деятельности Ростехнадзора в 2016 – 2017 годах планируется подключение к КСИ подсистемы, отвечающей за автоматизацию функции государственного строительного надзора, государственной услуги по внесению сведений в Государственный реестр саморегулируемых организаций в сфере строительства проектирования и изысканий, по предоставлению сведений из реестра, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия по контролю по надзору за деятельностью СРО, сбора и анализа статистических отчетных форм, рабочего места руководителя. Предполагается также, в целях оптимизации продолжить работу по внедрению облачных технологий. Так что в ближайший год стоит ожидать полной смены интерфейса и информационной составляющей в реестре СРО, доступном на сайте Ростехнадзора.
Справедливости ради надо отметить, что помимо вопросов автоматизации и информатизации Ростехнадзора, постоянные изменения законодательства негативно сказываются и на текущей деятельности РТН в части обеспечения текущей надзорной деятельности. Планировавшееся ранее более плотное взаимодействие Национальных объединений и РТН в рамках задач, обозначенных Градостроительным кодексом РФ и отображённое в планах деятельности управления государственного строительного надзора и Общественного совета РТН, потребует существенной корректировки, в связи с принятием 372-ФЗ. Фактически плановая работа, согласованная и утверждённая в конце 2015 года, включавшая в том числе и подготовку ряда законодательных инициатив, нынче отменена. Кроме этого на Ростехнадзор в переходный период ляжет вся ответственность за юридически выверенный и точный переход всех саморегулируемых организаций на работу в соответствии с требованиями новой редакции Градостроительного кодекса РФ. И без того у немногочисленного отдела по надзору за СРО (6 человек) появляется незапланированная дополнительная нагрузка и в части законотворческой деятельности. Процесс этот пока в самом начале своего развития, однако уже сейчас на стадии согласования и обсуждения проект приказа о внесении изменений в административный регламент в связи с принятием 372-ФЗ.
В заключении хочется сказать, что к сожалению, саморегулируемые организации и Ростехнадзор в какой-то степени оказались заложниками нынешней ситуации. Поэтому ни в коей мере, не призывая к поблажкам, хотелось бы увидеть обе стороны в конструктивном формате, решающими вопросы, связанные с переходным периодом и необходимостью разработки и принятия новых нормативных документов, адаптированных под требования нынешней редакции Градостроительного кодекса РФ. Также представляется крайне важным учитывать тот момент, что функции контроля за саморегулируемыми организациями всё-таки осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Поэтому и Национальным объединениям, и Минстрою России в обязательном порядке необходимо учитывать уже семилетний опыт Ростехнадзора при работе над новыми законодательными инициативами в сфере саморегулирования.