Министерство строительства и ЖКХ РФ опубликовало письмо от 7 ноября 2024 года № 29456-ОГ/08 за подписью директора департамента градостроительной деятельности и архитектуры Владимира Калинкина. В документе обсуждаются способы обоснования безопасности, указанные в 384-ФЗ. Главное строительное ведомство подчёркивает, что все способы, перечисленные в Федеральном законе, являются равнозначными. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Калуги.
***
Как отмечает Минстрой, согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», безопасность зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, обеспечивается посредством соблюдения требований указанного нормативного правового акта и требований, устанавливаемых одним или несколькими документами, предусмотренными статьёй 6 всё того же 384-ФЗ.
Исчерпывающий список таких документов включает 4 позиции:
1. Национальные стандарты Российской Федерации и (или) своды правил, предусматривающие требования безопасности зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, которые применяются со дня включения таких требований в реестр требований, подлежащих применению при проведении экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и сноса объектов капитального строительства.
2. Международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств.
3. Стандарты организаций.
4. Результаты применения предусмотренных частью 6 статьи 15 указанного федерального закона способов обоснования соответствия архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий по обеспечению безопасности зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, требованиям, установленным Федеральным законом № 384-ФЗ.
При этом эксперты Минстроя подчёркивают, что данные способы являются равнозначными, применение любого из них обеспечивает соблюдение требований 384-ФЗ. Также министерство добавляет, что актуальная редакция 384-ФЗ не предусматривает разграничений требований документов по стандартизации на обязательные и добровольные.
Стоит добавить, что часть 6 статьи 15 данного закона, на которую ссылаются в 4-ом пункте, гласит следующее:
«Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации здания, сооружения, вправе обосновать соответствие архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий, содержащихся в этой проектной документации, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, в том числе в случае отсутствия соответствующих требований в документах по стандартизации, указанных в статье 6 настоящего Федерального закона, одним или несколькими из следующих способов:
1) результаты исследований;
2) расчёты и (или) испытания;
3) моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;
4) оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий».
Национальные стандарты и своды правил, подлежат ревизии и в необходимых случаях пересмотру и (или) актуализации не реже, чем один раз в пять лет. Необходимость применения стандартов организаций или обоснования по 4-ому пункту может быть установлена в задании на проектирование.