По мнению экспертов дальневосточной СРО, государственные и муниципальные технические заказчики в Сахалинской губернии практикуют систематическое занижение сметной стоимости работ при определении начальной максимальной цены контрактов (НМЦК) в сфере строительства. Это достигается незаконным применением понижающего коэффициента. По итогам 46-ти закупок «экономия» на подрядчиках составила более 270-ти миллионов рублей. Такие данные привёл генеральный директор Ассоциации Региональное отраслевое объединение работодателей «Сахалинское Саморегулируемое Объединение Строителей» (Ассоциация «Сахалинстрой», СРО-С-019-06072009) Валерий Мозолевский губернатору Валерию Лимаренко в ходе заседания Инвестиционного совета. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Южно-Сахалинска.
***
По словам Валерия Павловича, такие действия заказчиков нарушают требования постановления регионального Правительства № 95 «Об утверждении порядка формирования, реализации адресной инвестиционной программы Сахалинской области…», согласно которым предписано заказывать бюджетные лимиты на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства в объёме сметной стоимости этих объектов.
Правительство или муниципалитеты выделяют лимиты, которые обосновал заказчик, в полном объёме. Но при этом не контролируют заявочные формы, в которых чётко прописано, что необходимо заявлять лимиты в объёме стоимости объекта, рассчитанной на весь период строительства, то есть в размере будущего НМЦК. То же происходит и с заказами учреждениями, лицами, ответственными за эксплуатацию зданий, сооружений бюджетных средств на выполнение капитальных ремонтов объектов областной и (или) муниципальной собственности.
Как отметил глава Ассоциации «Сахалинстрой»: «Вначале они заказывают лимиты в рамках сметной стоимости, затем через год-полтора выходят на закупки. Мы дважды встречались в Министерстве экономического развития, сделали «трепанацию» некоторых заявок муниципальных заказчиков и выявили причину!».
Причин, собственно, две. Во-первых, заявки формируют неквалифицированные работники. Во-вторых, отсутствует финансовый контроль при формировании и проведении закупок. Как уже сказано, заявленные лимиты бюджетных средств Правительством области выделяются в полном объёме. Однако при проведении закупок получается разрыв. И вместо того, чтобы обратиться к ГРБС для выделения дополнительных лимитов из-за неправильной прошлой заявки, заказчики незаконно уменьшают сметную стоимость объекта (применяя расчётный снижающий коэффициент к сметной стоимости), чтобы заниженная НМЦК соответствовала неправильно заказанному лимиту средств.
Губернатор внимательно выслушал замечания саморегуляторов, после чего предложил региональному министру экономического развития Алексею Успенскому и Валерию Мозолевскому представить председателю Правительства области Алексею Белику несколько контрактов с применением понижающего коэффициента, чтобы рассмотреть их и принять решения, а также чтобы не допустить подобное впредь.
Мнение главы региона однозначно – применение каких-либо понижающих коэффициентов к сметной стоимости недопустимо. Заказчики обязаны заказывать необходимые лимиты бюджетных средств на новые проекты строительства или капитальные ремонты объектов.
В случае недостатка лимитов, которые могут появиться в дальнейшем, у заказчиков есть два выхода. Либо подавать заявку к ГРБС или в муниципалитет на выделение дополнительных средств. Либо исключать из проекта виды работ или объёмы работ, чтобы начальная максимальная цена контракта была рассчитана в соответствии с приказом № 841/пр Минстроя России.