***
С 1 сентября 2024 года вступили в силу основные положения Федерального закона от 25 декабря 2023 года № 653-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Изменения в данном нормативном правовом акте предлагают способы обоснования закладываемых проектных решений, и уравнивание их статуса, без деления на «обязательные» и «добровольные». В качестве доказательной базой технического регламента, теперь по закону, могут применяться:
- национальные стандарты и (или) своды правил (часть национального стандарта и (или) часть свода правил);
- международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
- стандарты организаций;
- результаты применения предусмотренных частью 6 статьи 15 Технического регламента способов обоснования, утверждённые лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.
- результаты исследований;
- моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;
- расчёты и (или) испытания возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;
- оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.
Есть и особенности применения международных стандартов. Так, новый порядок техрегулирования даёт возможность применения международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств.
Ожидается, что при применении иностранных документов будет следующий эффект: уменьшений сроков строительства, удешевление строительства и возможность применять передовые строительные технологии. Только нужно учесть, что иностранные документы по стандартизации применяются с момента их включения в Фонд стандартов, а порядок и условия применения иностранных стандартов установлены приказом Росстандарта от 21 июня 2021 года № 1061.
И можно теперь сказать: прощайте СТУ, да здравствует СТО! С вступлением в силу новых изменений утрачивает силу механизм использования специальных технических условий (СТУ). Однако, одновременно с этим повышается статус стандартов организаций (СТО), которые будут применяться в качестве доказательной базы технического регламента наравне со сводами правил, ГОСТам и с другими документами по стандартизации. Такие стандарты организации приравниваются по своему статусу для доказательной базы технического регламента к сводам правил, ГОСТам и с другими документами по стандартизации.
Сфера действия такого стандарта должна распространяться на те виды безопасности, которые указаны в Федеральном законе № 384-ФЗ – механическая безопасность; пожарная безопасность; безопасность при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях; безопасные для здоровья человека условия проживания и пребывания в зданиях и сооружениях; безопасность для пользователей зданиями и сооружениями; доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; энергетическая эффективность зданий и сооружений; безопасный уровень воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.
Как разработать СТО? Сначала принимается решение о применении СТО. Решение принимает лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, либо оно устанавливается в задании на проектирование. В соответствии с ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организации. Общие положения» идёт разработка СТО.
Потом стандарт организации должен пройти экспертизу в профильном техническом комитете Росстандарта и получить там положительное экспертное заключение. Далее такой стандарт регистрируется в соответствующем фонде Росстандарта, и СТО может применяться, но только с даты регистрации в фонде стандартов. СТО может применяться в качестве инструмента стандартизации инновационных решений, не отражённых в действующей нормативной базе, либо в качестве альтернативного, более совершенного механизма обеспечения безопасности. Однако и в том, и в другом случае он не может занижать существующие показатели безопасности.