***
Ключевой темой круглого стола стал обзор практики по искам заказчиков к саморегулируемым организациям в сфере строительства. В рамках этого события с докладом выступила Виктория Панарина, предложив слушателям чёткий алгоритм анализа поступивших исков для защиты прав и компфондов СРО в условиях все возрастающих аппетитов истцов.
Чек-лист имеет четыре раздела, и начать анализ предъявленных к саморегулируемой организации требований Виктория Валерьевна рекомендует с исследования формальных критериев и статуса сторон. В этой части юридической службе СРО предстоит ответить на следующие вопросы:
- Каков статус истца (частное, государственное или муниципальное лицо)?
- Выяснить процессуальный статус СРО в деле (ответчик, соответчик, третье лицо)?
- Уточнить характер ответственности – субсидиарная либо солидарная.
- Был ли подрядчик членом СРО на дату заключения контракта/возникновения обязательств?
- Имел ли право член СРО заключать контракт (внесён ли взнос в КФ ОДО)?
- Применялись ли меры дисциплинарного воздействия на момент участия в закупке/заключения контракта (приостановление права)?
- Какой совокупный размер обязательств был у подрядной организации на дату заключения контракта?
- Был ли подрядчик включён в РНП?
В следующем блоке СРО нужно изучить параметры спорного договора. Важны следующие аспекты:
- определить статус договора (действующий, расторгнут по соглашению или в одностороннем порядке, исполнен);
- определить способ заключения договора (конкурентная или неконкурентная закупка);
- установить, использовал ли заказчик возможность взаимозачёта;
- проверить наличие обеспечения исполнения контракта (банковская гарантия), её действительность и объём покрытия (перечень действующих банковских гарантий можно найти в реестре на сайте госзакупок);
- выяснить, содержит ли спорный контракт этапы с разными видами работ (проектные, изыскательские, строительные), требующими членства в СРО иного вида.
- проверить, не предъявлялись ли ранее аналогичные требования по тому же контракту (чтобы исключить повторное взыскание);
- проверить соблюдение заказчиком претензионного порядка (вызов на осмотры, рекламации и прочее), а также соблюдение гарантийных сроков;
- уточнить, не выявлялись ли явные недостатки на момент приёмки (при подписании акта);
- проверить размер требований, они не должны превышать 1/4 минимального размера КФ ОДО;
- при наличии полиса привлечь страховую компанию к участию в деле третьим лицом;
- проверить, не истёк ли срок исковой давности;
- оценить необходимость привлечения НОСТРОЙ к делу;
- убедиться в отсутствии требований о возврате госпошлины, ранее взысканной с члена СРО;
- оценить размер заявленных требований, проверить, не заявлены ли проценты по статье 395 Гражданского кодекса РФ;
- проверить наличие уголовных дел в отношении подрядчика/заказчика по указанным контрактам.
Первым получил такое право Арбитражный центр при Российском союзе промышленников и предпринимателей. В нём летом 2018 года была создана специализированная Коллегия по спорам в сфере строительства. Коллегия образована в рамках реализации соглашения о сотрудничестве РСПП с Ассоциацией «Национальное объединение строителей» и присоединившейся к Соглашению Ассоциацией «Национальное объединение проектировщиков и изыскателей».
К компетенции Коллегии по спорам в сфере строительства относятся:
- Споры, возникающие из договоров строительного подряда, в том числе, но не исключительно, на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, а также споры прямо или косвенно связанные с данными договорами.
- Споры, возникающие из договоров на выполнение инженерных изысканий и на подготовку проектной документации в сфере строительства, а также споры прямо или косвенно связанные с данными договорами.
- Корпоративные и иные споры, связанные с саморегулированием в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе, но не исключительно, касающиеся выплаты из компенсационных фондов и применением мер гражданско-правовой ответственности за нарушение своих обязательств (обязанностей) членами саморегулируемой организации.