После продолжительного переходного периода реформа строительного саморегулирования вступила в свои права. Однако, путёвку в новую жизнь не получили порядка 130-ти СРО, которые находятся в подвешенном состоянии из-за частичной или полной утраты средств КФ. Половина саморегулируемых организаций по стране, входящих в НОСТРОЙ, – слишком большая пропорция, чтобы возлагать вину только на функционеров, упрекая их в мошенничестве и некомпетентности. Причину следует искать в огрехах законодательства, отсутствии мониторинга проводимого социально-экономического эксперимента и непринятии своевременных мер со стороны надзорных органов.
Есть и остаются «бизнесмены от саморегулирования», но подавляющее большинство СРО, попавших в беду, пострадали из-за политики Центробанка, кстати, аналогично тому, как и Аппарат НОСТРОЙ.
Ситуация с пропавшими миллиардами затрагивает финансовые интересы и права допуска на рынок многих тысяч строительных компаний.
Поэтому Национальному объединению строителей давно пора предметно заняться поиском выхода из создавшегося положения вместо охоты на ведьм. Разобраться на общественном уровне, какие СРО действительно закоммерционализованы, а какие допустили промах, и как его исправить. Практика показывает, что строители выступают за стабильность и готовы восполнить КФ на разумных принципах.
Вряд ли стоит устраивать апокалипсис с принудительным отлучением от саморегулирования половины организаций под надуманным предлогом восполнения КФ за «мёртвых душ», каковых в каждой СРО не менее 40%.
Видимо, оценивая масштаб проблемы, ответственные чиновники поспешно протолкнули 126-ФЗ, устанавливающий новый «Юрьев день» для размещения средств КФ на спец-счетах, – 1 сентября 2017 года. Но это ещё полдела – надо прийти к единому толкованию требований закона.
Пора НОСТРОЙ сменить пластинку и перестать упоминать об «исторических максимумах КФ», чтобы ловить на этот крючок нечистых на руку руководителей СРО. Важнее помогать строителям, желающим сохранить свои СРО и исключить разброд в рядах саморегуляторов.
Комитет по транспорту и строительству Государственной Думы даёт четкое разъяснение нормы закона в части обязанности по размещению средств КФ. На основании новой редакции саморегулируемая организация размещает в полном объёме средства компенсационного фонда либо в соответствии с требованиями, действовавшими до 4 июля 2016 года, либо в соответствии с новыми требованиями, введёнными Федеральным законом № 372-ФЗ.
По сравнению с подлинником 126-ФЗ в разъяснении союз «или» заменяется на «либо – либо», что приводит к однозначному толкованию важнейшего положения закона.
В результате действующие СРО, пострадавшие от банкротства банков, имеют возможность сформировать компенсационные фонды возмещения вреда и договорных обязательств на равных условиях с вновь учреждаемыми региональными СРО.
Надо понимать, что члены СРО, сохранивших и преумноживших средства КФ, находятся в привилегированном положении, так как они могут претендовать за счёт причитающейся доли на повышенный уровень ответственности по КФ ВВ или зачёт по КФ ОДО.
Члены СРО, проворонивших свой КФ, получают урок впредь и наказываются дополнительными денежными взносами.
Однако, все три категории СРО: благополучные, пострадавшие и вновь созданные, находятся в равном положении к требованиям закона. Компенсационный фонд по своей природе не может оставаться статичной величиной, надо лишь, чтобы его минимальный размер соответствовал сумме, полагающейся по уровням ответственности действующих членов.
Что касается вступления новых членов, они по размеру взносов в КФ не получают никаких преимуществ, зависящих от приведённых выше категорий СРО. Никаких поблажек, закон един для всех. В то же время, вступая в благополучные СРО, они должны быть избавлены от повышенных дополнительных взносов по «историческому максимуму» при выплатах из КФ.
После 1 июля все строительные СРО, за единичными исключениями, работают в обычном режиме. Разница между ними лишь в том, что половина из них имеет «чёрные метки» в виде не предоставления статуса операторов системы НРС.
Но жизнь идёт, строительные компании, не имея объективных ориентиров по надёжности, переходят в региональные СРО, идёт приём новых членов в СРО, не имеющие гарантий сохранить свой статус. Во всём этом трудно разобраться строителям.
Резонный вопрос: надо ли ждать 1 октября 2017 года, когда Ростехнадзор будет рубить сплеча, или Национальному объединению всё же провести анализ и досрочно гласно выразить мнение о своих членах и отстаивать его в надзорном органе. Самое главное, внести ясность для строительного сообщества: кто есть кто в саморегулировании на сегодня.