Доклад представителя Союза Строительных компаний Урала и Сибири (ССК УрСиб, СРО-С-030-24082009) на недавно прошедшей XIV областной практической конференции «Контрактная система. Новая реальность» был посвящён актуальным требованиям цифровизации в строительном госзаказе. С подробностями – наш добровольный эксперт из Челябинска.
***
Несколько дней назад ССК УрСиб приняла участие в этой конференции. В качестве спикера выступила директор департамента права Союза строительных компаний Урала и Сибири Наталья Разумова (на снимке – ред.), её доклад был посвящён цифровизации строительного госзаказа, нормативной базе и региональным особенностям применения технологий информационного моделирования и формирования исполнительной документации в электронном виде.
В самом начале выступления Наталья Михайловна отметила, что цифровизация строительства является сегодня одним из важнейших трендов отрасли. Но тут же вспомнила фразу из замечательной комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» про то, как «наши космические корабли бороздят просторы Вселенной», имея в виду, что до недавнего времени в отношениях заказчика и подрядчика наблюдалась похожая на сцену в картине ситуация, когда одна из сторон ратовала за цифровизацию при реализации строительных проектов, а другая сторона её вовсе не слышала.
Но ситуация меняется, и тому способствует федеральный и региональный законодатель, устанавливая требования по цифровизации строительства, которые обязаны исполнять заказчики и подрядчики. Поэтому «цифра» всё глубже проникает в строительство.
Госпожа Разумова прокомментировала ряд законодательных нововведений в этой области, после чего предложила вниманию слушателей краткие выводы, сделанные экспертами Научно-консультативной комиссии Национального объединения строителей на основе анализа действующих нормативно-правовых актов в отношении цифровизации строительства:
1. При строительстве объекта капитального строительства должна формироваться и вестись его информационная модель. В случаях, установленных Правительством РФ, формирование и ведение информационной модели является обязательным.
2. Обеспечение формирования и ведения информационной модели возложено на застройщика, технического заказчика, лицо, обеспечивающее или осуществляющее подготовку обоснования инвестиций (при его наличии). В задание на проектирование нужно обязательно включать требование о цифровой информационной модели ОКС.
3. Обязанность по формированию и ведению информационной модели может быть условиями контракта возложена на подрядчика при условии отдельного финансирования этого вида работ.
4. Расходы на информационную модель необходимо включать в НМЦК.
5. Государственные заказчики (в случае принятия соответствующего нормативного правового акта субъекта Российской Федерации) обязаны обеспечить формирование и ведение исполнительной документации на этапе строительства исключительно в электронном виде с учётом отдельного финансирования. При этом состав, порядок ведения исполнительной документации в электронном виде, обязанности и права сторон по направлению (предоставлению) исполнительной документации должны быть установлены контрактом.
6. Подрядчик имеет право формировать и вести исполнительную документацию в электронном виде в любой информационной системе, соответствующей требованиям законодательства, а также условиям контракта.
7. Правом подписи исполнительной документации в электронном виде обладают специалисты по организации строительства, внесённые в соответствующий Национальный реестр, обладающие электронными подписями.
8. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) условий контракта (в том числе, по формированию и ведению информационной модели, исполнительной документации в электронном виде) подрядчик несёт гражданскую ответственность.
9. Лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности (в том числе в части формирования и ведения информационной модели, исполнительной документации в электронном виде), несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 58 ГрК РФ).
10. В случае неисполнения подрядчиком обязанности по формированию и ведению информационной модели объекта капитального строительства, по формированию и ведению исполнительной документации, в электронном виде (в случае если такая обязанность предусмотрена государственным, муниципальным контрактом), у саморегулируемой организации, в которой состоит подрядчик, может возникнуть субсидиарная ответственность, предусмотренная статьёй 60.1 ГрК РФ.